Основы речевой культуры дефектолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Речь педагога, особенно педагога - дефектолога - основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Работа содержит 1 файл

контрольная основы речевой культуры дефектолога.docx

— 32.34 Кб (Скачать)

3

ВВЕДЕНИЕ

"Говори так, чтобы тебя  нельзя было не понять."

Квинтилиан - римский ритор

Речевая культура в современном понимании - это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура - это основной инструмент культуры в целом.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует  об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы  существуют для всех компонентов  речевой культуры и проявляются  они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение  к другому), поведенческая (выбор  поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения  являются этические и коммуникативные.

Коммуникативные и этические  нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное  общение, создавать благоприятный  эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств  общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

    Коммуникативные  качества речи это объективно  существующие свойства и признаки  речи, определяющие степень её коммуникативного совершенства: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.

 

4

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку  определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального  общения.

Речь педагога, особенно педагога - дефектолога - основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1. КОММУНИКАТИВНЫЕ  КАЧЕСТВА РЕЧИ ДЕФЕКТОЛОГА

"Слово - важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея - столбовой корень воспитания",- В.А.Сухомлинский.

Среди немногих профессий, где  слово представляет собой единственное и действенное средство профессиональной самореализации, является профессия  педагога. Именно профессия учителя ориентирована на овладение речью во всей её полноте и значимости. Являясь средством передачи информации, профессиональная речь педагога в то же время является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи обучения и воспитания. поэтому необходим особый подход к отбору информации, качественная и стилистическая обработка материала. Преподаватель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Поэтому речь педагога - это важный элемент его педагогического мастерства.

Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась  психологами и педагогами Л.С. Выготским, Л.А. Введенской, П.Я. Гальпериным, И.А. Зимней, В.В. Ильиным, В.В. Краевским, А.Н. Ксенофонтовой, В.И. Максимовым, Л.И. Скворцовым, Л.В. Соколовой и другими.

Одно из ведущих направлений деятельности педагога является формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М. М. Алексеева отмечает , что подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи

6

взрослых.  Именно поэтому  к речи педагога ДОУ сегодня предъявляются  высокие требования, и проблема повышения  культуры речи воспитателя и особенно педагога - дефектолога рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Каковы культурные и методические требования к речи педагога:

1) строгое соответствие содержания речи педагога возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;

2) владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками.

Речь учителя - дефектолога призвана обеспечить:

а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

б) положительное воздействие  учителя на сознание, чувства учеников с различными отклонениями в развитии с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию  учебной и практической деятельности учащихся.

Среди требований к речи педагога - дефектолога выделяют:

1) правильность - соответствие речи языковым нормам. Соблюдать основные орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов;

2) точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе;

3) логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношении между частями и компонентами мысли;

 

7

4) чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики - одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Недопустимо использование в речи слов - паразитов, диалектных и жаргонных слов;

5) выразительность - владение педагогом различными средствами выразительности речи: интонация, темп речи, сила, высота голоса и др. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Выразительная речь педагога захватывает внимание ребенка, создает атмосферу эмоционального сопереживания;

6) богатство - умение использовать в речи все языковые единицы. Богатый лексикон педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности образности речи;

7) уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, обладание педагогом чувства стиля. Речь педагога является образцом для формирования  у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами

речевого этикета, ориентироваться  на ситуацию общения, собеседника и др.);

8) умение не только говорить , но и слышать ребенка.

Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

Речь логопеда должна быть образцом для подражания во всех отношениях: по своему темпу, дикции, благозвучности, правильности выражений и произношения. Таким образом, логопед не может  быть ни заикающимся, ни косноязычным, он должен уметь говорить свободно и выразительно.

Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой  режим,  обучает  средний  и младший персонал специальных детских учреждений  культуре 

8

речи,  а  в  ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в условиях специальных Домов ребенка.

Безусловно, знание педагогом - дефектологом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - это залог успешности работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

2.ТОЧНОСТЬ И ЯСНОСТЬ РЕЧИ

Коммуникативные качества хорошей  речи – это система ориентиров, которая помогает исправить речь, сделать ее лучше. Эти качества названы  коммуникативными, так как они  должны улучшить общение. Выделяются следующие  коммуникативные качества речи: правильность, доступность, точность, чистота, логичность, уместность, богатство, выразительность.

