Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:14, курсовая работа
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического исследования изучить процесс организации учителем начальных классов игровой деятельности на коррекционно - развивающих занятий
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие игра, как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками;
2. Рассмотреть повышение результативности обучения за счет введения в процесс обучения коррекционно-развивающих занятий.
3. Выявить особенности познавательных способностей младших школьников.
4. Изучить специфику организации коррекционно-развивающей работы педагога в начальной школе.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические аспекты организации учителем начальных классов игровой деятельности на коррекционно-развивающих занятиях с целью развития познавательной активности у младших школьников
1.1. Игра как универсальная форма и средство организации игровой деятельности на коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками……………………………………………………………………..……………5
1.2 Содержание понятия «познавательная активность»……………………..17
1.3 Особенности развития познавательной активности младших школьников………………………………………………………………………………...21
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности младших школьников с помощью игровой деятельности, организованной учителем начальных классов на коррекционно – развивающих занятиях
2.1 Констатирующий этап исследования……………………………………...27
2.2 Формирующий этап исследования………………………………………...34
2.3 Контрольный этап исследования…………………………………………..40
Заключение…………………………………………………………….…………43
Список литературы………………………………………………………………44
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты организации учителем начальных классов игровой деятельности на коррекционно-развивающих занятиях с целью развития познавательной активности у младших школьников
1.1. Игра как универсальная форма и средство организации игровой деятельности на коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками…………………………………………………
1.2 Содержание понятия «познавательная активность»……………………..17
1.3 Особенности развития познавательной активности младших школьников……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности младших школьников с помощью игровой деятельности, организованной учителем начальных классов на коррекционно – развивающих занятиях
2.1 Констатирующий этап исследования……………………………………...2
2.2 Формирующий этап исследования………………………………………...
2.3 Контрольный этап исследования…………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение
Введение
Коррекционно-развивающие занятия позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствуют развитию познавательных интересов к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе, в значительной степени учитывают индивидуальные особенности учеников.
В настоящее время проблема использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя начальных классов приобрела особую актуальность, ибо совершенствование форм и методов работы в процессе обучения и воспитания младших школьников требует глубокого и адекватного отражения индивидуального своеобразия школьника и развития его способностей.
Чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается результат. Своевременная педагогическая и психологическая помощь школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в дальнейшем.
Задача учителя начальных классов состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность, умение выбирать из всего материала самое главное, наиболее значимое. Научить ребенка самостоятельности — актуальная проблема современности, так как формируется основа личности человека.
Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этими много вопросов связано с использованием в коррекционно-развивающей деятельности педагога начальных классов занимательного материала.
Данная проблема широко рассматривается в работе В.А. Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «…Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» [16, с. 93]. Продолжая В.А. Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачами… В игре возникает новая психологическая форма мотивов» [17, с. 277]. Ш.А. Амонашвили в своей книге «В школу - с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития» [2, с. 160].
Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей.
Игра в жизни ребенка 8-9 лет все еще занимает значительное место, использование их на уроках приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные данные в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Более того, игры – это всегда интересно и познавательно, и они способны внести в учебный процесс стремление к знаниям и желание учиться.
Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных развивающих задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Многие исследователи: Абрамовой Г.С., Агеевой И.А., Борытко Н.М., Гонеевым А.Д., Заир-Беком С.И., Истратовой О.Н., Кумариной Г.Ф., Шевченко С.Г., Леонтьевым А.Н. и др., разрабатывали и разрабатывают вопросы теории и практики коррекционно-развивающих занятий в начальной школе. Организация коррекционно-развивающих занятий позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, делает процесс обучения активным и личностно значимым, интересным.
Организация игровой деятельности на коррекционно-развивающих занятиях способствуют развитию у детей познавательной активности и познавательных способностей. В этом, на наш взгляд, и есть актуальность выбранной темы.
Объект исследования: процесс организации учителем начальных классов игровой деятельности на коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования: организация учителем начальных классов игровой деятельности на коррекционно-развивающих занятий
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического исследования изучить процесс организации учителем начальных классов игровой деятельности на коррекционно - развивающих занятий
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие игра, как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками;
2. Рассмотреть повышение результативности обучения за счет введения в процесс обучения коррекционно-развивающих занятий.
