Основные проблемы образования в странах Западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 03:39, контрольная работа

Описание работы

Образование, обеспечивающее сложнейший процесс развития когнитивных, социальных, эмоциональных характеристик личности, не может не реагировать на происходящие события в обществе. Как показывает опыт многих стран, переживших этнические конфликты, вузы и школы иногда остаются единственными структурами, в которых проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Поэтому педагоги считают, что образование может помочь обществу сформировать у молодежи гуманную модель поведения и отношения к людям других наций. В образовании можно найти эффективные формы снижения межнациональных конфликтов, применимые для использования в широкой социальной среде.

Содержание

Введение 2
1. Основные проблемы образования в странах Западной Европы 3
2. Образовательная политика в странах Западной Европы 9
Заключение 13
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

а745-2 проблемы образования в Европейских странах.docx

— 34.62 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 2

1. Основные проблемы  образования в  странах Западной  Европы 3

2. Образовательная  политика в странах  Западной Европы 9

Заключение 13

Список  литературы 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Современная социальная ситуация в мире характеризуется  ростом локальных этнических конфликтов даже в тех странах, где исторически  вместе живут различные нации  и народности. Задачи сохранения глобальной безопасности требуют постоянной работы по изучению природы и видов конфликтов между представителями различных  этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь, а также  поиска эффективных путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое, с одной  стороны зависит от социальных процессов, отражает их, но, с другой, оказывает  свое влияние на общество.

     Образование, обеспечивающее сложнейший процесс  развития когнитивных, социальных, эмоциональных  характеристик личности, не может  не реагировать на происходящие события  в обществе. Как показывает опыт многих стран, переживших этнические конфликты, вузы и школы иногда остаются единственными  структурами, в которых проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Поэтому педагоги считают, что образование может помочь обществу сформировать у молодежи гуманную модель поведения и отношения  к людям других наций. В образовании  можно найти эффективные формы  снижения межнациональных конфликтов, применимые для использования в  широкой социальной среде.

     Актуальность. Важно отметить, что проблема организации обучения в поликультурном пространстве является очень важной для всех европейских государств. Особенно сложной она становится в связи с большим притоком переселенцев, беженцев, который наблюдается во всех развитых странах мира.

     Цель  –изучение проблем образования в странах Западной Европы. 
 

     1. Основные проблемы  образования в  странах Западной  Европы 

     В зарубежной литературе термин "поликультурный" означает наличие в обществе разнообразных  культур, связанных с исторически  сложившимися формами общности людей. Термин "поликультурный" обычно означает, что общество состоит из различных  этнических групп и национальных меньшинств.

     Этнические  группы - это культурные сообщества, которые возникают при индивидуальной или семейной миграции. "Этническая группа" - это не фиксированная  категория, как, скажем, род, скорее это  исторический контингент, и восприятие этничности различается не только между  странами, но и между самими этими  группами. Отметим, что в русскоязычной  литературе в данном контексте обычно используется термин "национальный", в англоязычной литературе чаще всего - термин "этнический", в то время  как термин "национальный" подчеркивает больше гражданскую принадлежность индивида.

     Существуют  различные толкования понятия "этнический". Обычно оно означает, что человек  является представителем какого-либо народа. Но если обратиться к этимологии этого слова, то становится очевидным  еще одно его важное значение, а именно, принадлежность к меньшинству. Полученное от греческого "этникос", оно обозначало странников, чужаков, аутсайдеров, не входящих в доминантную группу. В определенном смысле мало что изменилось. "Этническая группа" и сейчас относится к определению "иные", а именно, не принадлежащие к большинству. В этом контексте слово используется достаточно редко, хотя на бытовом уровне в России, где русские представляют собой этническое большинство, редко можно услышать определение "русская этническая группа". Чаще всего его относят к тем национальностям, которые составляют этнические меньшинства.

