Особенности функции контроля в педагогическом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

Содержание

1. Контрольная функция — неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя………………………………………………………3
2. Качество и эффективность контроля………………………………………….6
3. Как оценивать результативность труда………………………………………..8
4. Оперативный контроль……………………………………………………….10
5. Тематический контроль……………………………………………………….11
6. Итоговый контроль……………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Копия Особенности функции контроля в педагогическом менеджменте.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

    В практике чаще используется четырехступенчатая система оценки, предложенная Б.И. Какаевым:

  • Высокий уровень (отлично).
  • Достаточный уровень (хорошо).
  • Критический уровень (удовлетворительно).
  • Недостаточный уровень (неудовлетворительно).

    В практике организации контроля важно  не только продумать цели и задачи, точно сформулировать вопросы, но и  определить показатели результативности или критерии оценки. Критерии оценки должны иметь определенную степень выраженности. Например, при оценке профессиональных умений и качеств воспитателя используются знаки «++», «+», «–», «– –» (табл. 1).

    Таблица 1. Примерная шкала оценок

    

    Оценка  кадров — одна из важнейших функций  в руководстве коллективом.

    Оценка  труда, в зависимости от того, как  она осуществляется, будет способствовать развитию, творчеству или, наоборот, пассивности.

    Важно и то, какие методы использует руководитель при организации контроля.

    Так, для изучения состояния педагогического  процесса наиболее эффективными являются следующие методы:

— наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);

— анализ (разбор с выявлением причин и определение  тенденции развития);

— беседа (обязательно с обменом мнениями);

— анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);

— хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);

— изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического  процесса, или для получения иной информации);

— устная или письменная проверка знаний.

    4. Оперативный контроль

    Направлен на изучение ежедневной информации о  ходе и результатах педагогического  процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

    По  формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, руководителю важно сравнить методы и приемы работы двух воспитателей, работающих в одной возрастной группе детского сада, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.

    Одно из требований, которое необходимо учитывать руководителю, — это плановость и гласность контроля.

    Многие  руководители ежемесячно планируют 5—7 вопросов к оперативному контролю и  знакомят с ними коллектив. План может  быть представлен в такой форме (табл. 2).

    Таблица 2. План оперативного контроля

      

    День  диагностики, регулирования  и коррекции

    Одной из новых форм организации оперативного контроля является проведение в дошкольном учреждении дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК).

    Целью проведения этих дней является оперативная  диагностика, выработка мер по регулированию  деятельности педагогического коллектива, перевод на качественно новый  уровень организации педагогического процесса.

    ДРК — это микроисследование, в котором  принимает участие весь педагогический коллектив. При этом от руководителя требуется умение подготовить коллектив, убедить в важности такого исследования собственной деятельности, правильно  обозначить цель, задачи, объект, предмет, методы организации для регулирования и коррекции.

    Тематика  ДРК может быть разной, но организация  всегда включает:

    1. Инструктаж тех, кто проводит  и с кем будет проводиться  ДРК.

    2. Составляется общая программа  дня, возможно, что каждый участник-организатор составляет свою программу.

    3. Определяются сроки проведения  ДРК и обработки полученных  материалов.

    4. Готовятся схемы, диаграммы, таблицы,  отбираются диагностические методики, которые будут использоваться.

    5. Предварительно анализируются материалы и документация по тематике ДРК.

    6. Результаты ДРК обсуждаются на  различных уровнях внутрисадовского  управления в зависимости от  цели и объема микроисследований:  на педсоветах, методических мероприятиях, совещаниях и др.

    5. Тематический контроль

    Важным  в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического  процесса по разделам программы, реализуемой  в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

    Тематический  контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

    Тематика  изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом  плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

    1-й  этап. Постановка  целей тематического  контроля.

    Руководитель  должен ясно представить и четко  сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического  контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т.п.

    2-й  этап. Составление  плана тематического  контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

    Лучше всего взять конкретный раздел программы  детского сада и выделить в нем  то общее, что в первую очередь  важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

    Формы плана могут быть самые разные.

    По  какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.

    1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

    2. Оценка профессиональных умений  воспитателя. Эффективность используемых  им методов и приемов работы  с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

    3. Уровень планирования режимных  моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям  детей и программе, по которой  работает учреждение. Наличие в методическом кабинете ДОУ разработок, рекомендаций в помощь к планированию.

    4. Оценка предметно-развивающей среды,  условий для организации педпроцесса  по данному направлению, наличие  разнообразных пособий.

    5. Взаимодействие с родителями  для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога (табл. 3).

    Таблица 3. План тематического  контроля

    Цель: _______________________________________________________ 
Проверка проводится с “__” по “__” ________200___ г.

    

    Подготовленный  план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы и в каком  порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

    Руководитель, старший воспитатель сада обязаны  оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому  контролю.

    Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

    3-й  этап. Подготовка  руководителя к  проведению тематического  контроля.

    Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

    В некоторых садах используется такой  порядок тематического контроля; изучаются отдельные, заранее определенные вопросы; результаты каждого изучения фиксируются в специальных схемах-листах, тщательно анализируются. Затем  по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу.

    Составленные  и проанализированные по единой схеме (независимо от того, кто проверял) материалы  тематического контроля являются хорошим  банком данных о состоянии дел в детском саду по разделам программы и по годам.

    4-й  этап. Распределение  обязанностей, вопросов  к изучению, определение  сроков выполнения  работ.

    В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют  обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

    Задача  руководителя — поставить перед  каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

    Для того чтобы распределить обязанности  и четко спланировать тематическую проверку во времени, руководитель может  использовать таблицу (табл. 4).

    Таблица 4.

    

    Итоги тематического контроля оформляются  в виде аналитической справки  и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической  справки должны быть представлены материалы  по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

    Материалы тематического контроля оформляются  и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о  состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ  и используются при подготовке учреждения к аттестации.

    6. Итоговый контроль

    В деятельности руководителя постоянно  возникает необходимость подведения результативности работы за разные периоды, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам. Инструментарием здесь является итоговый контроль. Если мы говорим о результатах педагогического процесса, то это итоги работы ДОУ за полугодие, учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Могут быть итоги не временные, а содержательные — тематические.

    Например, детский сад внедрял опыт работы «Построение педагогического процесса на интегративной основе — проведение интегративных занятий и использование тематического планирования», следовательно, необходимо подвести итоги данной работы. Или в детском саду использовали определенную систему закаливающих мероприятий, и важно проследить, оценить результаты, как это сказалось на здоровье детей.

    В этих случаях руководитель может  осуществлять мониторинг, основанный на сравнении показателей в начале, середине, по окончании работы.

    Итоговым  контролем можно считать и  аттестацию, которая проводится один раз в пять лет по отношению  к каждому педагогу учреждения и  учреждению в целом. 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности функции контроля в педагогическом менеджменте