Организация внешкольного воспитания и обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Содержание

Введение……………………..……………………………………………...4
Теоретические аспекты проблемы………………………………………7
Современные проблемы воспитания подрастающего поколения…...7
Психолого-педагогические особенности воспитания учащихся 9-11 классов……………………………….….……………………………..10
Общее понятие о внешкольной деятельности..……………………..15
Практика организации внешкольной деятельности……..…………20
Молодежные организации…………………………….……………..20
Кружки, секции, клубы….……………………………………………23
Обучающие центры, школы, курсы…………..……………………..24
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 61.24 Кб (Скачать)

     Во  внешкольных учреждениях каждый школьник получает широкие возможности  реализации личностного потенциала в социально значимой деятельности: выступления в концертах, спектаклях, участие в выставках художественного  и научно-технического творчества и  т.д. помимо самореализации обеспечивают активное включение в жизнь общества. Привлечение внешкольными учреждениями к работе в них специалистов из различных предприятий, организаций  науки и культуры делает возможным  освоение учащимися новых достижений общества в естественной среде на современном им уровне развития науки  и техники. Внешкольные учреждения играют определённую роль в профессиональном самоопределении детей и подростков. Так, по данным 1990 года до 60% воспитанников  внешкольных учреждений делают профессиональный выбор в соответствии с профилем посещаемых кружков, объединений, секций. Это связано также и с тем, что высокий профессионализм  многих педагогов внешкольных учреждений позволяет подросткам за 3-5 лет занятий  овладеть профессиональными знаниями и умениями на уровне ПТУ.

     Удовлетворение  потребностей и интересов учащихся в различных сферах внешкольной  деятельности, развитие их творческих способностей осуществляется через  систему непрерывного образования, обеспечения дополнительных возможностей творческого, интеллектуального, физического  и эстетического развития, профессионального  самоопределения, самореализации личности. В этой связи нельзя не отметить комплексный характер влияния внешкольной  работы на становление личности подрастающего  человека, в котором кроме образовательного направления можно выделить воспитательные компоненты, возможности саморазвития в интересной деятельности и общении, а также различные способы  самореализации школьника за пределами  обязательного учебного времени. Здесь  можно выделить устойчивую тенденцию зависимости выбора учащимися тех или иных видов внешкольной деятельности от возраста воспитанников, насущных потребностей общества и личности, а также от типа школьного учреждения.

     В подростковом возрасте существенно  меняется роль учащегося по отношению  к себе и к окружающим, и это  во многом обуславливает выбор им различных видов внешкольной  деятельности. Такой выбор становится более дифференцированным и индивидуальным. Психологи отмечают наличие ситуативных, нередко неустойчивых интересов. С  другой стороны, прослеживается стремление к объединению уже по своему выбору, сознательно, а не по чьей-либо рекомендации, как это превалировало в начальных классах. Формирование чувства взрослости и недостаток способов и средств самоутверждения в глазах сверстников и взрослых порождает появление срывов, нередко недозволенных приемов противопоставления другим, стремление к абсолютной самостоятельности и ряд других условий коренным образом меняют роль педагога-организатора внешкольного учреждения при работе с подростковой аудиторией. Она более трансформируется в умение педагога направлять, корректировать собственные устремления подростка, привлекать его как помощника для выполнения серьезной и ответственной работы. Огромным стимулом для начала занятий в любой деятельности подростка является интерес, начинающийся с яркого, увлекательного, неожиданного, неординарного дела, участие в котором значительно расширяет область самостоятельности школьника, дает ему возможность творческого проявления в самых различных областях. Несомненным стимулирующим фактором может быть также яркая и неординарная личность самого руководителя, его умение «вести за собой», тактично направляя деятельность школьников в необходимое для них русло.

     В старших классах с более четким самоопределением учащихся в сферах деятельности и межличностных отношений  роль внешкольных учреждений более  устойчиво направлена на овладение  будущей профессией. Это проявляется  в сознательном выборе школьников той  или иной деятельности, ее личностной значимости для каждого из них, что  делает их интересы более устойчивыми  и целенаправленными по сравнению  с учащимися-подростками. Деятельность педагога приобретает характер наставничества, делового партнерства, основанного  на взаимном уважении и требовательности друг к другу.

     Рассматривая  образование подрастающего поколения  как социальный заказ общества, можно  проследить устойчивую тенденцию развития школы и тесно связанных с  ней внешкольных учреждений. Идеологически-просветительное  направление образования 20-х годов  вызвало к жизни появление  специализированных детских библиотек, детских клубов, различных кружков  и ассоциаций, детских музеев, театров, различных форм физического и  лечебно-профилактического направления, а борьба с беспризорностью - появление детских колоний и коммун. Конец 30-х - начало 40-х годов придали внешкольной работе с учащимися оборонно-массовое и военно-патриотическое направление.

     Другая  тенденция заключается в том, что на развитие системы внешкольных  учреждений, ее структуры и содержания, форм и методов влияет развитие школы  как базового государственного института. Реформы школьного образования, изменение его содержания и методики неминуемо приводили к трансформации  деятельности внешкольных учреждений. Стабилизация учебного процесса в школе  неизменно приводила к появлению  относительно устойчивой для данного  периода системы внешкольных  образовательно-воспитательных институтов, дополняющих базовую ступень  непрерывного образования. Так, в 70-80-е  годы сложилась достаточно стройная система внешкольных учреждений, включающая в себя Дворцы и дома пионеров, станции юных техников и  юных натуралистов, детские музыкальные  и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, детско-юношеские спортивные школы, ансамбли песни и пляски, парки  пионеров и школьников, детские площадки и т.д. Ряд перечисленных учреждений относился непосредственно к системе народного образования, другие финансировались министерствами культуры, профтехобразования, здравоохранения, внутренних дел, комитетом по физической культуре и спорту.

