Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:35, реферат
В развитии социальной педагогики можно выделить несколько предпосылок. Исторической предпосылкой являлось социально-экономическое развитие России и Украины к началу XX в. Основными тенденциями экономического развития общества в XX в. являлись: развитие промышленного и земледельческого производства; совершенствование машинной и земледельческой техники; развитие рыночной денежной системы; системы средств сообщения; расширение территории.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки зарождения социальной педагогики в России и Украине…4
2. Особенности развития социально-педагогической теории и практики в 60-80-е гг. ХХ в……………………………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………17
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Г. ЯЛТА)
ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Реферат по предмету: «Актуальные проблемы социальной педагогики» на тему:
«Особенности и проблемы социально-педагогической деятельности в 60-80-х гг. XX в.»
Евпатория, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Предпосылки зарождения социальной педагогики в России и Украине…4
2. Особенности развития социально-педагогической теории и практики в 60-80-е гг. ХХ в……………………………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
Как специфическая часть педагогической науки социальная педагогика опирается на научные подходы и принципы и имеет свой понятийно-категориальный ряд. Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, так как выделилась из последней, однако имеет и свою специфику.
Сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали себя социально защищенными или благополучными. И в первую очередь это касается детей и молодежи. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества.
В педагогической сфере в
60 - 70 годы в странах СССР были предприняты
попытки ввести специалистов, ориентированных
на социально-педагогическую работу (организаторы
внеклассной и внешкольной
В настоящее время для социальной педагогики в нашем государстве характерен активный поиск определения своего предмета исследования. Вместе с тем этот поиск не всегда ведется с учетом исторической специфики отечественной социальной педагогики, которая помогает раскрыть её своеобразие, дает понимание специфики современного этапа её развития и дальнейших перспектив.
1. Предпосылки зарождения социальной педагогики в России и Украине
Исторической предпосылкой специфики общества как фактора социализации являлось социально-экономическое развитие Российского государства к началу XX в., обусловившее общественную потребность подготовки нового "экономического" и "социального" человека и взаимосвязанное с этим выделение социального воспитания как условия этой подготовки; усложнение социальной дифференциации общества и актуализированную этим потребность социальной адаптации.
Основными тенденциями экономического развития общества вначале XX в. являлись:
- развитие промышленного и земледельческого производства;
- совершенствование машинной и земледельческой техники;
- развитие рыночной денежной системы; системы средств сообщения;
- расширение территории.
В системе социальных отношений была ослаблена сословность - процесс социальной дифференциации общества обусловил усложнение его социальной структуры, т.е. оформление новых социальных слоев, профессиональных групп.
Неизбежным следствием развития рынка, фабрично-заводского производства становилась большая занятость "фабричных родителей", а также рабочих-поденщиков, мелких торговцев, вынужденных надолго оставлять свое жилье.
В контексте специфических особенностей социально-экономического развития общества к началу XX в. педагог М.М. Рубинштейн рассматривал проблему теоретической разработки и практической организации общественного воспитания. "Жизнь настолько усложнилась и расширилась, - писал он, - что родительское чувство и семья как воспитательный фактор нуждается в обществе и знании, как в необходимых помощниках. Нужно требовать всеобщего дошкольного воспитания, воспитательного воздействия школы и целого ряда воспитательных послешкольных учреждений. Общественное воспитание дополнит то, что не в силах дать семья при современных условиях".
Итак, историческая предпосылка социально-экономического развития общества к началу XX в. актуализировало общественную потребность подготовки нового "экономического" и "социального" человека; значимость воспитания как социального института, в котором общественное воспитание рассматривалось дополняющим семейное в различных типах государственных, общественных и частных учреждений; значимость общественного воспитания и социально-педагогической теории как необходимых условий подготовки "экономического" и "социального" человека".
Исторической предпосылкой,
обусловившей специфику российского
государства как фактора
Политическое развитие российского общества XX в. характеризовалось активным процессом создания политических партий и союзов, представлявших интересы различных социальных слоев и групп населения, а также политической деятельностью земств.
