Основные педагогические теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:31, доклад

Описание работы

В данной работе приведены точки зрения, а также краткие примеры деятельности таких ученых как Пирогова, Чернышева и т. д.

Содержание

1.Истоки гуманистических идей педагогики. Гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании нового человека
2.Становление и развитие идей свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, М.Монтессори)
3.Становление идей демократической педагогики 19 в. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский)
4.Идеи общечеловеческого воспитания в наследии Н.И. Пирогова
5.Принцип народности в воспитании (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой)
6.П.Ф. Лесгафт о гуманистической школе

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 35.48 Кб (Скачать)
План  следующего семинара по педагогике (22.09.11) 
1.Истоки гуманистических идей педагогики. Гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании нового человека 
2.Становление и развитие идей свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, М.Монтессори) 
3.Становление идей демократической педагогики 19 в. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский) 
4.Идеи общечеловеческого воспитания в наследии Н.И. Пирогова 
5.Принцип народности в воспитании (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой) 
6.П.Ф. Лесгафт о гуманистической школе 
 

 

  1. На смену  раннему средневековью в Западную Европу пришла новая эпоха позднего европейского Средневековья, прошедшая  под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV -  начало XVII вв.). 

В этот период получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений  и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки Колумбом, морского пути в Индию и мн. др.

Деятели эпохи  Возрождения – гуманисты провозглашали  человека главной ценностью на земле  и прокладывали новые пути его  воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать  им, они и назвали свое время  «Возрождением», то есть восстановлением  античной традиции.

Новая эпоха  выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы  образования. Если раннее средневековье  выработало модель авторитарного, патриархального  воспитания с опорой на традицию, авторитет  и волю, то в эпоху Возрождения  наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях.

В последующие  столетия центр тяжести стал смещаться  в сторону индивида с его способностями  и потребностями, стремлениями и  мотивами поведения. Маятник качнулся в сторону личных интересов детей, самостоятельности их мышления.

Возрождение, оставаясь в строгих рамках христианской идеологии, дававшей духовной жизни  прочный религиозно-нравственный стержень, универсальный для всех носителей  западной культуры, повернулось лицом  к человеку, увидело в античном наследии достойный подражания и  культивирования идеал высокой  гражданственности.

Внимание  гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением  исправить и улучшить человека и  общество, а это, если не исключительно, то преимущественно, связывалось с  воспитанием и обучением.

В рассматриваемую  эпоху произошел уникальный синтез античной традиции, и традиции средних  веков с характерной для нее  религиозной обращенностью к  интимным глубинам человеческой души, все обладатели которой, будучи «венцом  творения», были равны перед Богом.

Гуманистический идеал образованного человека включал  в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали  к нравственному воздействию  на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю.

Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли  много от рыцарского воспитания, когда  говорили о физическом совершенстве человека.

Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты  ставили задачу формирования общественно  полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: античности, средневековья и будущих идей Нового времени.

Социальную  цель образования, выражавшуюся в стремлении содействовать более тесным связям человека с другими людьми, гуманисты  соединяли с идеей его обязательного  интеллектуального, нравственного  и эстетического развития. 

По мнению гуманистов, в условиях усилившегося разделения труда и возросшей  мобильности образование было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить  собственные силы, занять соответствующее  место в обществе.

Гуманисты Возрождения, видевшие в образовании  способ развития и восполнения природных  задатков людей, ставили задачу и  искали пути воспитания личности активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха.

По их мнению, образование обеспечивало «шлифовку» природы человека, формировало его  ум, чувства и волю, делало поступки человека сообразными культуре и  гражданскозначимыми, обеспечивало счастливую личную жизнь в общении с другими людьми.

Колыбелью европейского Возрождения оказалась  Италия. Борьба итальянских городов  за свою независимость, пробуждение  чувства причастности к единому  этносу породили духовное движение, которое  выдвинуло идеи гражданского воспитания. Среди них Витторино да Фельтре  и Томазо Кампанелла.

Вслед за Италией  идеи Возрождения проникают в  соседнюю Францию, где культивируются и распространяются в Парижском  университете, знаменитом очаге культуры и искусства. В дальнейшем идеи гуманизма  распространились  на всей территории центральной и Северной Европы.

Представителями французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и  школьной практики, выделяются Франсуа  Рабле  и Мишель Монтень.

2) Жан-Жак Руссо  (1712-1778)

Ж. -Ж. Руссо - один из виднейших деятелей Французского Просвещения.  
Краеугольным камнем его социальных и педагогических взглядов является естественное право человека быть свободным. Ж. -Ж. Руссо выдвинул теорию естественного и свободного воспитания. По его мнению, человек рождается справедливым, равноправным.  
Воспитание должно следовать индивидуальной природе ребенка. Под природосообразностью воспитания Руссо понимал соответствие воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи.  
Свобода - главное средство и условие воспитания. Одновременно и благо, и зло. Руссо требует уважения к личности ребенка, отмены всякого насилия: от телесных наказаний до подчинения воле воспитателя, навязывания готовых знаний.  
Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает. Среда, общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе.  
«Естественное воспитание» - воспитание как процесс естественного развития ребенка согласно его индивидуальной природе. Руссо отрицает общественное воспитание, поэтому ребенок должен воспитываться на природе, самостоятельно из собственного опыта получая необходимые знания. Вся окружающая среда, люди «подсказывают» правильное решение. «Естественные последствия» поступков, а не общественная мораль, покажут ребенку, что хорошо, а что плохо. Поэтому из обучения до 12 лет исключаются и книги (кроме «Робинзона Крузо» Д. Дефо).  
Три вида воспитания: воспитание природой, воспитание людьми (развитие и использование способностей человека), воспитание вещами (формируется собственный опыт человека) дол5кны быть гармонично связаны.  
В трактате «Эмиль, или О воспитании» Руссо дает программу воспитания добропорядочного гражданина, которая включает физическое воспитание, воспитание органов чувств, умственное воспитание в сочетании с трудовым обучением, нравственное и трудовое воспитание.  
Ж. -Ж. Руссо оказал огромное влияние на становление развивающей парадигмы образования, его идеи и, в первую очередь, идея свободного воспитания оказала огромное воздействие на умы современников и последователей (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др. ).