3. Выявить особенности познавательных способностей младших школьников.
4. Изучить специфику организации коррекционно-развивающей работы педагога в начальной школе.
Гипотеза исследования: Организация учителем начальных классов игровой деятельности на коррекционно-развивающих занятиях с детьми младшего школьного возраста, являются средством развития у учащихся познавательной активности.
Методы: Теоретический анализ научной литературы по теме исследования; методика определения уровня познавательной активности младших школьников; педагогическое наблюдение; эксперимент .
Базой исследования является МОУ СОШ №34 г. Твери , 2 «Б» класс
Глава I. Теоретические аспекты организации учителем начальных классов игровой деятельности на коррекционно-развивающих занятиях с целью развития познавательной активности младших школьников
1.1. Игра как универсальная форма и средство организации игровой деятельности на коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками
Профессиональное мастерство педагога проявляется в том, что он должен уметь организовывать деятельность воспитанников, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры. Г.К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций:
— Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
— Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли..., нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
— Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности,
— Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.
Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:
— развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
— развитие воображения как основы творческой деятельности;
— развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
— формирование в процессе игр нестандартного мышления;
— развитие координации и мелкой моторики;
— организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий;
— исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как нормативные требования к организации игры детей. Характер принципов выражается в виде общих указаний, правил, норм.
Рассмотрим принципы организации игровой деятельности, сформулированные П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Авторы обозначили достаточно обширный перечень принципов игры. Остановимся на наиболее значимых и актуальных для педагогов учреждений дополнительного образования:
— активность — основой принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;
— открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна;
— динамичность выражает значение, и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовленности;
— наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;
— занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;
— принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества, и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;
— коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;
— целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды;
— самодеятельностъ и самостоятельность игрока в игре — это один из главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;
— состязательность и соревнование в игре. Без соревнования нет игры. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, т.к. побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы;
— результативность отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;
— достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приоткрыть» определенность будущего. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования;
— принцип проблемности в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Игра — «идеальный генератор» учебных проблем, а способность «видеть и делать» проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре, да и в жизни;
— информация для игры в самом простом виде отражает сильное душевное волнение игрока в ожидании успеха или поражения, и др.
Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое, воспитательное и развивающее влияние на играющих как на уроках, так и на коррекционно – развивающих занятиях.
Коррекционная педагогическая деятельность основывается на следующих принципах:
1. Принцип системности коррекционно-развивающих задач. Не только коррекция отклонений и их предупреждение, но и создание условий для реализации возможностей учащихся (Нужно учитывать, что личность развивается разносторонне и неравномерно).
2. Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекционно-развивающее обучение требует знания данных об учащихся и контроля динамики коррекции.
3. Принцип учета возрастных и психологических особенностей.
4. Деятельностный принцип коррекции. Исходным моментом для достижения положительного результата является организация активной деятельности учащихся.
5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Способы и средства, методы и приемы должны логически и последовательно применяться в совокупности.
6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Успех коррекционной работы невозможен без сотрудничества с родителями, сверстниками, другими взрослыми, т. е. ближайшим окружением в деятельности и общении [7, с.119].
Данные принципы реализуются через выполнение следующих задач:
1. Формирование учебной деятельности, развитие ученика как субъекта этой деятельности в социально-нравственном плане.
2. Повышение уровня общего развития, обогащение кругозора детей, коррекция индивидуальных отклонений.
3. Развитие психофизических функций, охрана и укрепление здоровья учащихся.
4. Создание условий для успешного воспитания и обучения детей, имеющих нарушения в развитии, через систему игр [5, с.142].
Важность последней задачи подтверждает Г. К. Селевко: «Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальных классов» [5, с.142].
Желание учиться и желание играть присутствует у детей на протяжении всего младшего школьного возраста, доказывая тем самым истинность положения о том, что «обучение и игры не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны и несогласованные, — это друзья, товарищи, которым сама Природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга» [3, с. 118]. В играх ученики начальной школы так же, как и дошкольники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и основные духовные потребности, что открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейших ресурсов игры в целях оптимизации процесса их образования (Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, О.С. Газман, П. Ф. Каптерев, А.Н. Леонтьев, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин).
