Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:32, контрольная работа
Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовавший в 1657 году в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика». Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Введение 3
1 Особенности педагогической мысли и практики в древнем мире 4
2 Сущность и структура процесса обучения 8
Заключение 15
Список литературы 16
Содержание
Введение 3
1 Особенности
педагогической мысли и
2 Сущность
и структура процесса обучения
Заключение 15
Список литературы 16
Исторически сложилось так,
что наряду с термином «педагогика»
долгое время в том же значении
использовался и термин «дидактика».
Впервые ввел его в научный
оборот немецкий педагог В. Ратке (1571-1635),
назвавший свой курс лекций «Краткий
отчет из дидактики, или искусство
обучения Ратихия». В том же значении
употребил это понятие и
В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли И.Г. Песталоцци (1746-1827), А. Дистервег (1790-1816), К.Д. Ушинский (1824-1870), Д. Дьюи (1859-1952), Г. Кершенштейнер (1854-1932), В. Лай (1862-1926) и др.
На развитие отечественной дидактики в конце XIX-начале XX вв. большое влияние оказали своими трудами П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.К. Гастев, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак и др. Особенно плодотворно в отечественной дидактике периода СССР работали П.Н. Груздев, Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, Л.В. Занков, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин и др. Существенный вклад в научное обоснование обучения, определение объекта и предмета дидактики, выявления ее связей с непедагогическими науками, разработку методологии дидактических исследований, методов обучения и по целому ряду других актуальных проблем дидактики внесли В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и д.р.
В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: «Кто не философ, да не войдет в педагогику»1.
Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов - Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.
Демокрит (ок.460-370 г. г. до н. э) дал развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином «микрокосм».
Демокрит высказал такие
педагогические идеи, как необходимость
семейного воспитания, где главное
учить следовать примеру
Сократ (ок.470-399 г. г. до н. э) посвятил жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.
Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными.
При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам, самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшими путями образования человека. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством.
Платон (ок.427-347 г. г. до н. э) изложил свои мысли о воспитании в политических и философских трактатах «Государство» и «Законы». Платон решительно утверждал право на образование только за рабовладельцами, считал, что все другие классы в этом отношении должны «крепко-накрепко закрыть уши».
Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души2.
Аристотель (384-322 г. г. до н. э) отразил вопросы воспитания в таких сочинениях, как «Политик» и «Этика». Педагогические воззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной.
Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые неразрывны. Цель воспитания - развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).
Одним из первых Аристотель высказал мысль о природосообразности воспитания и сделал попытку возрастной периодизации - до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости, от 14 лет до 21 года.
Главная цель воспитания по Аристотелю - нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путь формирования моральных черт личности - это воспитание привычки к той или иной деятельности.
Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.
Марк Туллий Цицерон (106-43 г. г. до н. э) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи изложил в целом ряде трактатов: «Оратор», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла».
Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор, художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.
Луций Аней Сенека (ок.4 г. до н.э. - 65 г. н. э), философ и оратор эпохи императорского Рима, провозгласил главной задачей воспитания моральной совершенствование человека.
Основным предметом школьного
обучения, считал Сенека, философию, овладев
которой можно постичь природу
и самого себя и которая является
средством нравственного
Основным методом воспитания считал самодвижение к божественному идеалу, а основным средством - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образования, не считал «семь свободных искусств» основными школьными дисциплинами3.
Вопросы воспитания были рассмотрены им в таких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию».
Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении «О воспитании оратора». Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения.
В школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма.
Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование.
Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития.
Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение.
По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.
Выделение данных функций
процесса обучения проведено условно,
поскольку грани между
Образовательная функция
процесса обучения предполагает усвоение
личностью научных знаний, формирование
системы специальных и
Воспитательная функция
процесса обучения заключается в
формировании системы ценностно-
Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.
Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.
Основными целями обучения принято считать4:
Анализ движущих сил процесс обучения является важным условием эффективности теоретической деятельности по выявлению его сущности.
Источниками развития с диалектических позиций является единство и борьба противоположностей.
Становление педагогических
систем и процессов всегда осуществляется
в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие,
противоположные стороны и
Выделяется 2 группы противоречий:
внешние и внутренние.
Внешние противоречия - это противоречия,
возникающие между постоянно возрастающими
требованиями общества к процессу обучения
и актуальным, текущим состоянием этого
процесса.
Внутренние противоречия - это противоречия, возникающие внутри самого процесса обучения.
Внутренние противоречия процесса обучения5:
- противоречия между
- противоречия между
- противоречия между
- противоречия, возникающие
между отдельными аспектами
Не любое противоречие
становится движущей силой, а лишь то,
которое соответствует
Основные условия становления противоречия в качестве движущей силы процесса выявлены М.А.Даниловым. К их числу исследователь относит следующие:
1) важна не отдельная
трудность, а их система,
2) противоречие должно
быть содержательным, имеющим смысл
в глазах учащихся; разрешение
противоречия должно
3) противоречие должно
быть соразмерно с