     Хотя  часто "национальные меньшинства" определяются по внешним признакам, понятие этничности фокусируется не на внешних признаках, а на важности общей истории и традиций. Шермерхорн описывает этническую группу как коллектив внутри большего сообщества, имеющий реальное или мнимое происхождение, память о совместном историческом прошлом и культурный фокус на одном или более символических элементах, определяющих основу их народности.

     К пониманию общего происхождения  добавляется понятие общей культуры, включающей такие отличительные  характеристики, как язык, религия, образ жизни. По мнению Верма, основным определяющим свойством этнической группы является не внешность, не физические характеристики, а культурные ценности.

     Салазар рассматривает этническую принадлежность по следующим основным показателям: наличие позитивных чувств в отношении существующей региональной группы, общность языка, территории, экономической жизни.

     Зарубежных  исследователей в области образования  интересуют такие вопросы: насколько  европейское высшее образование  способствует развитию цивилизованных межнациональных отношений, представляет разнообразие культур и способствует их развитию? Является ли европейское  высшее образование силой, стимулирующей  интеграцию в обществе, или, наоборот, оно имеет негативное влияние  на социальное противодействие или  дискриминацию этнических меньшинств?

     Эти вопросы отражают общую тенденцию, которая наблюдается в мировом  педагогическом сообществе и связана  с ориентацией на выживание человечества. Будущее зависит от усилий по реализации интеграционных тенденций в экономической  и культурной областях, формированию нового типа мышления и отношений между людьми. Человечество не сможет выжить без понимания, что надо ценить других людей и природу, без чувства любви. Необходима мудрость, которая будет противопоставляться функциональному и узко ориентированному решению отдельных проблем [6, 9, 10, 11, 12].

     Европейские ценности в отношении поликультурных обществ проявляются в плюрализме культур, уважении к другим людям, "не таким, как я сам", сочетании этнической идентичности и терпимости к другим национальностям, развитии глобального взгляда на человечество как жителей одной планеты и т.п. Поэтому европейская педагогика стремится к тому, чтобы высшее образование было движущей силой культурного и интеллектуального развития, средством для развития общегосударственной идентичности.

     В то же время можно отметить наличие  проблем, связанных с реальным воплощением  декларируемых ценностей в жизнь, в частности, по вопросу об организации  высшего образования для поликультурной среды. Некоторые авторы даже подчеркивают в связи с этим, что образование  переживает кризис в самоопределении. Так, например, по мнению Вудвороу и Крузера, в высшем образовании многих стран Европы наблюдается противоречие между его национальной и интернациональной ролью.

     Это противоречие проявляется в следующем. Высшее образование всегда несло  и несет вселенские обязательства, целью которых является вклад  в мировую науку, служение независимой  экономике, путь к большему международному пониманию. В современном мире эти  обязательства еще быстрее распространяются через созданную и развивающуюся  систему мобильности, которая сегодня  касается уже не только студентов, преподавателей и ученых, но и самих научных  идей и исследований через возможности, открытые технологической революцией, а именно, системой Интернета. Но вместе с тем в системах образования  европейских стран проявляется  тенденция преимущественного выбора высшего образования национальных ценностей, национальных интересов  и национальной политики.

     Отношение европейского высшего образования  к этническим группам является своеобразным индикатором в ответе на вопрос о  том, представляет ли европейское образование  национальные, монокультурные, элитарные  ценности или же оно тяготеет к  интернациональным, поликультурным и  не элитарным идеалам.

     Конечно, педагоги европейских стран стараются  создать такие образовательные  системы и структуры, которые  позволяют без препятствий обучаться  всем своим гражданам в любой  стране. Но все- таки существуют барьеры  в реализации этих благих намерений, которые очень трудно преодолеть при организации конкретного  учебно-воспитательного процесса. Одним  из таких барьеров является сложность  усвоения нового языка, другим - проблема социальной идентичности.

