Основные принципы организации жизни детей в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 06:50, контрольная работа

Описание работы

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Организация образовательного пространства в ДОУ…………………..4
2. Дизайн и эргономика современной среды дошкольного учреждения……………………………………………………………………….53. Культурологический подход к работе с книгой в ДОУ………………….7
4. Информационный центр — уголок книг………………………………......9
5. Работа с родителями………………………………………………………...12
Вывод…………………………………………………………………………….13
Литература………………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

педагогика раннего возраста.docx

— 36.41 Кб (Скачать)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования 

 

 

Кафедра развития дошкольного образования

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Основные принципы организации жизни детей в  ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

2013

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Организация образовательного пространства в ДОУ…………………..4

2. Дизайн и эргономика современной среды дошкольного учреждения……………………………………………………………………….53. Культурологический подход к работе с книгой в ДОУ………………….7

4. Информационный  центр — уголок книг………………………………......9

5. Работа с родителями………………………………………………………...12

Вывод…………………………………………………………………………….13

Литература………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению  генетических задач возраста. Это  важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных  видов деятельности. Начинает формироваться  его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества.

Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый микропериод его младенческого и раннего детства. Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация образовательного пространства в ДОУ

Проектирование современной  образовательной среды дошкольного  учреждения как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и  соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства отвечает гуманистическим позициям образования. В детском саду ребенок  получает опыт эмоционально-практического  взаимодействия с взрослыми и  сверстниками в наиболее значимых для  его развития сферах жизни. Возможности  получения такого опыта расширяются  при условии создания предметно-развивающей  среды. Такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном  пространстве дошкольного учреждения  благотворно влияют на воспитания и образование, на здоровье детей.

В «Концепции по дошкольному  воспитанию» сформулированы основные принципы построения развивающей среды  в дошкольных учреждениях: принцип  дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности –  динамичности развивающей среды, принцип  комплексирования и гибкого зонирования, принцип открытости-закрытости, принцип  учета половых и возрастных различий детей, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Два последних принципа очень тесно взаимосвязаны между собой и являются неотъемлемыми частями развивающей системы образовательной среды. Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Когда возникает необходимость уединения, то для этого существует специально выделенное групповое пространство. Каждому ребенку определен его личный уголок, где он может хранить свои вещи: одежду, любимые домашние игрушки, семейный фотоальбом и др.

В соответствии с современными санитарно-техническим и эстетическим требованиям предметно-развивающая среда планомерно реконструируется, модернизируется.

  1. Дизайн и эргономика современной среды дошкольного учреждения

Здоровьесберегающее образовательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

Особое значение в деятельности нашего педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего образовательного  пространства придается:

  • приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей, культурных, национальных традиций, этнопсихологических особенностей населения;
  • укреплению связей с семьей, микрорайоном, городом, составление совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями города;
  • реализации деятельно-практического подхода в формировании ценностного потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный труд;
  • ориентированности родителей на конструктивные, партнерские взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация взаимоотношений в социуме, использование практики социального партнерства.

Для развития ребенка очень  важно, чтобы среда вокруг него была развивающей и здоровьесберегающей.

Предметно-пространственная среда детей среднего дошкольного  возраста имеет своеобразие, связанное  с особенностями  развития дошкольника пятого года жизни. Наиболее важная особенность – яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее. Именно поэтому образовательная среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.

В начале учебного года мы –  воспитатели группы, педагог-психолог, специалисты по физической и изобразительной  деятельности совместно с родителями воспитанников разработали мини-проект по адаптации, реконструкции и модернизации имеющейся предметно-пространственной среды группового помещения с  целью создания психологически комфортных условий  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей среднего дошкольного возраста.

Современное содержание дошкольного  образования ориентирует педагогов  на осуществление культурологического  развития и формирование личности ребенка. Культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и  на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологии  и творческого потенциала ребенка.

Источником формировании содержания образования стали основные нормы жизненного самоопределения личности: человек, общество, культура, природа, человеческая деятельность, в том числе и нравственная деятельность.