Современные ученые подчеркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей учащихся, а с другой — может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции (Л. А. Венгер, Ю.3. Гильбух, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова и др.). При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у учеников «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. С. А. Шмаков (1994) считает, что само название используемых с этой целью игр — интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические — звучит обнадеживающе и подчеркивает их обращенность в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности детей [22, с. 67]. Такие игры могут быть построены на учебном и не учебном материале и включены в структуру любого урока по любому предмету, а также в режим работы группы продленного дня. Большинство дидактических игр основано на состязательности, соревновательности (Кто больше знает? Кто точнее назовет? Кто самый наблюдательный?) и может проводиться в виде индивидуального или командного первенства учеников.
Значительным потенциалом для воспитания у школьников интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных мотивов располагают и так называемые досуговые интеллектуальные игры. В их число входят игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Счастливый случай» и другие аналоги телевизионных игровых программ; «Защита проектов (фантастических, экологических, художественных)», «Вечера загадок и отгадок», «Дни веселых задач», «Турнир знатоков», «Конкурс смекалистых»; игры-путешествия «В страну сказок», «В царство Берендея» и т.д. [16, с. 221].
Коррекционно-развивающий и дидактический эффект этих игр заключается в создании условий, которые дают детям возможность получить удовольствие от расширения своего кругозора, умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других; они моделируют жизненные ситуации борьбы и соревновательности, выявляют личностные качества участников и сплачивают их («общность, которая возникает во время игры, тяготеет к сохранению даже после окончания игры»).
Действенным средством совершенствования таких значимых для учебной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, зрительно-моторная координация, память, мыслительные операции, являются и развивающие компьютерные игры. Они могут быть с успехом использованы в коррекционно-развивающей практике, важно только помнить о необходимости строгого соблюдения при этом санитарно-гигиенических норм.
Несмотря на «приятность и легкость», «разнообразную полезность», которую вносят в коррекционно-развивающий процесс интеллектуально-познавательные игры, следует все же предостеречь учителя от чрезмерного увлечения ими. Умственным нагрузкам во время этих игр нередко сопутствуют длительное статическое напряжение и малая подвижность учащихся, а потому игры обязательно должны быть дозированы и рационально встроены в режим жизнедеятельности младших школьников, чередуясь с периодами преимущественно физической нагрузки и высокой двигательной активности детей [27, с. 132].
К сожалению, в современной школе вопросы оптимального чередования умственных и физических нагрузок не до конца решены. М. М. Безруких, С.П. Ефимова (1994) утверждают, что необходимого для нормального роста и физического развития объема двигательных нагрузок учащиеся начальной школы сегодня недополучают на 50 %. Снижение двигательной активности ухудшает не всегда благополучное состояние детского организма и приводит к нервно-психической и общей соматической ослабленности, высокой утомляемости и снижению работоспособности, многочисленным хроническим заболеваниям.
В связи с этим, неоспорима роль игры в лечебно-оздоровительных целях. Использование подвижных, спортивных или специальных оздоровительных игр является частью программы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками, и способствовать их физическому развитию, укреплению здоровья, восстановлению после интеллектуальной деятельности, адаптации к физическим нагрузкам, совершенствованию нервно-психической регуляции [11, с. 184].
Физический и психический компоненты, в этих играх тесно связаны. Так, в подвижных и спортивных играх дети не только реализуют свою потребность в движении, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, инициативности, самостоятельности, настойчивости, а с другой — умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Такие игры являются хорошим средством тренировки в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в соответствии с определенным планом переключения внимания и развития такого необходимого его качества, как гибкость.
Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, создают у учащихся состояние психологического комфорта. Особенно ярко такой эффект проявляется в том случае, когда игры сопровождаются музыкой [16, с. 221].
Работая с детьми и применяя систему игр, педагогу необходимо придерживаться следующих условий:
— выявление особенностей психического развития каждого учащегося;
— индивидуальный подход при обнаружении первых трудностей;
— игровые элементы и занятия разнообразны, эмоционально и наглядно насыщены;
— умеренный объем заданий, щадящий режим учебной нагрузки;
— использование имеющихся сильных сторон личности;
— сотрудничество с семьей и организация совместной деятельности со взрослыми;
— терпение, спокойный тон, доверие;
— не переходить к изучению нового, пока не усвоено пройденное;
— не спешить ставить неудовлетворительную оценку;
— не сравнивать ребенка с другими;
— похвала в малейшем прогрессе;
— предоставление возможности хоть в чем-то реализовать себя;
— найти причину трудностей и объяснить ребенку, как их преодолеть;
— воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек по-разному [16, с. 221].
