Особенности личности заикающихся подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение личности заикающихся подростков .
Задачи работы :
1.Изучить особенности формирования личности заикающихся подростков
2.Рассмотреть системы воспитание личности заикающихся подростков

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные сведения об истории изучения заикания……………………4
2. Причины заикания ………………………………………………………….10
3. Типы заикания……………………………………………………………….13
4. Динамика формирования личности заикающихся …………………….14
5. Воспитание личности заикающихся………………………………………24
6. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков……27
7. Заключение……………………………………………………………………35
8. Список использованной литературы……………………………………...37

Работа содержит 1 файл

Особенности личности заикающихся подростков .doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные  вегетативные изменения. Например, М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется  вегетативная дистония. По мнению Szondi, из 100 заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидные нарушения. Он считает, что заикающиеся рождаются вазоневротиками. Gerdner объективно показал изменение нейровегетативной реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз). 
 
 
 
 
 

ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ

Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил  аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные  ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

Зарубежные  исследователи в числе причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию  организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

Таким образом  в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

В настоящее  время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и  производящие («толчки»). При этом некоторые  этиологические факторы могут как  способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим  причинам относятся  следующие:

  • невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
  • невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);
  • конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
  • наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака).

При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины  вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической  сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным  условиям относятся:

 физическая  ослабленность детей; 

возрастные  особенности деятельности мозга;

большие полушария  головного мозга в основном формируются  к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется: функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

ускоренное  развитие речи (3—4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции  быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей  в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

скрытая психическая  ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений  с окружающими;

конфликт  между требованием среды и  степенью его осознания;

недостаточность положительных эмоциональных контактов  между взрослыми и ребенком. Возникает  эмоциональная напряженность, которая  нередко внешне разрешается заиканием;

недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Типы  заикания

   Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает  пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся  повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги. В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга. При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но с случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание». 
 
 
 

   Динамика  формирования личности заикающихся

Психологический аспект изучения проблемы заикания неразрывно связан с  вопросами реабилитации и социальной адаптации самих  заикающихся. По определению Ю. А. Флоренской, заикание – “социальное заболевание". Подход к данной проблеме невозможен без изучения развития и формирования общения.

Общение как  процесс является определяющим условием 
формирования личности. В основе психического развития 
человека лежит усвоение ребенком общечеловеческого опыта через 
совместную со взрослым практику и через речь. Именно 
поэтому можно говорить об определяющем значении в развитии личности полноценного речевого общения. Полноценное общение оказывает положительное влияние на развитие психических процессов и состояний: улучшает работоспособность, активизирует мышление, повышает эффективность деятельности .

Заикание  является одним из важных факторов, нарушающим полноценное общения. Что  же касается самих заикающихся, то, как показывают исследования различных возрастных групп, выявляются специфические нарушения познавательных процессов, личности и деятельности общения в отличие от лиц без речевых нарушений. Исследования взрослых заикающихся показывают, что у них нарушении не только психологические компоненты вербальной коммуникации, то есть ”говорение и слушание” , но и средства невербальной коммуникации, как в плане самовыражения, так и в плане восприятия. Целый ряд исследований  выявил определенное снижение возможностей познавательной деятельности. Все это вполне закономерно, если учитывать наличие нарушений речи в процессах “общения и обобщения” при заикании.

В рамках нормального  развития речь является лишь одним  из средств общения и используется для достижения неречевых целей. В редких случаях целью речевой деятельности может служить порождение высказывания (профессиональный подход : ораторское искусство, филология, философия и проч.). Исследования взрослых заикающихся  показали, что для них является характерным изменение смысловой системы связей личности с окружающим миром. Речевая деятельность для них становится смыслообразующей. Речь из средства превращается в цель, что способствует формированию своеобразной личности с так называемыми “специфическими чертами заикающихся”.

Современный подход к проблеме заикания требует  необходимость учета последних исследовании в этой области. Учёт неоднородности контингента заикающихся позволяет избежать противоречия в результатах, по чаемых в процессе исследований.

Важность  разделения заикания на невротическую и неврозоподобную формы в настоящее время признается многими исследователями. 
Проводилось исследование – изучались проблемы формирования

личностных  нарушений у взрослых заикающихся  в структуре деятельности общения  и их нозологической неоднородности.  
Исследование проводилось в лаборатории патологии речи ВНИИ ОСП им. в. И Сербского, на базе московской ПНБ № 12.

Было изучено 104 взрослых заикающихся, находящихся  на стационарном лечении, из которых 62 человека с невротическим заиканием,42 – с неврозоподобным. Возраст - от 18 до 45 лет, образование – среднее, средне - специальное, высшее.