  1. Культурологический подход к работе с книгой в ДОУ

Система воспитания и обучения дошкольников, построенная на основе мировой культуры, позволяет ребенку  успешно осваивать культурное пространство современной для него жизни, увидеть  преемственность в культуре, истоки современной науки, искусства, морали. Личностное восприятие явлений культуры дает возможность создать такое  поле культурных потребностей, которое  приводит к непрерывному обогащению эмоционального и интеллектуального  опыта, привычки и необходимости  жить в системе общечеловеческих ценностей культуры.

Осваивая культуру, ребенок  делает открытие в самом себе и  переживает пробуждение умственных и душевных сил. Соответствующая  область культуры становится его  миром, пространством возможной  реализации, и ребенок развивается  как культурно-исторический субъект, для которого прошлое и будущее  культуры — его прошлое и будущее.

Для осуществления культурологического  подхода в эстетическом воспитании детей необходимо изменить содержание педагогического процесса в ДОУ. Прежде всего, встает необходимость  решения следующих задач: развитие теории эстетической деятельности дошкольника; формирование личностно-культурологической теории детского художественного творчества и художественного обучения; разработка технологии культурологического подхода  к развитию эстетической деятельности дошкольников.

Знакомясь с выдающимися  произведениями, дети учатся понимать культуру и историю России. Важно, чтобы на занятиях культура предстала  перед детьми не как музейная реликвия, не имеющая отношения к действительности, а как часть настоящего. Поэтому  важно из информации о прошлом отобрать такую, которая как величайшая духовная и культурологическая ценность, оказывает влияние на людей сегодня. Национальные ценностные приоритеты, пережитые ребенком в художественной деятельности, переносятся ребенком в реальную жизнь. Эмоциональная окрашенность дает возможность почувствовать их значимость.

Процесс воспитания — один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок  усваивает культурные навыки, приобщается  к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что  такое хорошо и что такое плохо.

Культурологическое развитие состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все  более важную роль и все более  индивидуализируется.

Дети наиболее чувственны к миру культуры и миссия взрослых — сохранить эту эмоциональную  откликаемость и доверчивость ребенка к нам, безболезненно и без страха ввести его во взрослый мир посредством понимаемых и тайных знаков и символов культуры.

За период пребывания в  детском саду будущие школьники  прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Детей не просто знакомят с содержанием книг, но постоянно привлекают их внимание к  самим книгам, величайшим достижениям  человеческого ума. Воспитание благоговейного отношения к книге начинается в самом раннем возрасте, когда  взрослые, бережно взяв в руки детскую  книжку, читают ее малышам. Замечено, что  равнодушное и неуважительное отношение  к книге взрослых наносит огромный вред воспитанию детей.

Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда  не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.

Пусть малыш не умеет еще  читать, но его учат рассматривать  книги не только со взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги — наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок.

  1. Информационный центр — уголок книг

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры — уголки книг. На специальных легких и красивых витри-нах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии.

Состав книг в групповых  библиотечках время от времени обновляется  или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс  воспитания требует их постоянного  тематического обновления. Библиотечка  обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.

Дети могут брать книги  из библиотечки по своему желанию  и вкусу, но затем обязательно  ставят на место. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель  младшей и средней групп сам  ее ремонтирует, желательно в присутствии  малышей. В старшей группе к починке  книг привлекаются и дети. В уголке книг в детском саду периодически организуются тематические книжные  выставки: «Сказки А. С. Пушкина», «Наши  книжки о природе». Кроме книжек, экспонируются иллюстрации известных детских художников, соответствующие содержанию выставленных книг.

Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавия сказок, рассказов. Труднее обстоит  дело с фамилиями авторов, но таких  авторов, как А, С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов, М. М. Пришвин, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. П. Гайдар, С. В. Михалков, А. Л. Барто, дети запоминают.

Начиная со средней группы проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже — и почему им нравится та или иная книга.

Желательно, чтобы дети побывали на экскурсии в библиотеке, в книжном  магазине, посмотрели большие книжные  витрины. К радости детей совершается  покупка нескольких книг для группы. В тех детских группах, где  воспитатели умно и тактично ведут  работу, книгу встречают радостно, как самого дорогого друга.

Информация о работе Основные принципы организации жизни детей в ДОУ