Особенности и проблемы социально-педагогической деятельности в 60-80-х гг. XX в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:35, реферат

Описание работы

В развитии социальной педагогики можно выделить несколько предпосылок. Исторической предпосылкой являлось социально-экономическое развитие России и Украины к началу XX в. Основными тенденциями экономического развития общества в XX в. являлись: развитие промышленного и земледельческого производства; совершенствование машинной и земледельческой техники; развитие рыночной денежной системы; системы средств сообщения; расширение территории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки зарождения социальной педагогики в России и Украине…4
2. Особенности развития социально-педагогической теории и практики в 60-80-е гг. ХХ в……………………………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Реферат по Актуальным проблемам.docx

— 48.27 Кб (Скачать)

 

РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Г. ЯЛТА)

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

Реферат по предмету: «Актуальные  проблемы социальной педагогики» на тему:

 «Особенности и проблемы социально-педагогической деятельности в 60-80-х гг. XX в.»

 

 

                                                                           

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнила:

                                                                             студентка 5-го курса

                                                                             группы 51-ЕСП (специальность

                                                                             «Социальная педагогика»)

                                                                             Кравченко Ю.Ю.

 

                                                                             Научный руководитель:

                                                                             Безносюк Е.В.

                                                                                  

 

 

 

 

Евпатория, 2012

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предпосылки зарождения социальной педагогики в России и Украине…4

2. Особенности развития социально-педагогической теории и практики в 60-80-е гг. ХХ в……………………………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованных источников…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как специфическая часть  педагогической науки социальная педагогика опирается на научные подходы  и принципы и имеет свой понятийно-категориальный ряд. Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, так как выделилась из последней, однако имеет и свою специфику.

Сегодня практически нет  социальных групп населения, которые  чувствовали себя социально защищенными или благополучными. И в первую очередь это касается детей и молодежи. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества.

В педагогической сфере в 60 - 70 годы в странах СССР были предприняты  попытки ввести специалистов, ориентированных  на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школах, педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, работники  внешкольных учреждений, клубов и  др.). Постепенно формировалась и  утверждалась идея целенаправленного  создания социально-педагогического  опыта, развивалась идея интеграции, межведомственного подхода в  социальной деятельности, изменялся  характер взаимодействия школы с  другими институтами. Однако развитие продолжало сдерживаться отсутствием  профессионально подготовленных кадров, отсутствия научного подхода к решению  практических проблем.

В настоящее время для  социальной педагогики в нашем государстве характерен активный поиск определения своего предмета исследования. Вместе с тем этот поиск не всегда ведется с учетом исторической специфики отечественной социальной педагогики, которая помогает раскрыть её своеобразие, дает понимание специфики современного этапа её развития и дальнейших перспектив.

1. Предпосылки зарождения социальной педагогики в России и Украине

Исторической предпосылкой специфики общества как фактора  социализации являлось социально-экономическое  развитие Российского государства к началу XX в., обусловившее общественную потребность подготовки нового "экономического" и "социального" человека и взаимосвязанное с этим выделение социального воспитания как условия этой подготовки; усложнение социальной дифференциации общества и актуализированную этим потребность социальной адаптации.

Основными тенденциями экономического развития общества вначале XX в. являлись:

- развитие промышленного и земледельческого производства;

- совершенствование машинной и земледельческой техники;

- развитие рыночной денежной системы; системы средств сообщения;

- расширение территории.

В системе социальных отношений  была ослаблена сословность - процесс социальной дифференциации общества обусловил усложнение его социальной структуры, т.е. оформление новых социальных слоев, профессиональных групп.

Неизбежным следствием развития рынка, фабрично-заводского производства становилась большая занятость "фабричных  родителей", а также рабочих-поденщиков, мелких торговцев, вынужденных надолго  оставлять свое жилье.

В контексте специфических  особенностей социально-экономического развития общества к началу XX в. педагог М.М. Рубинштейн рассматривал проблему теоретической разработки и практической организации общественного воспитания. "Жизнь настолько усложнилась и расширилась, - писал он, - что родительское чувство и семья как воспитательный фактор нуждается в обществе и знании, как в необходимых помощниках. Нужно требовать всеобщего дошкольного воспитания, воспитательного воздействия школы и целого ряда воспитательных послешкольных учреждений. Общественное воспитание дополнит то, что не в силах дать семья при современных условиях".

Итак, историческая предпосылка социально-экономического развития общества к началу XX в. актуализировало общественную потребность подготовки нового "экономического" и "социального" человека; значимость воспитания как социального института, в котором общественное воспитание рассматривалось дополняющим семейное в различных типах государственных, общественных и частных учреждений; значимость общественного воспитания и социально-педагогической теории как необходимых условий подготовки "экономического" и "социального" человека".

Исторической предпосылкой, обусловившей специфику российского  государства как фактора социализации, являлось также политическое развитие общества к началу XX в.

Политическое развитие российского  общества XX в. характеризовалось активным процессом создания политических партий и союзов, представлявших интересы различных социальных слоев и групп населения, а также политической деятельностью земств.

Педагогическая составляющая как необходимый компонент политических программ, выдвигаемых различными политическими  партиями и союзами в XX в., определяла в идеологическом плюрализме возможность выбора "социального заказа" (направленности общественного воспитания), а, следовательно, и разработки социальной педагогики как условия реализации "социального заказа".

Ведущей идеей, определявшей направленность политического развития общества в XX в., являлась идея парламентаризма, необходимо предполагавшая самоуправление народа посредством его представителей. Основой установления правового демократического строя рассматривалось земское управление.

Таким образом, политическое развитие общества в XX в., определявшееся идеей парламентаризма, обусловило общественную потребность разработки социально-педагогической теории как условия подготовки нового человека, а также актуализировало общественную потребность деятельности учреждений самоуправления, общественных и политических организаций, союзов и в этой связи целенаправленную подготовку к такому роду деятельности.

Основными принципами организации  системы социальной помощи и социальной защиты в России и Украине в XX в. являлись:

а) децентрализация управления;

б) индивидуализация социальной защиты и социальной помощи, предполагавшая преобладание открытых форм помощи и профилактические характера социальной работы;

в) привлечение общественности к управлению и работе в социальных учреждениях;

г) государственно-общественное стимулирование социальной помощи.

Как историческая предпосылка  развитие основ гражданского общества в России в начале XX в. (институт самоуправления, система социальной помощи и социальной защиты, национальное самосознание) обусловило его субъектность как фактора социализации и актуализировало общественную потребность подготовки к деятельности в учреждениях самоуправления, общественных, профессиональных и политических союзах, благотворительных организациях.

Таким образом, определение  совокупности исторических предпосылок, сложившихся в XX в. и обусловивших становление социальной педагогики, позволяет выделить историческую специфику отечественного социально-педагогического знания, которую необходимо учитывать в теоретико-методологическом поиске современного этапа развития.

2. Особенности развития социально-педагогической теории и практики в 60-80-е гг. ХХ в.

Важнейшими задачами развития образования и воспитания в 60-е  гг. стали всеобщее среднее образование  и профессиональная подготовка в  сочетании с посильным общественно  полезным трудом учащихся. Среднее образование должно было обеспечить не только прочные знания основ наук, но и политехническую подготовку с учетом потребности общества, способностей и желаний учащихся, а также нравственное, эстетическое и физическое воспитание подрастающего поколения. Школа в этот период развивалась как школа общеобразовательная, трудовая, политехническая.

Переход ко всеобщему среднему образованию был завершен к концу 1970-х гг. Одновременно с этим процессом  появилась новая социально-педагогическая тенденция - быстрое развитие школ и групп продленного дня. Министерство просвещения с целью упорядочения их работы ввело типовое Положение, а также опубликовало инструктивно-методическое письмо «О работе школ и групп продленного дня». В целом же, несмотря на ряд недостатков в их деятельности, такие школы оправдали себя в деле социального воспитания учащихся: создавали благоприятные условия для досуга детей, оказывали помощь семье.

Школа продленного дня работала с так называемыми трудными подростками. Режим дня и недели в ней определялся чередованием учебы, труда в школьных мастерских и отдыха. В свободное от уроков время учащиеся занимались иностранными языками, музыкой, ритмикой, рисованием, спортом. В 4-8 классах проводились кружковые и клубные занятия. Хорошо была налажена деятельность органов детского самоуправления. Система разнообразной внеурочной работы способствовала выявлению интересов и способностей детей, укреплению связи школы с жизнью.

Во многих регионах СССР школы продленного дня становились центрами социально-воспитательной работы с детьми в микрорайоне, так как выступали инициаторами взаимодействия с внешкольными культурно-просветительными и спортивными учреждениями, к воспитанию учащихся активно привлекалась общественность.

В 60-80-е гг. заметное развитие получило дошкольное общественное воспитание детей. Совместно с семьей дошкольные учреждения обеспечивали охрану детей, их подготовку к обучению в школе, создавали условия для активного участия женщин в трудовой и общественной деятельности.

Тогда же появился новый  тип дошкольного учреждения - ясли-сады, основной задачей которых стало всестороннее развитие и воспитание ребенка от рождения до поступления в школу. Постепенно ясли-сады становились основным видом дошкольных учреждений.

Высокими темпами развивалась  система общественного дошкольного воспитания в сельской местности, что способствовало закреплению кадров на селе, развитию сельскохозяйственного производства. Детские дошкольные учреждения здесь строились, как правило, по типовым проектам, обеспечивались методической литературой и учебно-наглядными пособиями. В конце 60-х гг. была введена усовершенствованная программа воспитания в детском саду, способствовавшая улучшению подготовки детей к школе. С начала 70-х гг. начала выходить в свет подписная библиотека «Детский сад на селе» и появилась специальная книга «Сельский детский сад».

Особым направлением в  развитии общественного дошкольного воспитания стало создание системы специализированных дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития. Именно в этот период появились детские учреждения для детей с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.

Большая роль в социально-педагогической работе отводилась нравственному воспитанию детей. Дошкольников знакомили с родным краем, жизнью и трудом их родителей. У детей воспитывали уважение к людям разных национальностей, к старшим. Много времени работники дошкольных учреждений уделяли знакомству детей сродной природой: животными, птицами, растениями. Осуществлялось эстетическое и физическое развитие.

Важной социально-педагогической проблемой в данный период считалось взаимодействие школы с детскими и подростковыми общественными организациями. Решение общей задачи воспитания подрастающего поколения, усиление воспитательной и социальной функции школы и общественных объединений детей и молодежи, осуществление всеобщего 8-летнего, а затем и всеобщего среднего образования, массовый охват учащихся 3-8 классов пионерским движением, а 9-10 классов комсомолом требовали укрепления связей основных институтов воспитания, более тесного их взаимодействия и разумного объединения воспитательных усилий.

Информация о работе Особенности и проблемы социально-педагогической деятельности в 60-80-х гг. XX в.