Основной  метод исследования – анализ истории  жизни пациентов. История жизни  составлялась на основании анамнестических  данных историй болезни, специальных бесед и анкет, выявляющих общие закономерности формирования личности заикающихся на разных этапах возрастного развития.

Подобный  приём исследования достаточно широко используется в патопсихологической практике . Психологический анализ  
истории жизни направлен на выявление особенностей деятельности общения на разных возрастных этапах: раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый.

Для группы лиц  с НЕВРОТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ЗАИКАНИЯ история жизни преимущественно характеризовалась следующими чертами.

В период раннего  детства психическое , физическое и  речевое 
развитие формально соответствовало возрастным нормам. Тем не менее родители и педагоги уже в этом периоде отмечали робость и повышенную впечатлительность. Отдельные запинки, появившиеся в возрасте 3-4-х лет, учащались под влиянием волнения или соматической астенизации, но особенно не беспокоили пациентов, не тяготили, не влияли на их характер и на взаимоотношения со сверстниками.

В старшем  дошкольном возрасте отмечалось достаточно быстрое развитие познавательной деятельности. Многие (70%) к 6-ти годам уже могли читать и проявляли повышенный интерес к книгам. Характер предпочитаемых игр был разнообразен : от “шумных” – коллективные игры, до “тихих” – конструирование, рисование и т.п. Характерным для этого периода было желание выделиться, быть замеченным.

Поступление в школу, вхождение в новый, большой  детский коллектив не было особенно значимым для них. Как и все  дети этого возраста, они не осознавали того факта, что в коллективе сверстников речевое общение становится более сложным, чем в семье. Наличие самого дефекта речи в этом возрасте не вполне осознавалось и не вызывало отрицательных эмоциональных переживаний. Все пациенты этой группы  желанием поступали в школу и ответственно относились к школьным занятиям, заданиям и классным поручениям. В ряде случаев отмечалась повышенная ответственность. Адекватный интерес к учёбе подкреплялся хорошим усвоением школьной программы и реальными успехами. Большинство учились на “хорошо” и  “отлично” (86%). Однако уж в это время многие (93%)отмечали появление страха перед учителем при ответе у доски и боязнь запинок, что влекло за собой снижение активности на уроках. Вне школьной ситуации заикание не тяготило и не замечалось самими детьми. Отношения со сверстниками складывались достаточно удачно.

В подростковом возрасте картина общения и личностного  развития резко менялась. Повышенное внимание подростка к своей личности, внешности, речи и особенно к оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников способствовало усилению их сензитивности, ранимости, значительно возрастал страх именно перед речевыми ситуациями, особенно значимыми для подростка. В этот же период отмечалось значительно ухудшение речи (заикание), хотя и сохранялась его ситуационная обусловленность.

Круг ситуаций, в которых заикание становилось  существенной помехой, значительно  расширялся. Появление многопредметности  связано с появлением новых преподавателей, отношения с которыми у пациентов  носили конфликтный характер. Преподаватели замечали у них достаточно “гладкую” речь на перемене в общении со сверстниками, в то время как на уроке, у доски появлялось заикание. Плохая речь, по мнению некоторых педагогов, была связана с плохим знанием урока. Сами заикающиеся сознавали, что недостаточно твёрдое знание урока вызывало чувство неуверенности, страха за плохую оценку, а связанное с этим волнение способствовало ухудшению речевого состояния.

По словам самих заикающихся, им снижали оценки за письменные ответы (15%), которыми те старались заменить устные. Здесь можно уже говорить о начале формирования своеобразного отношения пациентов с окружающими через призму речевого дефекта. Так появление плохих оценок и “несправедливого” отношения со стороны учителей теперь напрямую связываются с заиканием (63%). Сужение круга друзей – с появлением насмешек и поддразниваний со стороны сверстников (20%). Более подробная беседа с заикающимися на эти темы дала возможность сделать вывод о том, что дразнили в основном тех, кто по складу своего характера был более конфликтен и сам доставлял коллективу “беспокойство” (24%).

Подобное  положение приводило к изменению  отношения к учебной деятельности, снижению успеваемости и появлению  избирательности в отношении  учебных предметов и товарищей (63%). Интерес чаще проявлялся к тем предметам, которые вёл учитель, терпеливо относящийся к ученику, понимающий его истинные трудности.

Осознание речевого дефекта и опасение насмешек приводило  к избеганию общения с лицами противоположного пола, сужению круга бывших друзей, усилению замкнутости, появлению повышенной раздражительности что в целом способствовало в это время развитию чувства собственной не полноценности. Изменялся и характер участия пациентов в общественном жизни класса. Большее предпочтение отдавалось “неречевым поручениям”, занятиям в художественной самодеятельности (пение, танцы),работе в редколлегии.

Информация о работе Особенности личности заикающихся подростков