     С точки зрения перспективы для  многих этнических групп язык образования  является "символической и практической жизненной необходимостью". Те, у кого язык преподавания не является родным, находятся в ущемленной ситуации; как поясняет Валимаа, вопрос языка является не просто вопросом доступности образования этническим меньшинствам, но вопросом статуса меньшинств в обществе и его культурных институтах. Если в случаях с иностранными студентами языковой барьер является зоной ответственности самого индивида, то когда речь идет о гражданине государства - представителе этнических меньшинств, - это уже ответственность образовательной системы, чья политика может либо создавать, либо устранять подобные барьеры.

     Уровни  языкового барьера варьируются, начиная с представителей меньшинств, которые не говорят на языке государства; далее идут те, для кого основной язык является не родным, а вторым языком, и говорят на нем с различной  степенью совершенства; и, наконец, те, для кого он является первым языком, но не является языком их семей. В каждом случае тем структурам, которые определяют образовательную политику, необходимо ответить на вопрос: должны ли учреждения высшего образования быть монолингвальными, билингвальными или полилингвальными? Определяющими факторами здесь является политика государства в отношении государственного языка; размер и географическая концентрация этнических меньшинств; дополнительные затраты на билингвальное и полилингвальное высшее образование; языковая политика на уровне средней школы. На уровне европейского парламента идет дискуссия о том, что все основные языки европейских стран должны быть рабочими при организации обучения, особенно это касается высшей школы. Но проблема в том, что европейских языков слишком много, чтобы сделать их доступными каждому претенденту на обучение. Например, предлагалось ввести 9 основных европейских языков для преподавания в вузах, потом цифра дошла до 15 и т.д.

     Наряду  с объективно существующими барьерами, такими как языковой, существуют и  психологические проблемы реализации задач поликультурного образования, в частности, проблема идентичности и социального опыта. Так, по исследованию Мора, такой фактор, как культурная микросреда, а именно опыт собственных  родителей (особенно отца), является очень  важным в образовании. Начиная влиять на ранних стадиях вхождения в образовательную систему, этот опыт имеет серьезный эффект на поздних стадиях. Представители этнических групп, которые поступают в учебные заведения новой страны в первом поколении, несут на себе отпечаток культурных ценностей и традиций их собственной семьи. Они идентифицируют себя с той социальной группой, в которую входят их родители, а именно этнической группой, что создает психологические барьеры в адаптации к существующей образовательной системе. Эти студенты часто демонстрируют косность, отвергают процесс перемен и чисто психологически остаются за барьером этнических меньшинств.

     Проблемой для европейских стран является то, что многие учащиеся из групп  мигрантов принадлежат к культурной среде с более низкими по сравнению  с европейскими притязаниями на обучение. Трудности в восприятии такими учащимися средней и высшей школы связаны с предыдущим неадекватным школьным опытом, где крайне низок был ориентир на получение высшего образования, а также не проводилось в достаточной мере консультационной и профориентационной работы. Многим из этих учащихся консультации были недоступны, поскольку в странах с низким уровнем развития образовательные консультации более досягаемы для тех, кто в них менее нуждается, а услуги, если они доступны, как правило, не берут в расчет различные культурные традиции [9]. Все это приводит к ситуации, когда абитуриенты и студенты из семей, школ и групп, где высшее образование редкость, должны образовывать себя и свои семьи во всех сложностях чуждой им системы, пытаясь таким образом проложить свой путь в будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Образовательная  политика в странах  Западной Европы 

     Школа в странах  Западной Европы и США существовала в ситуациях социальных потрясений (европейские революции, гражданская  война в США). На эволюцию школы  существенное влияние оказывали  события мирового и общеевропейского масштаба, а также социальные процессы в каждой стране. Школа развивалась  в условиях поступательного движения экономики, интенсивного роста промышленности, и поэтому создание новой системы  образования стало исторически  неизбежным. В этом был особенно заинтересован класс промышленной буржуазии, занявшей со второй половины XIX в. ключевые политические позиции. К  концу столетия в ведущих странах  Западной Европы и США были заложены законодательные основы новой школы.

Информация о работе Основные проблемы образования в странах Западной Европы