Организация внешкольного воспитания и обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Содержание

Введение……………………..……………………………………………...4
Теоретические аспекты проблемы………………………………………7
Современные проблемы воспитания подрастающего поколения…...7
Психолого-педагогические особенности воспитания учащихся 9-11 классов……………………………….….……………………………..10
Общее понятие о внешкольной деятельности..……………………..15
Практика организации внешкольной деятельности……..…………20
Молодежные организации…………………………….……………..20
Кружки, секции, клубы….……………………………………………23
Обучающие центры, школы, курсы…………..……………………..24
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 61.24 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 
 

Кафедра гуманитарных

и психолого-педагогических дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организация внешкольного воспитания и обучения 

Курсовая  работа

По курсу  «Педагогика» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Исполнитель

                М.Л. Драгун, студент 3 курса

                Группы 6181 

                Научный руководитель

                Каменкова Е.Е. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

    Минск 2010

    Оглавление 

    Введение……………………..……………………………………………...4

  1. Теоретические аспекты проблемы………………………………………7
    1. Современные проблемы воспитания подрастающего поколения…...7
    2. Психолого-педагогические особенности воспитания учащихся 9-11 классов……………………………….….……………………………..10
    3. Общее понятие о внешкольной деятельности..……………………..15
  2. Практика организации внешкольной деятельности……..…………20
    1. Молодежные организации…………………………….……………..20
    2. Кружки, секции, клубы….……………………………………………23
    3. Обучающие центры, школы, курсы…………..……………………..24

    Заключение………………………………………………………………..28

    Список  использованных источников……………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Внешкольное образование и воспитание имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания, умения и навыки, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

     При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя требуется  тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.

     Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объемом материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и участии во внеклассной работе.

     Внешкольные мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными  знаниями в различных сферах техники, искусства, литературы, иностранных  языков и др. с использованием доступных  и интересных методов.

     Социальное  воспитание детей является одним  из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать  двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

     Школы зачастую не могут выбрать необходимую  направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений  учеников и учителей.

     Внеклассная работа формирует и развивает  личность ребенка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать  и совершенствовать заложенное в  человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность  в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как  каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

     Воспитание - целенаправленный процесс формирования гармонично развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего  поколения в жизнь общества, становление  их активными субъектами. 
 
 

     Современные проблемы воспитания подрастающего  поколения 

Сегодня проблемы воспитания молодёжи волнуют всех и  носят глобальный характер: социальная апатия, бездуховность, криминализация молодёжной среды, деспотическое влияние массовой культуры, широкое распространение алкоголизма и наркомании. В нашей стране эти проблемы усугубляются кризисным состоянием общества.

В основе воспитания лежит процесс ориентации на нравственные ценности. В условиях резкого социального  расслоения, небывалой разнородности  нашего общества нынче преобладают  сословные ценности, связанные с  выживанием, с личным успехом и  благополучием. Социально значимые ценности отошли на дальний план, усилились  эгоистические тенденции.

Основным институтом общественного воспитания является система образования, её учреждения и структуры. В них произошла  разбалансировка двух основных функций: обучения и воспитания. Первая, бурно  развиваясь, пошла круто вверх, вторая пришла в упадок. Прошлая система  воспитания была разрушена. Робкие попытки  реанимировать её в новых условиях успеха пока не имеют.

Многие острейшие  проблемы воспитания из чисто педагогических становятся всё в большей степени  социо- культурными, а значит, требуют объединения надведомственных усилий.

Владимир Караковский

директор школы N 825 г. Москвы, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор 
 

     Педагогическая  наука разработала для организации процесса воспитания ряд концепций. Следует констатировать, что в них скорее больше общего, чем особенного, прежде всего – в исходных позициях. Все авторы концепций признают приоритет личности ребенка, его право на самостоятельное выстраивание траектории жизненного пути; необходимость построения гуманных отношений педагогов и детей; процесса воспитания с учетом общечеловеческих ценностей; приоритет творчества педагога-воспитателя. Основные различия прослеживаются при ответе на два принципиальных вопроса: какая личность школьника должна стать результатом воспитания и с помощью каких методов, «механизмов» и средств можно достичь желаемых результатов?

     Для современного состояния теории воспитания в содержательном плане присущи выдвижение на первый план социальных аспектов проблем воспитания; обращение к человеку, а не только к его социальной проекции – личности; акцент на развитие «самости» личности ребенка и в связи с этим рассмотрение результата воспитания как развития его способности и формирования готовности к саморазвитию, самостроительству на определенном возрастном этапе, на адаптацию ребенка в обществе как цель и результат воспитания; разработка различных гуманитарных подходов; обращение к ценностям как к содержанию цели воспитания; рассмотрение культуры в качестве содержания воспитания; попытки оценивания результатов воспитания личности не через набор определенных качеств, а, например, через эффекты, динамику личностного роста; идея педагогической поддержки, индивидуального сопровождения ребенка и помощи ему; усиление воспитательных функций как традиционных, так и нетрадиционных субъектов воспитания.