Точность издавна осознается как одно из главных достоинств речи. Уже в античных  руководствах  по  красноречию  первым  и   основным   требованием, предъявляемым к речи, было требование ясности. Содержание,   которое вкладывалось древними теоретиками в это понятие, во многом  сходно с современным понятиями точности. Аристотель считал, что,  если  речь  неясна, она не достигает цели. "Достоинство слога - быть ясным и не низким."

Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Однако о  точности высказывания должен заботиться говорящий, а то, насколько ясно изложена мысль, оценивает слушатель.

Лишь глубокое знание значений слов во всех их тонкостях, а также сложная - и при этом ясная - мыслительная деятельность, напряжённая интеллектуальная работа могут обеспечить достижение такого качества речи, как точность.

И так, точность речи - это одно из важнейших коммуникативных качеств речи, состоящее в соответствии ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего.Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи - это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.

10

Таким образом, точность включает в себя умение:

1) правильно отражать реальную действительность;

2) правильно выражать  мысли и оформлять их с помощью слов.

Различаются два вида точности: предметная (фактическая) и понятийная (речевая, коммуникативная).

Предметная точность создается  благодаря соответствию содержания речи отражаемому в ней фрагменту действительности. В ее основе лежит отношение "речь - действительность". Главным условием предметной точности является знание предмета речи, без чего невозможно дать верные сведения о действительности.

Для того чтобы речь была точной, одной предметной точности недостаточно, нужно еще, чтобы содержание соответствовало той системе  понятий, которая в ней обозначена, т.е. нужна понятийная точность. Понятийная точность опирается на связь "слово-понятие" и состоит в соответствии семантики компонентов речи содержанию и объему выражаемых ими понятий. Она предполагает умение точно обозначать словом возникшее представление, находить единственно верное слово. Понятийная точность зависит прежде всего от умения правильно выбирать слова и употреблять их в точных значениях, т.е. в тех значениях, которые закреплены за ними в системе литературного языка и зафиксированы в специальной справочной литературе. Это позволяет рассматривать точность речи как лексико-семантическую правильность, т.е. как соблюдение лексико-семантических норм литературного языка.

Таким образом, точность - это такое коммуникативное качество речи, которое предполагает соответствие ее смысловой стороны (плана содержания) отражаемой реальной действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятия.

 

 

11

2.1 ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

Точность речи в первую очередь зависит от верного словоупотребления, от выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им

предмету или явлению  реальной действительности, содержанию

высказывания и его  целевому назначению

При выборе слова следует  учитывать его семантику, стилистические коннотации, преимущественную сферу  распространения в языке, а также  его синтагматические свойства.

Точное словоупотребление  предполагает знание системы лексических  значений. Употребление слова не в  строгом соответствии с теми значениями, которые за ним закреплены в системе  литературного языка, является одной  из основных причин нарушения точности речи.

Наибольшие трудности  возникают при выборе слова из ряда в чем-либо близких или сходных  лексем. Сюда следует отнести синонимы и паронимы.

В русском языке богатейшая синонимия. Знание языка позволяет  выбрать нужное слово из синонимического  ряда и тем самым достичь точности выражения, строгого соответствия речи передаваемому содержанию. Синонимы, обозначая одно и то же понятие, позволяют разнообразить речь, избегать ненужного повторения слов, придавать высказыванию разную стилистическую окраску. Кроме того, синонимы в речи выполняют функцию уточнения, способствуют более полной и разносторонней характеристике изображаемого, позволяют выразить самые тонкие оттенки мысли. Чтобы выбрать из синонимического ряда единственно верное слово, нужно учитывать его семантические и стилистические оттенки.

Выявить семантические оттенки  синонимов позволяет контекст, его  и нужно учитывать при выборе синонима.

Паронимы - сходные по звучанию, но не совпадающие по значению слова. Умелое употребление паронимов, как и синонимов, способствует передаче тонких смысловых оттенков, помогает точно выразить мысль.

12

Точное словоупотребление  предполагает умение четко разграничивать разнообразные значения полисемантов, а также слов-омонимов. Неправильное употребление многозначных слов и омонимов приводит к двусмысленности высказывания, к неуместным каламбурам, комизму. Конкретизировать значение слова, кроме контекста, помогает также ситуация

общения, сфера речевой  деятельности.

Термины представляют собой  официальные научные наименования специальных понятий. К терминам предъявляются следующие основные требования: однозначность в пределах данной терминологической системы; отсутствие синонимов; нейтральность с эмоционально-экспрессивной точки зрения; четко определенное содержание; краткость.

 

2.2 СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ И ТОЧНОСТЬ

Информация о работе Основы речевой культуры дефектолога