Основные педагогические теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:31, доклад

Описание работы

В данной работе приведены точки зрения, а также краткие примеры деятельности таких ученых как Пирогова, Чернышева и т. д.

Содержание

1.Истоки гуманистических идей педагогики. Гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании нового человека
2.Становление и развитие идей свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, М.Монтессори)
3.Становление идей демократической педагогики 19 в. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский)
4.Идеи общечеловеческого воспитания в наследии Н.И. Пирогова
5.Принцип народности в воспитании (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой)
6.П.Ф. Лесгафт о гуманистической школе

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 35.48 Кб (Скачать)

К. Н. Венцель - педагог, представитель теории свободного воспитания. Отвергая старую школу, настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития. Организовал Дом свободного ребенка (1906-1907), где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви). Автор одной из первых в мире «Декларации прав ребенка» (1917).

Содержание и развитие основных понятий (ребенок, воспитание, цель, содержание и др.) в теориях  Л.Н. Толстого и К.Н. Венцеля детерминированы философскими воззрениями авторов в решении проблем соотношения индивидуального и социального, человека и общества, личной свободы и ответственности; их педагогическими взглядами на природу ребенка и принцип свободы; педагогической практикой Яснополянской школы и Дома свободного ребенка.

3) Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)

В. Г. Белинский - литературный критик, публицист, философ. Составитель  учебника русской грамматики (1837). В  центре педагогических размышлений - личность как индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека. В противовес сослов-но-профессиональному обучению выдвигал идеи общечеловеческого воспитания, которое реализуется через «родные, национальные явления». Считал, что учить детей следует с шести лет. Первейшая задача образования ~~ привить детям любовь к Родине, ее природе, языку, истории. Важнейшими учебными предметами считал гуманитарные науки, способствующие «очеловечиванию» людей. Педагогические идеи В.Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей раскрыты им в статье “О детских книгах (1840) - рецензии на две сказки Гофмана и детские сказки дедушки Иринея. Стоя на позициях революционного демократизма и гуманизма, Белинский определил цель первоначального воспитания - воспитать в ребенке человечность. “Первоначальное... воспитание, - писал он, - должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком” [8].

Большую ценность представляют высказывания Белинского о характерных  особенностях умственного развития детей дошкольного возраста. Эти  высказывания свидетельствуют о  его таланте тонкого наблюдателя, психолога, педагога, любившего детей, знавшего их потребности и интересы. Детство Белинский считал счастливейшей  порой жизни, которая часто вспоминается людям. Чувства и сознание людей  в детстве отличаются непосредственностью. Белинский отмечал близость детей  к природе. Резвость, живость, шаловливость - характерные черты детей дошкольного  возраста и вместе с тем необходимое  условие их развития, считал он.

Белинский большое  значение придавал физическому воспитанию детей, которое должно быть тесно  связано с другими сторонами  воспитательной работы. Умственное воспитание детей, говорил Белинский, должно начинаться с самого раннего возраста и быть тесно связано с физическим, нравственным и эстетическим воспитанием. Оно  должно целесообразно направляться взрослыми, должно, сообразовываться с  законами развития детской природы. Оно не должно быть преждевременным, переутомлять детей, убивать их самодеятельность и активность.

Александр Иванович Герцен (1812-1870)

А. И. Герцен - писатель, философ, публицист. Выступал за развитие русской педагогической науки и  образования по моделям, исторически  отработанным в Западной Европе. В  течение всей жизни интересовался  педагогическими проблемами. Педагогические взгляды определялись философскими (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями. Герцен сформулировал новые, революционно-демократические  идеалы воспитания. Он требовал воспитывать  свободную гуманную личность - гражданина, патриота Родины, который будет активно  бороться с общественными порядками  во имя достижения своего идеала, за освобождение народа.

Важнейшими задачами семейного воспитания детей Герцен считал развитие у них самостоятельности  мышления, сознательного поведения, приучение их к напряженной, но доступной  трудовой, умственной и физической деятельности, воспитание дисциплинированности. Он выступал против предоставления детям  неограниченной свободы, за воспитание у них настойчивости, воли, умения подчинять свои желания требованиям  взрослых. “Без дисциплины нет ни спокойной  уверенности, ни повиновения, ни способа  оградить здоровье и предупредить опасность”.

Умственное воспитание Герцен считал важнейшей составной  частью всестороннего развития детей, его следует начинать с раннего  возраста и направлять на выработку  материалистического мировоззрения. Этому способствует, указывал он, изучение детьми природы, оно наполняет ум детей достоверными знаниями, приучает их логически мыслить, очищает ум от предрассудков и суеверий.

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)

Н. А. Добролюбов —  литературный критик, публицист, просветитель. Педагогические идеи изложил в ряде статей и литературно-критических  работ («О воспитании авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания» и  др. ) Цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. Сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. В центре воспитания помещал заботу о личности ребенка, его всестороннем развитии. Исходил из принципа антропологизма, полагая, что человек - это «нераздельное целое существо», и потому нельзя обособлять умственное, физическое и нравственное воспитание. Н.Д Добролюбов (1836–1861) оказал заметное влияние на развитие педагогической мысли России. Им написан целый ряд глубоких педагогических статей, в которых он изложил свое понимание природы ребенка и его воспитания.  
 
Исходная идея педагогики Добролюбова – идея разумной природы ребенка, которую он выдвинул в статье «О значении авторитета в воспитании». Правильное воспитание, доказывал Добролюбов, должно строиться в соответствии с разумной природой ребенка, должно ориентироваться на «развитие внутреннего человека». Опираясь на эту идею, Добролюбов сумел пересмотреть многие стороны существовавшего образования и определить пути его совершенствования. Так, он выступил решительным противником авторитарных концепций воспитания, требовавших подавления воли ребенка и подчинения его «разумной воле взрослого», против неразумного наказания детей, особенно физического. И видимо благодаря страстной и решительной позиции Добролюбова, уже в 60-е гг. физические наказания в российской школе были официально отменены. Кто подсчитает, скольким миллионам детей сохранил Добролюбов здоровье своей бескомпромиссной позицией... Добролюбов внес определенный вклад в совершенствование содержания школьного обучения и детского чтения.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889)

Н. Г. Чернышевский - писатель, философ, публицист, общественный деятель, постоянно обращающийся в  своем творчестве к проблемам  воспитания личности. Руководствовался антропологическим подходом к воспитанию, считая человека высшим созданием природы, формируемого под воздействием общественных, экономических, семейных факторов. Мысль  о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического  идеала Чернышевского: новый человек  должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертву во имя общественного  блага. Считал одним из ведущих свойств  человека активность, а важным источником активности — потребность в ней. Отсюда он выводил необходимость  воспитания разнообразных познавательных, эстетических, умственных, трудовых и  иных потребностей. Н.Г. Чернышевский (1828–1889) сыграл большую роль в утверждении и развитии революционно-демократической идеологии и педагогической мысли.  
 
Как последователь идей эпохи Просвещения, он доказывал, что прогресс общества определяется степенью развития разума, а потому просвещение является важнейшим двигателем прогресса человечества. Поэтому важнейшей задачей философии, науки, литературы, искусства является, по Чернышевскому, умственное и нравственное развитие народа. Отсюда особая ответственность интеллигенции, просвещенных людей перед своим народом за его образование и воспитание (вообще, сочинения Чернышевского сыграли большую роль в укоренении в России таких понятий, как долг, служение Родине и народу), ответственность за образование тех, кто его лишен – простой народ, женщины. Чернышевскому принадлежит большая заслуга в обосновании антропологического принципа в качестве ведущего научного принципа социальных наук, в том числе и педагогики.
 

4) Н.И. Пирогов  (1810–1891). Опубликовав свою статью  «Вопросы жизни», он поставил  одну из самых важных проблем  русского образования и воспитания  – проблему соотношения общечеловеческого  и специального образования. Статья  имела громадный успех и сразу  сделала известным имя Пирогова  во всей России, а проблемы  воспитания поставила в центр  общественной жизни.  
 
После публикации статьи Н.И. Пирогов активно включился в педагогическую жизнь страны, став попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов. В это же время он публикует много работ по вопросам образования, в которых предложил свою систему образования для России.  
 
Согласно Пирогову, система российского образования должна была состоять из всеобщей двухлетней элементарной школы, реальной или классической прогимназии (4 года обучения), реальных (3 – 4 года обучения) и классических (3 года обучения) гимназий, университетов и других высших учебных заведений.  
 
С точки зрения Пирогова, фундаментом образования должно было стать общечеловеческое начало, его воплощением в содержании образования являлась классическая культура. Поэтому в развитии средней школы он отдавал приоритет классическому, а не реальному содержанию образования.  
 
Н.И. Пирогов многое сделал для развития образования России, совершенствования подготовки и повышения профессионального мастерства учителя, гуманизации отношений в школе.

5) К.Д. Ушинский  сыграл определяющую роль в  развитии народного образования  в России, начальной и средней  школы, женского и профессионального  педагогического образования, педагогики  и методик обучения, возрастной  и педагогической психологии. Его  педагогическое наследие можно  представить в виде трех частей: теоретические труды, методические  работы и учебные книги.  
 
Уникальность педагогического мышления К.Д. Ушинского состоит в том, что он анализирует воспитание во всех формах теоретического педагогического сознания, опираясь на теологический, социальный («принцип народности») и антропологический принципы. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями.  
Реализация принципа народности. предполагала: а) создание широкой сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей - делом воспитания должен руководить сам народ; б) воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа; в) центральное место в формировании человека должен занимать родной язык - «сокровищница духа народа»; г) воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердой волей и характером; д) женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами; е) недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных систем, не соответствующих духу русской народности. Идею народности Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия, считая, что воспитание должно способствовать внедрению в души детей «истин христианства». 
Л.Н.Толстой 
Цельная системообразующая концепция воспитания личности, основанная на принципах народности, природосооб-разности, гуманизма и религиозной нравственности, составляет ядро педагогических воззрений Л. Н. Толстого. Идея народности сочетается в ней с идеей свободы. Свободное воспитание, считал он, является необходимым условием истинного духовно-нравственного и творческого развития ребенка. Основу русской педагогики Л. Н. Толстой видел в культурно-исторических традициях народа, языке, религии, вере, нравственном самосовершенствовании личности.

6) Петр Францевич Лесгафт (1837-1909)

П. Ф. Лесгафт - педагог, врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического  контроля в физическом воспитании. В основу педагогики положил антропологический  принцип, целью которого было единство физического и умственного развития личности ребенка. Разработал практическую типологию детей. В концепции  процесса обучения раскрыл дидактическое  значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Выделив в жизни человека пять основных периодов, вывел определенные правила воспитания в каждом из них. Так, например, в раннем возрасте (до школы) считал необходимым соблюдение гигиены, соответствие между словом и делом воспитателя, отказ от произвола в отношении воспитанников, уважение ребенка и права его личной неприкосновенности.

В основу теоретической  педагогики Лесгафт ставил антропологический  принцип, целью которого было выяснение  для педагога значения личности ребенка  как самой большой ценности.

Информация о работе Основные педагогические теории