 Свобода как  самопроизвольная деятельность  ребенка. Такая позиция ярко  проявляется в концепции М. Монтессори. Для нее свобода - это, с одной стороны, биологическая свобода (свобода роста, развития ребенка), а, с другой, - свобода выбора. В первом случае, ребенок рассматривается как существо, растущее душой и телом в силу внутреннего импульса, действующего во вселенной и нуждающегося только в неограниченном просторе для последовательного и надлежащего раскрытия своей силы.

С этой точки зрения, свобода есть свобода роста, условием которой является устранение всего, что могло бы так или иначе стеснить или ослабить развивающиеся внутренние силы. "Первым словом" в своей педагогической концепции М. Монтессори считает свободу выбора, которая, по ее мнению, ведет "к достоинству людей" (Концепция и Актуальная практика, 1992).

Принцип свободы  у М. Монтессори сочетается с идеей воспитания дисциплинированности у детей, поскольку свободу она понимает не как бесконечное, порывистое поведение ребенка, не как действие по капризу или минутному влечению, не хаос порывов и желаний, а свободу воспитанную, упорядоченную и ограниченную интересами окружающих.

Результатом развития идеи свободного воспитания в России явились педагогические теории свободного воспитания, которые включили в себя определенные знания о сущности процесса взаимодействия взрослого и ребенка, имеющего своей целью развитие творческого  потенциала личности. Мария Монтессори (1870-1952)

Школа М. Монтессори, итальянского психиатра и педагога, основана на теории свободного воспитания. Деятельность школы направлена на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста путем развития отдельных чувств и органов восприятия в сензи-тивные периоды (т. е. периоды в развитии ребенка, когда он становится особенно чувствительным к соответствующим данному периоду внешним воздействиям). М. Монтессори сформулировала принцип организации особой воспитывающей и активно формирующей среды, в которой развиваются дошкольники. Ребенку необходимо предоставлять условия для самовоспитания и самообучения. Ввела самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами. Разработала интересный дидактический материал. 

Особое место среди  представителей свободного воспитания в России занимают Л.Н. Толстой и К.Н. Венцель.

Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого понимания были заложены Л. Н. Толстым. Он выступает за признание  прав ребенка и невмешательство  воспитателя в развитие убеждений  и характера детей. Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу сотрудничества между  учителем и учеником, которое полностью  исключает принуждение.

По мнению Толстого, свободное воспитание содействует  саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что «детский возраст есть первообраз гармонии». Таким образом. Толстой в своем учении о свободе  в воспитании отрицал правомерность  и возможность сознательного, целенаправленного  воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей. В своих педагогических статьях Л. Н. Толстой уделяет большое 
внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-образовательном 
процессе. Толстой уделял большое внимание раскрытию сущности принципа 
свободы в воспитании и обучении детей, предложив свое решение проблемы. Уже 
на раннем этапе становления педагогических взглядов Толстой указывал на то, 
что необходимо изучить главный “критериум” педагогики — свободу. 
Во-первых, Толстой рассматривал вопрос о свободе с точки зрения 
организации народного образования в стране. Толстой считал, что царское 
правительство не должно лишать крестьян права свободно устраивать свои 
школы и самим выбирать учителей и предметы. Он высказывался против какого- 
либо принуждения человеческой личности.  
Касаясь понимания свободы в деле организации школ, Лев Николаевич 
писал, что нельзя государственным путем принудительно насаждать систему 
школ в стране, напротив, надо дать народу возможность свободно осознать и 
проявить свою волю в деле образования и строить школы так, как этого хочет 
народ;

Во-вторых, Толстой  развивал идею о свободе выбора как  основополагающий 
принцип, определяющий сущность воспитания и обучения, взаимоотношения 
учителя и учащихся в школе. Толстой уделял большое внимание обстановке на уроке. Дети в 
Яснополянской школе видели перед собой не обычного учителя, а своего 
лучшего друга, помощника во всех радостях и бедах, которого, оказывается, 
вообще не стоит бояться. Добиваясь максимального учета жизненного опыта, 
знаний, умений и навыков своих учеников, Толстому удавалось создать у детей 
чувство радости от малейшего шага вперед, уверенности в преодолении 
трудностей. Чем глубже педагог знает детскую душу, тем 
свободнее чувствуют себя дети на его уроке. Свобода 
развивает у детей чувство ответственности, правдивости, сознательного 
отношения к своим обязанностям. Кроме того, свобода - эта цель развития 
педагогики, согласно Л. Н. Толстому.

  В полной мере эти идеи реализованы в концепции К. Н. Венцеля. В качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и предоставление ему всех положительных данных для развития его индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе воспитания, К. Н. Венцель отмечает, что этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества. Константин Николаевич Венцель (1857-1947)

Информация о работе Основные педагогические теории