Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 23:04, контрольная работа
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:
1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.);
3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
4. Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);
5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.
1. Наука- педагогика
2.Основные этапы развития.
3. Древний мир.
4. Эпоха возрождения.
5. Средние века.
6. Русская педагогика.
Заключение.
Литература.
Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика».
Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако, настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием (педономы). Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику. Его трактаты служили в течение многих столетий.
Марк Квинтилиан (35 – 96 г.г.)
Главный
труд Квинтилиана – «Ораторское образование».
Из его 12 книг трактата наиболее известны:
«О домашнем воспитании мальчика» и «О
риторическом обучении». Чтобы достичь
хороших результатов, считал Квинтилиан,
необходимо соединить природную доброту
человека и воспитание. Вслед за Плутархом
Квинтилиан говорил, что воспитание должно
формировать свободного человека. Ребенок
– «драгоценный сосуд», с которым надо
обращаться бережно и уважительно.
Цель
воспитания он видел в подготовке
молодого человека к исполнению его
гражданских обязанностей. Идеалом
он считал Перикла. Он отдавал предпочтение
организованному школьному
Тертуллиан (160 – 222 г.г.)
Августин (354 – 430 г.г.)
Аквинат (1225 – 1274 г.г.)
Идеологи
раннего христианства иначе, чем
представители Античной мысли, трактовали
сущность человека и его воспитание.
Если одной из основных идей Античности
являлся постулат «Что полезно для
человека, то должно быть сделано», то
христианское учение исходило из иного
императива: «Что справедливо, то должно
быть сделано». Таким образом, Античность
ставила в центр земное существование,
а христианство – вечные общечеловеческие
ценности. Августин проявлял интерес
к психологии ребёнка. Он утверждал,
что античная традиция образования
погрязла в «вымыслах», изучении «слов»,
но не «вещей». Главное место в
образовании должно занимать изучение
Библии.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения
Эразм Роттердамский (1466 – 1536 г.г.)
Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 г.г.)
Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.)
Мишель Монтень (1533 – 1592 г.г.)
Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.
Основной
труд Монтеня «Опыты» рассматривает
человека как высшую ценность. Ребёнок
от рождения обладает первозданной чистотой,
которую потом «разъедает»
В своём главном труде Э.Роттердамский – «О первоначальном воспитании детей» ? заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.
Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.
Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)
Коменский
- отец современной педагогики. «Великая
дидактика», вышедшая в Амстердаме
в 1654 г. – одна из первых научно –
педагогических книг. Она является
как бы своеобразным сплавом педагогических
идей Нового времени. В ней сформулированы
сенсуалистические
Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм»
Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение из состава философии.
Джон Локк (1632 – 1704 г.г.)
В трудах
Джон Локка – «Мысли о воспитании»
и «Об управлении разумом» – ярко
выражены важные передовые педагогические
устремления того времени. Локк утверждал,
что человеческое знания является следствием
внешнего чувственного опыта. По его
теории у человека нет врожденных
представлений и идей. Конечную цель
воспитания Локк видел в обеспечении
здорового духа в здоровом теле.
Он был убежден в целесообразности
социальной детерминации школьного
образования.
Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.)
В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.
Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.)
Воспитание униженных и оскорбленных. Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.
И.Ф. Гербарт (1776 – 1841 г.г.)
Гербарт ? автор труда «Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.
А. Дистервег (1790 – 1886 г.г.)
Дистервег работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность.
Он предлагал
в воспитании и обучении следовать
природе человека, учитывать индивидуальные
особенности ребенка (принцип природосообразности).
Принцип культуросообразности означал
организация учебно-воспитательного процесса
на основе определенной внешней, внутренней
и общественной культуры. Внешняя культура
– нормы морали, быта, потребления. Внутренняя
– духовная жизнь человека. Общественная
культура – социальные отношения национальная
культура.
В.Г. Белинский (1811 – 1848 г.г.)
А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.)
Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.)
Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.)
Белинский
определил гуманистические и
демократические подходы к
Герцен
с демократических позиций
Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.
Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных стремлений» человека.
Л.Н. Толстой (1828 – 1910 г.г.)
Н.И. Пирогов (1810 – 1881 г.г.)
В педагогическом
наследии Пирогова особое место занимает
идеи самопознания посредством воспитания
и общечеловеческого
Главный
пункт педагогической концепции
Толстого – идея «свободного воспитания».
Он утверждал, что воспитание есть,
прежде всего, саморазвитие. Вслед за
Руссо высказывал убеждение, что
в совершенстве детской природе,
которой воспитание лишь вредит. В
дидактических указаниях
К.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.)
Ушинский
основатель научной педагогики в
России. Стержень его педагогической
концепции – принцип
П.П. Блонский (1884 – 1941 г.г.)
Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласно концепции трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира.
С.Т. Шацкий (1878 – 1934 г.г.)
Шацкий считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность.
Н.К. Крупская (1869 – 1939 г.г.)
Крупская
являлась проводником идей коммунистического
воспитания человека. Она провозглашала
право всех граждан на образование
независимо от расовой, национальной принадлежности
и социального положения, равенство
в образовании женщины и
Макаренко А.С. (1888 – 1939 г.г.)
Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия., т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.
В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 г.г.)
Сухомлинский занимался вопросами теории и методики коммунистического воспитания детей: «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе».