Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа
Внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.
Введение……………………..……………………………………………...4
Теоретические аспекты проблемы………………………………………7
Современные проблемы воспитания подрастающего поколения…...7
Психолого-педагогические особенности воспитания учащихся 9-11 классов……………………………….….……………………………..10
Общее понятие о внешкольной деятельности..……………………..15
Практика организации внешкольной деятельности……..…………20
Молодежные организации…………………………….……………..20
Кружки, секции, клубы….……………………………………………23
Обучающие центры, школы, курсы…………..……………………..24
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………………………..29
Во
внешкольных учреждениях каждый
школьник получает широкие возможности
реализации личностного потенциала
в социально значимой деятельности:
выступления в концертах, спектаклях,
участие в выставках
Удовлетворение
потребностей и интересов учащихся
в различных сферах внешкольной
деятельности, развитие их творческих
способностей осуществляется через
систему непрерывного образования,
обеспечения дополнительных возможностей
творческого, интеллектуального, физического
и эстетического развития, профессионального
самоопределения, самореализации личности.
В этой связи нельзя не отметить
комплексный характер влияния внешкольной
работы на становление личности подрастающего
человека, в котором кроме
В подростковом возрасте существенно меняется роль учащегося по отношению к себе и к окружающим, и это во многом обуславливает выбор им различных видов внешкольной деятельности. Такой выбор становится более дифференцированным и индивидуальным. Психологи отмечают наличие ситуативных, нередко неустойчивых интересов. С другой стороны, прослеживается стремление к объединению уже по своему выбору, сознательно, а не по чьей-либо рекомендации, как это превалировало в начальных классах. Формирование чувства взрослости и недостаток способов и средств самоутверждения в глазах сверстников и взрослых порождает появление срывов, нередко недозволенных приемов противопоставления другим, стремление к абсолютной самостоятельности и ряд других условий коренным образом меняют роль педагога-организатора внешкольного учреждения при работе с подростковой аудиторией. Она более трансформируется в умение педагога направлять, корректировать собственные устремления подростка, привлекать его как помощника для выполнения серьезной и ответственной работы. Огромным стимулом для начала занятий в любой деятельности подростка является интерес, начинающийся с яркого, увлекательного, неожиданного, неординарного дела, участие в котором значительно расширяет область самостоятельности школьника, дает ему возможность творческого проявления в самых различных областях. Несомненным стимулирующим фактором может быть также яркая и неординарная личность самого руководителя, его умение «вести за собой», тактично направляя деятельность школьников в необходимое для них русло.
В старших классах с более четким самоопределением учащихся в сферах деятельности и межличностных отношений роль внешкольных учреждений более устойчиво направлена на овладение будущей профессией. Это проявляется в сознательном выборе школьников той или иной деятельности, ее личностной значимости для каждого из них, что делает их интересы более устойчивыми и целенаправленными по сравнению с учащимися-подростками. Деятельность педагога приобретает характер наставничества, делового партнерства, основанного на взаимном уважении и требовательности друг к другу.
Рассматривая
образование подрастающего
Другая
тенденция заключается в том,
что на развитие системы внешкольных
учреждений, ее структуры и содержания,
форм и методов влияет развитие школы
как базового государственного института.
Реформы школьного образования,
изменение его содержания и методики
неминуемо приводили к
Среди
внешкольных учреждений особое место
принадлежит объединениям клубного
характера, возникающим на добровольных
началах для осуществления
В
учреждениях, деятельность которых
рассчитана преимущественно на взрослую
аудиторию, повсеместно функционируют
детские и подростковые сектора,
группы, кружки. Так, в кинотеатрах
регулярно практикуется проведение
детских сеансов, специальных декад
и кинонедель для школьников во время
каникул, отдельные киносеансы в
школах. Это и детские спектакли
академических театральных
Серьезные
изменения, происходящие в обществе
и государстве, не могли не повлечь
за собой поиск новых путей
в обновлении школы, в появлении
новых направлений в работе внешкольных
учреждений. Демократизация деятельности
школы, ее автономия в использовании
различных учебных планов и программ
позволила более гибко
Многочисленные
стрессовые ситуации в межличностных
отношениях людей, особенно болезненно
сказывающиеся на детях и подростках,
потребовали создание системы социально-
Наряду с образованием, внешкольные учреждения обеспечивают и воспитание. Ребенок входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов - семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности.
Специфика внешкольной сферы воспитания, непосредственная причастность к ней всех без исключения социальных институтов выдвигают чрезвычайно важную, во многом определяющую эффективность воспитательного процесса в целом, проблему взаимодействия этих институтов, исходя из этого возникает необходимость наиболее правильно объединить и скоординировать силы, чтобы управлять влиянием средств массовой коммуникации, семейных, трудовых, ученических, и иных коллективов, общественных организаций, учреждений народного образования, культуры, спорта.
Каждое
учреждение, организация занимают свое
место в системе общественного
воспитания. Так учреждения культуры
являются центром организации и
проведения культурно-просветительной
работы с населением, спортивные учреждения
- спортивно-оздоровительной, правоохранительные
органы концентрируют в своей
деятельности вопросы охраны общественного
порядка и профилактики правонарушений
и т.д. Функции каждого
Функции, выполняемые внешкольными учреждениями:
Первой, и самой очевидной функцией является обучающая функция. Содержание обучающей функции зависит от вида учебных групп и детских коллективов, среди которых можно выделить:
Воспитательная
функция учреждений дополнительного
образования детей заключается
в обеспечении
Социокультурная
функция отражает цели и задачи учреждения
дополнительного образования в
области культуры и досуга, определяет
пути и методы её реализации в конкретном
учреждении, тесно взаимодействует
с другими функциями, решает ряд
социальных вопросов и реализуется
обучающимися в их свободное время,
когда они получают эмоциональную
разгрузку, восстанавливают физические
и духовные силы, усваивают дополнительную
информацию и расширяют кругозор,
чтобы в последующем
Функция социализации чрезвычайно значима, так как в процессе социализации обучающийся приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе, овладевает деятельностью, общением, усваивает нормы поведения и социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно воспроизводят систему социальных связей.
Функция социальной защиты учреждений дополнительного образования детей реализуется в системе мероприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей, поддерживающих жизнедеятельность учащегося.
Рекреативно-
Литература:
1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
2.
Информация о работе Организация внешкольного воспитания и обучения