Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа
Внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.
Введение……………………..……………………………………………...4
Теоретические аспекты проблемы………………………………………7
Современные проблемы воспитания подрастающего поколения…...7
Психолого-педагогические особенности воспитания учащихся 9-11 классов……………………………….….……………………………..10
Общее понятие о внешкольной деятельности..……………………..15
Практика организации внешкольной деятельности……..…………20
Молодежные организации…………………………….……………..20
Кружки, секции, клубы….……………………………………………23
Обучающие центры, школы, курсы…………..……………………..24
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………………………..29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ»
Кафедра гуманитарных
и психолого-педагогических
дисциплин
Организация
внешкольного воспитания
и обучения
Курсовая работа
По курсу
«Педагогика»
Исполнитель
М.Л. Драгун, студент 3 курса
Группы
6181
Научный руководитель
Каменкова
Е.Е.
Минск 2010
Оглавление
Введение……………………..……………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………………..29
Введение
Внешкольное образование и воспитание имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания, умения и навыки, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.
Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объемом материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и участии во внеклассной работе.
Внешкольные
мероприятия имеют огромное значение
для усвоения школьниками учебного
материала и овладения
Социальное
воспитание детей является одним
из важных факторов стабилизации общества.
Социальное воспитание должно достигать
двух целей: успешности социализации подрастающих
поколений в современных
Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.
Внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.
Воспитание
- целенаправленный процесс формирования
гармонично развитой личности. Воспитание
обеспечивает вхождение подрастающего
поколения в жизнь общества, становление
их активными субъектами.
Современные
проблемы воспитания подрастающего
поколения
Сегодня проблемы воспитания молодёжи волнуют всех и носят глобальный характер: социальная апатия, бездуховность, криминализация молодёжной среды, деспотическое влияние массовой культуры, широкое распространение алкоголизма и наркомании. В нашей стране эти проблемы усугубляются кризисным состоянием общества.
В основе воспитания лежит процесс ориентации на нравственные ценности. В условиях резкого социального расслоения, небывалой разнородности нашего общества нынче преобладают сословные ценности, связанные с выживанием, с личным успехом и благополучием. Социально значимые ценности отошли на дальний план, усилились эгоистические тенденции.
Основным институтом общественного воспитания является система образования, её учреждения и структуры. В них произошла разбалансировка двух основных функций: обучения и воспитания. Первая, бурно развиваясь, пошла круто вверх, вторая пришла в упадок. Прошлая система воспитания была разрушена. Робкие попытки реанимировать её в новых условиях успеха пока не имеют.
Многие острейшие проблемы воспитания из чисто педагогических становятся всё в большей степени социо- культурными, а значит, требуют объединения надведомственных усилий.
Владимир Караковский
директор школы
N 825 г. Москвы, член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Педагогическая наука разработала для организации процесса воспитания ряд концепций. Следует констатировать, что в них скорее больше общего, чем особенного, прежде всего – в исходных позициях. Все авторы концепций признают приоритет личности ребенка, его право на самостоятельное выстраивание траектории жизненного пути; необходимость построения гуманных отношений педагогов и детей; процесса воспитания с учетом общечеловеческих ценностей; приоритет творчества педагога-воспитателя. Основные различия прослеживаются при ответе на два принципиальных вопроса: какая личность школьника должна стать результатом воспитания и с помощью каких методов, «механизмов» и средств можно достичь желаемых результатов?
Для современного состояния теории воспитания в содержательном плане присущи выдвижение на первый план социальных аспектов проблем воспитания; обращение к человеку, а не только к его социальной проекции – личности; акцент на развитие «самости» личности ребенка и в связи с этим рассмотрение результата воспитания как развития его способности и формирования готовности к саморазвитию, самостроительству на определенном возрастном этапе, на адаптацию ребенка в обществе как цель и результат воспитания; разработка различных гуманитарных подходов; обращение к ценностям как к содержанию цели воспитания; рассмотрение культуры в качестве содержания воспитания; попытки оценивания результатов воспитания личности не через набор определенных качеств, а, например, через эффекты, динамику личностного роста; идея педагогической поддержки, индивидуального сопровождения ребенка и помощи ему; усиление воспитательных функций как традиционных, так и нетрадиционных субъектов воспитания.
Следует также отметить проявившуюся в последнее время тенденцию жесткого программирования воспитания, введения его стандартов. На наш взгляд, речь должна идти о вариативности программ воспитания и о стандартах условий, в которых протекает процесс воспитания.
