Особенности групповой учебной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:10, реферат

Описание работы

Групповая деятельность является одной из форм работы преподавателя с учащимися и подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно и происходит. Группа выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.

Содержание

Вступление………………………………………………………………...3
1. Групповая форма обучения…………………………………………..4
2. Организация группо­вой работы……………………………………...9
3. Активные групповые методы………………………………………….12
Выводы………………………………………………………………….....18
Литература………………………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

педагогика реферат.doc

— 98.50 Кб (Скачать)


Содержание

Вступление………………………………………………………………...3

1. Групповая форма обучения…………………………………………..4

2. Организация группо­вой работы……………………………………...9

3. Активные групповые методы………………………………………….12

Выводы………………………………………………………………….....18

Литература………………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Групповая деятельность является одной из форм работы преподавателя с учащимися и подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно и происходит. Группа выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения: первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование у личности товарищеских черт и качеств (указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованной и здоровой группе) ; второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого ученика. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием группы, которая не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно - эстетических отношений.

Формы групповой деятельности отличаются от других форм, прежде всего, характером постановки задач и освоения опыта учащимися. В процессе групповой деятельности преподаватель тоже ставит задачи перед учащимися, но делает это незаметно, ученики как бы сами «открывают» их, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов группы. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии групповой деятельности члены группы ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.

             

1.Групповая форма обучения

Широко распространены три организационные формы обучения: индиви­дуальная, групповая и фронтальная. На разных истори­ческих этапах предпочтение отда­валось то одной, то другой из них. Примерно до XVI в. основной была индивидуальная форма. За­тем ее заменяет групповая. А с XIX века, когда ведущей в массовой школе стала классно-урочная сис­тема, преобладает фронтальная.

В двадцатые годы в советской шко­ле была групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев ос­нованный на принципе индивиду­ального обучения Дальтон-план, наши исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективис­тских черт, так появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условлен­ное время бригадир отчи­тывался перед учителем за все сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффек­тивность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной систе­ме, для которой характер­но преобладание фрон­тальной формы. Эта фор­ма и по сей день является основной, а вот обучающие и воспи­тательные возможности групповой работы явно недооцениваются. К тому же она строится совсем на других принципах. Эстонский ученый X. И. Лийметс относит к ним следующие:

1) ученики разделяются на несколько небольших  групп - от 3 до 6 человек;

2) каждая группа получа­ет свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными;

3) внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;

4) процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

5) выработанные в группе решения обсуждаются всеми учениками.

Как видим, для такой работы ха­рактерно непосредственное взаи­модействие и сотрудничество меж­ду учащимися, которые, таким об­разом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

При отборе учебного материала для групповой работы необходи­мо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагае­мом для совместного выполнения задании (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал под­ходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования. Первое - по своей структуре зада­ние должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Второе - быть достаточно трудным, жела­тельно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпаде­ние позиций. Чем более трудным оно является, чем больше инфор­мации необходимо для его пра­вильного выполнения, тем интен­сивнее идет взаимодействие меж­ду участниками группы.

Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения студентов между собой по поводу предмета, т.е. по схеме: субъект (студент) - объект (предмет) - субъект (студент). При этом в ходе обучения знания должны быть получены студентами более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса. Преимущества индивидуально-групповой формы обучения особенно наглядно проявляются при умело разработанной методике интенсивного обучения иностранному языку с использованием игровых ситуаций и ролевых игр.

При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме преподаватель - студент лишает учебный процесс важнейшего звена - межличностного общения и межличностного взаимодействия через обучение. Межличностный контекст порождает в группе особую ауру, которую А. С. Макаренко называл атмосферой "ответственной зависимости". Без нее немыслимы активизация личностных качеств студентов и плодотворная воспитательная работа преподавателя.

Учебную студенческую группу следует прежде всего рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.

В свое время К. Маркс рассматривал коллектив, объединенный совместной деятельностью, как совокупный субъект, обладающий системой качеств, несводимых к простой сумме качеств входящих в него людей. В совместной деятельности происходит передача действий от одного участника к другому, приводящая к мотивации, единой для всех членов коллектива.

Коллективный опыт, коллективный разум, общий творческий потенциал превышают возможность механической суммы отдельных творческих потенциалов. Происходит их интеграция. В совместной деятельности появляется единство ценностных ориентаций. То, что общий творческий потенциал превосходит простую сумму отдельных возможностей, с давних пор отмечено в сказках разных народов.

Подобное общение в процессе обучения представляет собой специфическую систему взаимопонимания и взаимодополнения друг друга для всех участников совместной деятельности. При такой форме межличностных отношений каждый студент группы одновременно воспитатель и воспитуемый.

При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: студенты непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляются личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

Преимущества группового обучения:

                  учащиеся приобщаются к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).

                  улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения;

                  работа в группе помогает не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя;

                  воспитывается взаимоуважение;

                  улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе;

                  появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;

                  ценности взаимопомощи порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища;

                  реализуется принцип деятельности;

                  достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;

                  усваивается больший объем материала.

рга Недостатки группового обучения:

                  трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;

                  неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;

                  в практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;

                  учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах;

                  трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы .работы студентов возникает ряд по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация группо­вой работы

Одно из самых важных условий эф­фективной организации группо­вой работы правильное, проду­манное комплектование групп. За частую, преподаватели неверно делят на группы учащихся. Если работа пар­ная, то, как правило, в эту пару включают учащихся, сидящих за одним столом. Если рассчитана на четыре человека, то впереди сидя­щие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выпол­няют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффек­тивность совместной работы. При комплектовании групп в рас­чет надо брать два признака: уро­вень учебных успехов учащихся и характер межличностных отноше­ний. Учеников можно объеди­нить в группы или по однороднос­ти (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная груп­па) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (естественно, группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправ­дывает). Решение обучающих и воспита­тельных задач лучше всего осуще­ствляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприят­ные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный уче­ник, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Но, возможно, что лидер подменит всю группу, сведя участие осталь­ных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений уча­щихся. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отно­шения доброжелательности. Толь­ко в этом случае в группе возника­ет психологическая атмосфера вза­имопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.

Если преподаватель хорошо знает, как относятся друг к другу его учени­ки, то он сам должен сформиро­вать группы. Если такой инфор­мации у него нет, то можно обра­титься к учащимся с вопросом: “С кем бы вы хотели работать в од­ной группе?”. Доказано, что ре­зультаты совместной деятельнос­ти сильно зависят от межличнос­тных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испы­тывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Такую груп­повую работу можно рассматри­вать и как важное средство реше­ния воспитательных задач.

Влияние количественного состава на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность велика. Психологами проведены исследования, в которых выяснилось, что группа из четырех че­ловек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем груп­па из восьми человек. Деятельность группы из четырех человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно — и результативность.

Информация о работе Особенности групповой учебной работы