Педагогическая составляющая
как необходимый компонент
Ведущей идеей, определявшей направленность политического развития общества в XX в., являлась идея парламентаризма, необходимо предполагавшая самоуправление народа посредством его представителей. Основой установления правового демократического строя рассматривалось земское управление.
Таким образом, политическое развитие общества в XX в., определявшееся идеей парламентаризма, обусловило общественную потребность разработки социально-педагогической теории как условия подготовки нового человека, а также актуализировало общественную потребность деятельности учреждений самоуправления, общественных и политических организаций, союзов и в этой связи целенаправленную подготовку к такому роду деятельности.
Основными принципами организации системы социальной помощи и социальной защиты в России и Украине в XX в. являлись:
а) децентрализация управления;
б) индивидуализация социальной защиты и социальной помощи, предполагавшая преобладание открытых форм помощи и профилактические характера социальной работы;
в) привлечение общественности к управлению и работе в социальных учреждениях;
г) государственно-общественное стимулирование социальной помощи.
Как историческая предпосылка развитие основ гражданского общества в России в начале XX в. (институт самоуправления, система социальной помощи и социальной защиты, национальное самосознание) обусловило его субъектность как фактора социализации и актуализировало общественную потребность подготовки к деятельности в учреждениях самоуправления, общественных, профессиональных и политических союзах, благотворительных организациях.
Таким образом, определение совокупности исторических предпосылок, сложившихся в XX в. и обусловивших становление социальной педагогики, позволяет выделить историческую специфику отечественного социально-педагогического знания, которую необходимо учитывать в теоретико-методологическом поиске современного этапа развития.
2. Особенности развития социально-педагогической теории и практики в 60-80-е гг. ХХ в.
Важнейшими задачами развития
образования и воспитания в 60-е
гг. стали всеобщее среднее образование
и профессиональная подготовка в
сочетании с посильным
Переход ко всеобщему среднему
образованию был завершен к концу
1970-х гг. Одновременно с этим процессом
появилась новая социально-
Школа продленного дня работала с так называемыми трудными подростками. Режим дня и недели в ней определялся чередованием учебы, труда в школьных мастерских и отдыха. В свободное от уроков время учащиеся занимались иностранными языками, музыкой, ритмикой, рисованием, спортом. В 4-8 классах проводились кружковые и клубные занятия. Хорошо была налажена деятельность органов детского самоуправления. Система разнообразной внеурочной работы способствовала выявлению интересов и способностей детей, укреплению связи школы с жизнью.
Во многих регионах СССР школы продленного дня становились центрами социально-воспитательной работы с детьми в микрорайоне, так как выступали инициаторами взаимодействия с внешкольными культурно-просветительными и спортивными учреждениями, к воспитанию учащихся активно привлекалась общественность.
В 60-80-е гг. заметное развитие получило дошкольное общественное воспитание детей. Совместно с семьей дошкольные учреждения обеспечивали охрану детей, их подготовку к обучению в школе, создавали условия для активного участия женщин в трудовой и общественной деятельности.
Тогда же появился новый тип дошкольного учреждения - ясли-сады, основной задачей которых стало всестороннее развитие и воспитание ребенка от рождения до поступления в школу. Постепенно ясли-сады становились основным видом дошкольных учреждений.
Высокими темпами развивалась
система общественного
Особым направлением в развитии общественного дошкольного воспитания стало создание системы специализированных дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития. Именно в этот период появились детские учреждения для детей с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.
Большая роль в социально-педагогической работе отводилась нравственному воспитанию детей. Дошкольников знакомили с родным краем, жизнью и трудом их родителей. У детей воспитывали уважение к людям разных национальностей, к старшим. Много времени работники дошкольных учреждений уделяли знакомству детей сродной природой: животными, птицами, растениями. Осуществлялось эстетическое и физическое развитие.
Важной социально-
Информация о работе Особенности и проблемы социально-педагогической деятельности в 60-80-х гг. XX в.