Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:31, доклад
В данной работе приведены точки зрения, а также краткие примеры деятельности таких ученых как Пирогова, Чернышева и т. д.
1.Истоки гуманистических идей педагогики. Гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании нового человека
2.Становление и развитие идей свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, М.Монтессори)
3.Становление идей демократической педагогики 19 в. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский)
4.Идеи общечеловеческого воспитания в наследии Н.И. Пирогова
5.Принцип народности в воспитании (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой)
6.П.Ф. Лесгафт о гуманистической школе
К. Н. Венцель - педагог, представитель теории свободного воспитания. Отвергая старую школу, настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития. Организовал Дом свободного ребенка (1906-1907), где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви). Автор одной из первых в мире «Декларации прав ребенка» (1917).
Содержание и развитие основных понятий (ребенок, воспитание, цель, содержание и др.) в теориях Л.Н. Толстого и К.Н. Венцеля детерминированы философскими воззрениями авторов в решении проблем соотношения индивидуального и социального, человека и общества, личной свободы и ответственности; их педагогическими взглядами на природу ребенка и принцип свободы; педагогической практикой Яснополянской школы и Дома свободного ребенка.
В. Г. Белинский - литературный критик, публицист, философ. Составитель учебника русской грамматики (1837). В центре педагогических размышлений - личность как индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека. В противовес сослов-но-профессиональному обучению выдвигал идеи общечеловеческого воспитания, которое реализуется через «родные, национальные явления». Считал, что учить детей следует с шести лет. Первейшая задача образования ~~ привить детям любовь к Родине, ее природе, языку, истории. Важнейшими учебными предметами считал гуманитарные науки, способствующие «очеловечиванию» людей. Педагогические идеи В.Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей раскрыты им в статье “О детских книгах (1840) - рецензии на две сказки Гофмана и детские сказки дедушки Иринея. Стоя на позициях революционного демократизма и гуманизма, Белинский определил цель первоначального воспитания - воспитать в ребенке человечность. “Первоначальное... воспитание, - писал он, - должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком” [8].
Большую ценность представляют
высказывания Белинского о характерных
особенностях умственного развития
детей дошкольного возраста. Эти
высказывания свидетельствуют о
его таланте тонкого
Белинский большое значение придавал физическому воспитанию детей, которое должно быть тесно связано с другими сторонами воспитательной работы. Умственное воспитание детей, говорил Белинский, должно начинаться с самого раннего возраста и быть тесно связано с физическим, нравственным и эстетическим воспитанием. Оно должно целесообразно направляться взрослыми, должно, сообразовываться с законами развития детской природы. Оно не должно быть преждевременным, переутомлять детей, убивать их самодеятельность и активность.
А. И. Герцен - писатель, философ, публицист. Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. В течение всей жизни интересовался педагогическими проблемами. Педагогические взгляды определялись философскими (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями. Герцен сформулировал новые, революционно-демократические идеалы воспитания. Он требовал воспитывать свободную гуманную личность - гражданина, патриота Родины, который будет активно бороться с общественными порядками во имя достижения своего идеала, за освобождение народа.
Важнейшими задачами семейного воспитания детей Герцен считал развитие у них самостоятельности мышления, сознательного поведения, приучение их к напряженной, но доступной трудовой, умственной и физической деятельности, воспитание дисциплинированности. Он выступал против предоставления детям неограниченной свободы, за воспитание у них настойчивости, воли, умения подчинять свои желания требованиям взрослых. “Без дисциплины нет ни спокойной уверенности, ни повиновения, ни способа оградить здоровье и предупредить опасность”.
Умственное воспитание
Герцен считал важнейшей составной
частью всестороннего развития детей,
его следует начинать с раннего
возраста и направлять на выработку
материалистического
Н. А. Добролюбов —
литературный критик, публицист, просветитель.
Педагогические идеи изложил в ряде
статей и литературно-критических
работ («О воспитании авторитета в воспитании»,
«Основные законы воспитания» и
др. ) Цель воспитания определял как формирование
активной личности, способной применить
«высшие человеческие убеждения» в реальной
жизни. Сформулировал основные направления
нового типа воспитания, которое было
призвано противостоять официальной педагогике,
нивелирующей своеобразие личности. В
центре воспитания помещал заботу о личности
ребенка, его всестороннем развитии. Исходил
из принципа антропологизма, полагая,
что человек - это «нераздельное целое
существо», и потому нельзя обособлять
умственное, физическое и нравственное
воспитание. Н.Д Добролюбов (1836–1861) оказал
заметное влияние на развитие педагогической
мысли России. Им написан целый ряд глубоких
педагогических статей, в которых он изложил
свое понимание природы ребенка и его
воспитания.
Исходная идея педагогики Добролюбова
– идея разумной природы ребенка, которую
он выдвинул в статье «О значении авторитета
в воспитании». Правильное воспитание,
доказывал Добролюбов, должно строиться
в соответствии с разумной природой ребенка,
должно ориентироваться на «развитие
внутреннего человека». Опираясь на эту
идею, Добролюбов сумел пересмотреть многие
стороны существовавшего образования
и определить пути его совершенствования.