Процесс обучения должен опираться не только на уже сформировавшиеся психические функции, но и на потенциальные возможности, то есть на зону ближайшего развития.
Наибольшее внимание отводится игре как коррекционной форме обучения в классе на индивидуальных или групповых занятиях. (см. приложение 1)
Деление на группы игр нестрогое. Одна и та же игра может быть направлена на коррекцию каких-то нарушений и в тоже время выполнять дидактическую задачу, развивать память (мышление, внимание) [18, с. 143].
( см. приложение 2)
Дети очень любят такие уроки, ведь для их возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.
Даже неуверенные учащиеся с удовольствием берут на себя те или иные роли, тем самым вовлекаясь в учебную деятельность и преодолевая личностные психофизические отклонения [14; 161].
Дети учатся работать в группах, с увлечением идут к конечному результату игры, развивая свою познавательную активность (см. приложение 3)
С помощью коррекционных игр удается реализовать основные направления коррекционной работы с детьми:
1 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2. Развитие основных мыслительных операций.
3 Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
4. Развитие зрительно-пространственных представлений, слухового внимания и памяти.
5. Совершенствование движений и сенсомоторного развития
6. Коррекция нарушений в эмоционально-личностной сфере [21, с. 109].
Таким образом, анализ коррекционно-развивающих ресурсов детских игр приводит к выводу об их большой значимости и действенности в решении задач профилактики, диагностики и коррекции неблагополучий в социально-личностном, познавательном развитии младших школьников. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру следует считать таким же важным элементом образовательной работы в начальной школе, как и урок. Следовательно, игра должна присутствовать в режиме дня младших школьников в той мере, в какой она необходима для создания «гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок» (О. С. Газман), коррекции и стимулирования всех сторон детского развития.
На коррекционно-развивающих занятиях учитель начальной школы часто использует дидактические игры с целью углубления и закрепления урочного материала, совершенствования познавательных способностей.
По характеру используемого материала используют такие виды игр (табл.1)
(см. приложение 5)
Дети удовлетворены успехом по окончании игры, в процессе которой решается учебная задача, при условии индивидуального подбора каждой игры к отдельно взятому учащемуся [19, с.167].
Особенно детям нравятся игры с препятствиями (маршрутные). Справляясь с одной, они желают поменяться с товарищем, чтобы еще раз «почувствовать победу». Тем самым дети самоутверждаются.
На коррекционно-развивающих занятиях учитель начальной школы часто использует игры для коррекции нарушений звукопроизношения, с целью развития ручной моторики, ритма дыхания, речевого дыхания и голоса, слухового восприятия и внимания (табл. 2) (см. приложение 5)
Эти игры используются на уроках чтения во 2-ых и 3-их классах, на этапе настроя, на уроках русского языка при подготовке рук к письму, на всех уроках в минутки отдыха [12, с. 177].
К 4 классу необходимость этих игр у большинства детей отпадает, т. к. они овладевают правильным звукопроизношением.
На коррекционно-развивающих занятиях учитель начальной школы часто использует игры для коррекции нарушений лексико-грамматической стороны речи с целью развития лексики, формирования грамматического строя речи (табл. 3) (см. приложение 6)
Данные игры помогают формировать представления об окружающей действительности и познавательную деятельность. Детям нравятся игры с фишками, картинками, мячиком в группах (за «круглым столом», в мастерской Незнайки) [25, с. 124].
Особенно интересны детям игры-драматизации. Уже в 3—4 классе у многих учащихся обогащается словарь, активизируется речевая деятельность.
На коррекционно-развивающих занятиях учитель начальной школы часто использует игры для коррекции нарушений чтения и письма.
Данные игры используются с первых дней обучения детей на уроках письма и обучения грамоте.