     Следует также отметить проявившуюся в последнее  время тенденцию жесткого программирования воспитания, введения его стандартов. На наш взгляд, речь должна идти о вариативности программ воспитания и о стандартах условий, в которых протекает процесс воспитания.

     Сегодня можно отметить резкую дифференциацию школ по разным параметрам, в том  числе и по решению проблем воспитания. Для школ, в которых эффективно удается решать воспитательные проблемы, характерны следующие тенденции: развитие «самости» детей различного возраста; поиск форм адаптации школьников к современной жизни общества в процессе их обучения решению возникающих в социуме проблем; создание и развитие гуманистических воспитательных систем; создание воспитательного пространства при активной (нередко главенствующей) роли в этом процессе педагогических коллективов образовательных учреждений различных типов; культура (мировая, национальная) как содержание воспитания; интеграция общего и дополнительного образования; использование новых информационных технологий в решении воспитательных проблем; формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся; создание общностей детей, детей и взрослых различного масштаба и характера; создание детских, юношеских, родительских и других общественных организаций, объединений; изменение профессионального мышления педагога и содержания его деятельности.

     Обнаруженные  тенденции для массовой практики воспитания в школе не всегда можно  оценить однозначно – только как позитивные или как негативные. Для нее характерны использование коллектив-

     ной творческой деятельности; стремление к формотворчеству; преобладание количественных оценок в определении эффективности воспитания, что нередко инициируется органами управления образованием; выбор содержания, форм, методов и средств воспитания, не адекватных новым условиям взросления подрастающего человека; противоречие между заявленной целью воспитания личностное развитие ребенка), методами и средствами ее реализации; отсутствие соотнесения между

     целью, задачами и результатами воспитания; слабая педагогическая рефлексия протекания процесса воспитания; проникновение психотерапевтических, религиозных практик; возрастание роли детских и молодежных общественных движений, организаций, объединений; приверженность различным системам ценностей в среде школьников и в среде педагогов.

     Достижения современной теории воспитания могут стать основой изменений в педагогической практике, если в нее будут внесены определенные изменения и коррективы. Многоплановость и сложность проблем, стоящих перед исследователями(34) в области теории воспитания, приводит к необходимости выделения приоритетов, к которым можно отнести исследования, посвященные методологическим проблемам воспитания, многостороннему рассмотрению личности как объекта, субъекта, цели и результата воспитания, «механизмам» ее воспитания, педагогу как воспитателю, в том числе вопросам его подготовки, повышения квалификации и переподготовки.

     Центр теории воспитания ИТОиП РАО в рамках исследований по выделенным направлениям получил ряд результатов. Рассмотрены в педагогическом контексте такие гуманитарные подходы, как синергетический средовой, амбивалентный, акмеологический, событийный, позиционный, герменевтический.

     Статус воспитания как социально ценной духовно-практической деятельности задает необходимость общественной оценки целей и результатов этой деятельности, что, в свою очередь, требует введения в педагогику понятия, определяющего позитивную направленность личности. Таким понятием может стать «личностный рост», который отражает развитие прогрессивное, позитивное, значимое как для самого человека, так и для всего общества. Личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, людям, самому себе (Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов). Таким образом, идеологией современного воспитания, адекватного окружающей ребенка культуре и способствующего личностному росту ребенка, должен выступать гуманизм.

     В современных условиях недостаточно говорить о необходимости центрации воспитательного процесса на личности ребенка; без реальных «механизмов» воспитания успехов добиться невозможно. Педагогические исследования и практика последних лет показали, что такими эффективными «механизмами» являются «воспитательная система» и «воспитательное пространство». Воспитательная система является открытой, неравновесной и самоорганизующейся. По своей структуре она гетерогенна, ее характер определяется не столько компонентами, которые инвариантны,

     сколько характером взаимосвязей между ними. Исследованы различные вопросы теории воспитательных систем, в т.ч. история развития воспитательных систем, авторские гуманистические воспитательные системы, различные типы воспитательных систем, описание этапов развития воспитательной системы, педагог и класс в воспитательной системе, управление развитием воспитательной системы, характеристика ее субъектов.

     Очевидно, что одна школа не может и не должна решать проблемы воспитания. Она – лишь звено, хотя и самое важное, среди учреждений общеобразовательных и дополнительного образования, социально-

     культурных  объектов, общественных объединений и движений. Не могут остаться в стороне от решения проблем воспитания и органы государственного управления различных уровней, если они действительно хотят позитивных изменений в российском обществе. Именно эти соображения и привели к необходимости рассмотрения в теоретическом и практическом планах воспитательного пространства как результата усилий различных кругов общества и, естественно, в первую очередь, педагогического.

Информация о работе Организация внешкольного воспитания и обучения