Так, он выступил решительным противником
авторитарных концепций воспитания, требовавших
подавления воли ребенка и подчинения
его «разумной воле взрослого», против
неразумного наказания детей, особенно
физического. И видимо благодаря страстной
и решительной позиции Добролюбова, уже
в 60-е гг. физические наказания в российской
школе были официально отменены. Кто подсчитает,
скольким миллионам детей сохранил Добролюбов
здоровье своей бескомпромиссной позицией...
Добролюбов внес определенный вклад в
совершенствование содержания школьного
обучения и детского чтения.
Н. Г. Чернышевский -
писатель, философ, публицист, общественный
деятель, постоянно обращающийся в
своем творчестве к проблемам
воспитания личности. Руководствовался
антропологическим подходом к воспитанию,
считая человека высшим созданием природы,
формируемого под воздействием общественных,
экономических, семейных факторов. Мысль
о социальной обусловленности воспитания
легла в основу педагогического
идеала Чернышевского: новый человек
должен быть всесторонне развитым преобразователем
мира, исполненным высоких
Как последователь идей эпохи Просвещения,
он доказывал, что прогресс общества определяется
степенью развития разума, а потому просвещение
является важнейшим двигателем прогресса
человечества. Поэтому важнейшей задачей
философии, науки, литературы, искусства
является, по Чернышевскому, умственное
и нравственное развитие народа. Отсюда
особая ответственность интеллигенции,
просвещенных людей перед своим народом
за его образование и воспитание (вообще,
сочинения Чернышевского сыграли большую
роль в укоренении в России таких понятий,
как долг, служение Родине и народу), ответственность
за образование тех, кто его лишен – простой
народ, женщины. Чернышевскому принадлежит
большая заслуга в обосновании антропологического
принципа в качестве ведущего научного
принципа социальных наук, в том числе
и педагогики.
4) Н.И. Пирогов
(1810–1891). Опубликовав свою статью
«Вопросы жизни», он поставил
одну из самых важных проблем
русского образования и
После публикации статьи Н.И. Пирогов активно
включился в педагогическую жизнь страны,
став попечителем Одесского, а затем Киевского
учебных округов. В это же время он публикует
много работ по вопросам образования,
в которых предложил свою систему образования
для России.
Согласно Пирогову, система российского
образования должна была состоять из всеобщей
двухлетней элементарной школы, реальной
или классической прогимназии (4 года обучения),
реальных (3 – 4 года обучения) и классических
(3 года обучения) гимназий, университетов
и других высших учебных заведений.
С точки зрения Пирогова, фундаментом
образования должно было стать общечеловеческое
начало, его воплощением в содержании
образования являлась классическая культура.
Поэтому в развитии средней школы он отдавал
приоритет классическому, а не реальному
содержанию образования.
Н.И. Пирогов многое сделал для развития
образования России, совершенствования
подготовки и повышения профессионального
мастерства учителя, гуманизации отношений
в школе.
5) К.Д. Ушинский
сыграл определяющую роль в
развитии народного
Уникальность педагогического мышления
К.Д. Ушинского состоит в том, что он анализирует
воспитание во всех формах теоретического
педагогического сознания, опираясь на
теологический, социальный («принцип народности»)
и антропологический принципы. Под народностью
он понимал своеобразие каждого народа,
обусловленное его историческим развитием,
географическими и природными условиями.
Реализация принципа народности. предполагала:
а) создание широкой сети народных школ,
обеспечивающих обязательность обучения
всех детей - делом воспитания должен руководить
сам народ; б) воспитание должно давать
детям реальное образование, развивать
их умственные способности с тем, чтобы
они могли быть использованы в интересах
народа; в) центральное место в формировании
человека должен занимать родной язык
- «сокровищница духа народа»; г) воспитание
должно формировать человека, для которого
труд является первой потребностью, формировать
патриота с твердой волей и характером;
д) женщинам должно быть обеспечено образование,
равное с мужчинами; е) недопустимо слепое
заимствование и внедрение в практику
иноземных систем, не соответствующих
духу русской народности. Идею народности
Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными
устоями православия, считая, что воспитание
должно способствовать внедрению в души
детей «истин христианства».
Л.Н.Толстой
Цельная системообразующая концепция
воспитания личности, основанная на принципах
народности, природосооб-разности, гуманизма
и религиозной нравственности, составляет
ядро педагогических воззрений Л. Н. Толстого.
Идея народности сочетается в ней с идеей
свободы. Свободное воспитание, считал
он, является необходимым условием истинного
духовно-нравственного и творческого
развития ребенка. Основу русской педагогики
Л. Н. Толстой видел в культурно-исторических
традициях народа, языке, религии, вере,
нравственном самосовершенствовании
личности.
П. Ф. Лесгафт - педагог,
врач, один из основоположников школьной
гигиены и врачебно-
В основу теоретической педагогики Лесгафт ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения личности ребенка как самой большой ценности.