     Среди внешкольных учреждений особое место  принадлежит объединениям клубного характера, возникающим на добровольных началах для осуществления интересного  дела, к примеру клубы юных моряков  и речников, клубы юных авиаторов  и космонавтов, клубы юных друзей природы, клубы спортивно- оздоровительного и культурно-массового, а также художественно-эстетического направления.

     В учреждениях, деятельность которых  рассчитана преимущественно на взрослую аудиторию, повсеместно функционируют  детские и подростковые сектора, группы, кружки. Так, в кинотеатрах  регулярно практикуется проведение детских сеансов, специальных декад  и кинонедель для школьников во время  каникул, отдельные киносеансы в  школах. Это и детские спектакли  академических театральных коллективов, выездные спектакли для школьников в домах культуры и загородных оздоровительных лагерях. Специализированные детские спортивные и общеоздоровительные  секции и кружки в плане работы громадных спортивных сооружений, детские  часы в работе бассейнов и т.п.

     Серьезные изменения, происходящие в обществе и государстве, не могли не повлечь  за собой поиск новых путей  в обновлении школы, в появлении  новых направлений в работе внешкольных  учреждений. Демократизация деятельности школы, ее автономия в использовании  различных учебных планов и программ позволила более гибко подходить к определению направления школы (либо ее профильных классов), что предоставило учащимся возможность выбора различных типов базового учебного заведения. Это серьезно уменьшило приток школьников во внешкольные учреждения образовательного направления, заставив их руководителей обратить внимание на организацию досуговой, спортивно-оздоровительной и художественно-творческой деятельности. Именно в последние годы получили заметное развитие муниципальные центры внешкольной работы, центры развития детей, дома научно-технического творчества, школы-театры, детско-юношеские центры досуга.

     Многочисленные  стрессовые ситуации в межличностных  отношениях людей, особенно болезненно сказывающиеся на детях и подростках, потребовали создание системы социально-психологической  защиты и реабилитации подростков и  молодежи, формами чего могут быть подростковые и семейные клубы, разновозрастные  отряды, клубы общения, социально-педагогически-производственные комплексы (СППК), правовые клубы, возник институт социально-педагогической помощи подросткам.

     Наряду  с образованием, внешкольные учреждения обеспечивают и воспитание. Ребенок  входит в общество не через один, а одновременно через несколько  институтов - семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые  имеют свои особенности в процессе социализации личности.

     Специфика внешкольной сферы воспитания, непосредственная причастность к ней всех без исключения социальных институтов выдвигают чрезвычайно важную, во многом определяющую эффективность воспитательного процесса в целом, проблему взаимодействия этих институтов, исходя из этого возникает необходимость наиболее правильно объединить и скоординировать силы, чтобы управлять влиянием средств массовой коммуникации, семейных, трудовых, ученических, и иных коллективов, общественных организаций, учреждений народного образования, культуры, спорта.

     Каждое  учреждение, организация занимают свое место в системе общественного  воспитания. Так учреждения культуры являются центром организации и  проведения культурно-просветительной  работы с населением, спортивные учреждения - спортивно-оздоровительной, правоохранительные органы концентрируют в своей  деятельности вопросы охраны общественного  порядка и профилактики правонарушений и т.д. Функции каждого воспитательного  института социально обусловлены  и содержание деятельности того или  иного института должно соответствовать этим его функциям.

     Функции, выполняемые внешкольными учреждениями:

     Первой, и самой очевидной функцией является обучающая функция. Содержание обучающей  функции зависит от вида учебных  групп и детских коллективов, среди которых можно выделить:

  • стандартно-образовательные, которые расширяют знания по школьным предметам или, наоборот, представляют собой менее напряжённые, коррекционные учебные курсы; 
  • познавательные, которые дают знания из областей, сверх школьной программы;
  • научно-исследовательские, которые развивают способности в научной деятельности, формируют навыки исследовательской работы, обеспечивают индивидуальное развитие способностей;
  • интегрированные учебные курсы, которые реализуют межпредметные связи.

     Воспитательная  функция учреждений дополнительного  образования детей заключается  в обеспечении целенаправленного  влияния всех структурных подразделений  учреждения на поведение и деятельность обучающихся. При организации системы  воспитания необходимо ориентироваться  на реальные процессы развития личности ребёнка и учитывать необходимость  превращения его в субъекта социального развития общественных отношений.

     Социокультурная функция отражает цели и задачи учреждения дополнительного образования в  области культуры и досуга, определяет пути и методы её реализации в конкретном учреждении, тесно взаимодействует  с другими функциями, решает ряд  социальных вопросов и реализуется  обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную  разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно  овладевать школьными программами.

     Функция социализации чрезвычайно значима, так как в процессе социализации обучающийся приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе, овладевает деятельностью, общением, усваивает нормы поведения и социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно воспроизводят систему социальных связей.

     Функция социальной защиты учреждений дополнительного  образования детей реализуется  в системе мероприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей, поддерживающих жизнедеятельность учащегося.

     Рекреативно-оздоровительная  функция учреждения дополнительного  образования детей реализуется  обычно в каникулярный период при  организации их выезда в другие регионы  в профильные и учебно-тренировочные  лагеря для использования отдыха в интересах развития личности каждого  ребенка. 
 

     Литература:

     1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

     2.

Информация о работе Организация внешкольного воспитания и обучения