Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 11:35, контрольная работа
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Речь педагога, особенно педагога - дефектолога - основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
Точность речи требует
не только знания семантики слов, но
и умения учитывать их сочетаемость
- способность соединяться с
Лексическая сочетаемость определяется семантическими особенностями слова. Особого внимания требует употребление фразеологических сочетаний. Используя фразеологизмы, следует учитывать их семантику, образный характер, лексико-грамматическую структуру, эмоционально-экспрессивную и функционально-стилевую окраску, а также сочетаемость фраземы с другими словами в составе предложения
Грамматическая сочетаемость слова определяется его грамматическим значением, принадлежностью к тому или иному классу или разряду. Слово
13
как единица какой-то грамматической категории имеет довольно строгий набор синтаксических связей с другими словами. Правила грамматической сочетаемости формируются или как общие, или как схема сочетаемости отдельного слова.
Стилистическая сочетаемость связана со стилистическими коннотациями языковых единиц. Стилистически маркированные слова свободно сочетаются с лексемами, обладающими идентичной окраской.
2.3 ТОЧНОСТЬ РЕЧИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
Требования к точности и степень ее проявления в разных стилях и формах речи неодинаковы. Из всех функциональных стилей менее требователен к данному качеству разговорный стиль, основной формой реализации которого является устная речь. Условия устного общения способствуют тому, что в разговорной речи часто допускаются неточности, особенно если разговор ведется о том, что находится за пределами повседневного бытового общения (например, о науке, политике, делопроизводстве). Пониманию сказанного способствует непосредственность устного общения, возможность снять возникшую неясность или неточность. Письменная же речь лишена таких возможностей, поэтому она должна быть предельно точной. В связи с этим к официально-деловой, научной, публицистической и художественной речи, реализующейся преимущественно в письменной форме, предъявляются повышенные требования.
В официально-деловом и научном стилях точность достигается в результате верного словоупотребления, соблюдения норм лексической сочетаемости и правильного использования грамматических средств. Здесь точными должны быть определения понятий, формулировки, описание эксперимента и его результата, изложение системы логических рассуждений, передающих мысль ученого.
14
В научном и деловом общении людей особую роль играет точность терминоупотребления. Точность и ясность научной речи обеспечивается не максимальным насыщением терминологической лексикой, а правильным ее использованием: тщательным отбором терминов, необходимых для раскрытия темы и употреблением каждого термина строго в соответствии с его значением. При этом, если термин многозначен, следует четко определить, в каком значении он используется автором .
В публицистической и художественной речи точность представляет собой довольно сложное явление, связанное с необходимостью не только правильно выразить мысль, но и воздействовать на чувства адресата. Точность художественной речи определяется прежде всего соответствием слова образному содержанию.
Несоблюдение условий создания точной речи приводит к речевым ошибкам.
Одной из основных причин нарушения точности речи является употребление слова не в строгом соответствии с теми значениями, которые за ним закреплены в системе литературного языка.
Причины, которые приводят к неточности, неясности и двусмысленности высказывания могут быть следующими:
а) употребление слов в значении, несвойственном для литературного языка;
б) неумение пользоваться синонимами, омонимами, паронимами, терминами и многозначными словами;
г) нарушение грамматической, стилистической и лексической сочетаемости;
д) речевая избыточность (многословие), при которой возникают такие речевые ошибки, как тавтология - повторение того, что выражено одним словом, посредством другого синонимического или происходящего от то того же корня слова и плеоназм - переполнение речи словами и целыми выражениями, ненужными для смысла речи.;
15
е) речевая недостаточность - случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли.
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура речи - часть
общей культуры человека. По тому, как
человек говорит или пишет, можно
судить об уровне его духовного развития,
его внутренней культуры. Владение
человеком культурой речи является
не только показателем высокого уровня
интеллектуального и духовного
развития, но и своеобразным показателем
профессиональной пригодности для
людей самых различных
Успешное овладение
Культура речи педагога - дефектолога - важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности, которое определяет успешность коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии.
Среди требований к речи педагога - дефектолога выделяют точность и ясность его речи. Это очень важно при общении с детьми, имеющими нарушения восприятия, памяти, мыслительной деятельности.
Точность речи понимается
как употребление слов в
Итогом выше сказанного хочется привести слова Квинтилиана: "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять."
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 1990
2. Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В. Культура речи педагога.-
М.: Академия, 2003. - 192 с.
3. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства М.: Академия, 2008. - 256 с.
4. Иванчикова Т.В. " Речевая компетентность или речевая культура?" журнал "Педагогика". - 2009, №3. - с. 83-89.
5. Ипполитова Н.А. Риторика - М.: Проспект , 2008. - 447 с.
6. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М.: Рипол классик, 2002. - 315 с.
7. Львов М.Р. Риторика. Культура речи.- М.: Академия, 2003. - 271 с.
8. Максимов В.И. Русский язык и культура речи.- М.: Гардарики, 2004. - 407с.
9. Олешков М.Ю. "Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общени" журнал "Стандарты и мониторинг в образовании". - 2005, №2. - с. 43-50.
10. Сопер П. Л. - Основы искусства речи.- М.: Феникс, 1999. - 155с.