Сегодня можно отметить резкую дифференциацию школ по разным параметрам, в том числе и по решению проблем воспитания. Для школ, в которых эффективно удается решать воспитательные проблемы, характерны следующие тенденции: развитие «самости» детей различного возраста; поиск форм адаптации школьников к современной жизни общества в процессе их обучения решению возникающих в социуме проблем; создание и развитие гуманистических воспитательных систем; создание воспитательного пространства при активной (нередко главенствующей) роли в этом процессе педагогических коллективов образовательных учреждений различных типов; культура (мировая, национальная) как содержание воспитания; интеграция общего и дополнительного образования; использование новых информационных технологий в решении воспитательных проблем; формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся; создание общностей детей, детей и взрослых различного масштаба и характера; создание детских, юношеских, родительских и других общественных организаций, объединений; изменение профессионального мышления педагога и содержания его деятельности.
Обнаруженные тенденции для массовой практики воспитания в школе не всегда можно оценить однозначно – только как позитивные или как негативные. Для нее характерны использование коллектив-
ной творческой деятельности; стремление к формотворчеству; преобладание количественных оценок в определении эффективности воспитания, что нередко инициируется органами управления образованием; выбор содержания, форм, методов и средств воспитания, не адекватных новым условиям взросления подрастающего человека; противоречие между заявленной целью воспитания личностное развитие ребенка), методами и средствами ее реализации; отсутствие соотнесения между
целью, задачами и результатами воспитания; слабая педагогическая рефлексия протекания процесса воспитания; проникновение психотерапевтических, религиозных практик; возрастание роли детских и молодежных общественных движений, организаций, объединений; приверженность различным системам ценностей в среде школьников и в среде педагогов.
Достижения современной теории воспитания могут стать основой изменений в педагогической практике, если в нее будут внесены определенные изменения и коррективы. Многоплановость и сложность проблем, стоящих перед исследователями(34) в области теории воспитания, приводит к необходимости выделения приоритетов, к которым можно отнести исследования, посвященные методологическим проблемам воспитания, многостороннему рассмотрению личности как объекта, субъекта, цели и результата воспитания, «механизмам» ее воспитания, педагогу как воспитателю, в том числе вопросам его подготовки, повышения квалификации и переподготовки.
Центр теории воспитания ИТОиП РАО в рамках исследований по выделенным направлениям получил ряд результатов. Рассмотрены в педагогическом контексте такие гуманитарные подходы, как синергетический средовой, амбивалентный, акмеологический, событийный, позиционный, герменевтический.
Статус воспитания как социально ценной духовно-практической деятельности задает необходимость общественной оценки целей и результатов этой деятельности, что, в свою очередь, требует введения в педагогику понятия, определяющего позитивную направленность личности. Таким понятием может стать «личностный рост», который отражает развитие прогрессивное, позитивное, значимое как для самого человека, так и для всего общества. Личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, людям, самому себе (Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов). Таким образом, идеологией современного воспитания, адекватного окружающей ребенка культуре и способствующего личностному росту ребенка, должен выступать гуманизм.
В современных условиях недостаточно говорить о необходимости центрации воспитательного процесса на личности ребенка; без реальных «механизмов» воспитания успехов добиться невозможно. Педагогические исследования и практика последних лет показали, что такими эффективными «механизмами» являются «воспитательная система» и «воспитательное пространство». Воспитательная система является открытой, неравновесной и самоорганизующейся. По своей структуре она гетерогенна, ее характер определяется не столько компонентами, которые инвариантны,
сколько характером взаимосвязей между ними. Исследованы различные вопросы теории воспитательных систем, в т.ч. история развития воспитательных систем, авторские гуманистические воспитательные системы, различные типы воспитательных систем, описание этапов развития воспитательной системы, педагог и класс в воспитательной системе, управление развитием воспитательной системы, характеристика ее субъектов.
Очевидно, что одна школа не может и не должна решать проблемы воспитания. Она – лишь звено, хотя и самое важное, среди учреждений общеобразовательных и дополнительного образования, социально-
культурных объектов, общественных объединений и движений. Не могут остаться в стороне от решения проблем воспитания и органы государственного управления различных уровней, если они действительно хотят позитивных изменений в российском обществе. Именно эти соображения и привели к необходимости рассмотрения в теоретическом и практическом планах воспитательного пространства как результата усилий различных кругов общества и, естественно, в первую очередь, педагогического.
Информация о работе Организация внешкольного воспитания и обучения