Детям нравится работать в маленьких блокнотах, где они много рисуют, графически изображают, что впоследствии способствует устранению искажений звукослоговой структуры слова при чтении и письме.(см. приложение 6 )
Система игр подвижна, вариативна, способствует укреплению нервной системы, повышению мыслительной деятельности детей.
Применяется в работе с отдельной группой учащихся на индивидуально-групповых занятиях, во время перемен и физкультминуток [28; 115].
На коррекционно-развивающих занятиях учитель начальной школы часто использует игры на коррекцию недостатков памяти и мышления.
Детям нравятся такие игры, где присутствует дух соревнования, где нужно угадать предмет или другого участника, стремятся принять участие в той или иной игре несколько раз до успешного результата. Эти игры применимы на любом уроке и могут содержать обучающий материал [16, с. 274].
(см. приложение 7)
На коррекционно-развивающих занятиях учитель начальной школы часто использует игры, переключающие и развивающие внимание.
Условия успешного переключения внимания:
1. Завершенность каждого этапа и вида деятельности.
2. Кратковременность занятий одним видом деятельности.
3. Своевременность снятия умственного напряжения.
4. Эмоциональность, занимательность, красочность предлагаемой деятельности [16, с. 274].
Дети легко включаются в игры с хлопками, сигналами, движениями.
Такие игры проводятся на каждом уроке, что позволяет увеличить его эффективность, приучает детей к организованности, способствует лучшему усвоению разнообразного учебного материала [15, с. 76].
Важна роль этих игр в профилактике сколиоза и близорукости, а также в уточнении и расширении знаний об окружающем мире.
Возможности игры неисчерпаемы, и это предполагает пополнение и совершенствование системы игр для воспитания и обучения детей, которые должны стать социально и интеллектуально зрелыми гражданами общества.
Педагог в процессе организации коррекционно-развивающих занятий может использовать не только игры, но и
- коррекционно-развивающие задания, построенные на учебном материале;
- коррекционно-развивающие задания, построенные на не учебном материале [7, с. 115].
Задания первого вида предполагают усиление развивающего эффекта учебного материала путем его предметно-логического упорядочения. В классах компенсирующего обучения удельный вес таких заданий велик, они составляют преобладающую часть всех учебных заданий и подчиняются конкретным учебным планам.
Второй вид заданий также включается в план уроков и, кроме того, используется при организации учебной работы школьников в группе продленного дня, в процессе индивидуальных коррекционных занятий и т.д. Эти задания зарекомендовали себя как действенное средство «подтягивания» развития детей, так как, опираясь на интерес и привычные для ребенка виды деятельности (игровую, предметно-практическую, художественную), они одновременно ставят его каждый раз перед все более и более сложными условиями и целями деятельности. Например, сходные по дидактическим целям (совершенствование пространственной ориентации), но различные по игровым действиям и правилам игры могут быть одинаково успешно использованы на уроках математики, русского языка, физической культуры, изобразительного искусства [6, с. 57]. Построенные на не учебном материале с последовательным усложнением их содержания, эти игры каждый раз будут являться субъективно новыми для учащихся, а, следовательно, и каждый раз по-новому привлекательными, интересными.
Роль заданий первого и второго видов особенно важна.
«Не стоит бояться потерять 1 — 2 месяца на развивающую работу, своевременное начало и профессиональное проведение которой окупятся сторицей», — убеждают в связи с этим учителя психологи. Но и этих «потерь» можно и должно избегать, грамотно используя в учебно-воспитательном процессе указанные выше виды заданий [5, с. 221].
Вывод: Мы выяснили, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей учащихся, а с другой — может служить и эффективным средством преодоления трудностей в развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции.
Считается, что само название используемых с этой целью игр — интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические — звучит обнадеживающе и подчеркивает их обращенность в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности детей. Коррекционно-развивающий и дидактический эффект игр заключается в создании условий, которые дают детям возможность получить удовольствие от расширения своего кругозора, умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других; они моделируют жизненные ситуации борьбы и соревновательности, выявляют личностные качества участников и сплачивают их
1.2 Содержание понятия «познавательная активность»
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.
Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность». В содержании понятия «познавательная активность», можно выделить несколько направлений.
Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию. Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни.
Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути. Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, например, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента полного утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство – регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся.
Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами.
Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П. Н. Груздев и Ш. Н. Ганелин, Р. Г. Ламберг, они исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.
Вот что пишет Т. И. Шамова: « Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно- познавательных целей».
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения».
Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления.
Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации.
Поиск эффективных путей повышения качества усвоения учебного материала характерен и для педагогической практики.
Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.
Итак, мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований является наличие в процессе формирования познавательной активности нескольких факторов. В их числе – внутренний фактор, т. е. субъективная характеристика познавательного действия. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания – человек. Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.
Понятие «развитие» общепризнанно в педагогике и психологии. Д. Б. Эльконин отмечает: «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований.
Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновения отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно - познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно - познавательного опыта.
Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:
1.Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
2. Поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
3.Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Вывод: таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
1.3 Особенности развития познавательной активности младших школьников
Сегодня глобальными образовательными тенденциями являются: учет внутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентация на активное освоение школьником не только знаний, умений, навыков, но и способов познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности младших школьников, по нашему мнению, возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных особенностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности и обучение будет строиться в соответствии с этапами познавательной деятельности младших школьников; будет организована взаимосогласованная работа педагога, психолога, учащихся и их родителей, способствующая развитию познавательной мотивации.
Особая роль в формировании познавательной активности отводиться начальной школе. По утверждению В.В. Давыдова, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия, саморегуляция. Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видом деятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный, комфортный характер образовательной среды в школе.
Несомненно, очень важно соблюдать эти условия и на уроках обучения грамоте. Овладение грамотой требует от первоклассников сложных умственных операций, большого умственного напряжения, поэтому учитель должен в занимательной форме раскрывать перед учащимися сложные вопросы. Сознательное усвоение чтения, письма, некоторых простейших грамматических правил – значительный этап в общем культурном развитии учащихся 1 класса. Для формирования и развития познавательной активности школьников в процессе обучения есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит его занимательности. Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль. По мысли К.Д. Ушинского, нужно уметь правильно сочетать занимательное и незанимательное, «не наклоняя ни в ту, ни в другую сторону». Помогут в этом различного вида дидактические игры, которые по-разному влияют на младших школьников. Средства, обеспечивающие занимательность обучения, могут применяться на разных этапах обучения грамоте в начальной школе, в том числе при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся по отдельной теме или разделу изучаемого предмета. Различные занимательные игры помогают развивать познавательную активность и при обучении первоклассников русскому языку, особенно грамоте.
Среди приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся можно выделить:
1) Речевые разминки – «Спросите друг у друга», «Минутка Почемучки», диалог-драматизация стихотворения, формулировка вопросов к рисунку, разыгрывание диалогов (диалогов реальных лиц, диалогов растений и животных, диалогов оживших предметов), разыгрывание пантомимических сцен.
2) Логические задачи – отгадывание загадок; чтение логического рассказа – загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов-тестов; решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса
3) Творческие задания:
- Творческие рассказы – сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний, описательный рассказ на основе сравнения разных явлений, рассказ-этюд, рассказ – сочинение, рассказ-диалог. Их отличительные особенности – передача собственного мнения школьника, содержание выходит за рамки изученного, тема рассказа требует размышления.
- Творческие задания с использованием музыки и живописи – сопоставление музыкального произведения с настроением пейзажа, определение характера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картины к нему, определение характера произведения живописи и создание воображаемого музыкального произведения к нему;
- Учебно-ролевые игры – создание воображаемой ситуации и её разыгрывание, игры – диалоги с использованием кукол, переделывание сказок и их разыгрывание.
4) Создание проблемных ситуаций
При использовании занимательности в процессе обучения следует учитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету. Учителю надо тщательно подходить к отбору занимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие – обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой.
Активизация познавательной деятельности становится выше в том случае, когда педагоги целенаправленно организуют взаимодействие учащихся в познании, предметно-практической деятельности, игре и общении, то есть организуют познавательную деятельность на уроке так, чтобы каждый имел возможность и стремление стать её субъектом. Нужно, чтобы содержание и формы создавали условия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источниками активности личности.
В процессе работы над некоторыми разделами программы по русскому языку широко используются:
-Игры – соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.)
- Игры-задачи («Найди…»)
- Игры-предположения («Что произойдет если…»)
- Сюжетно-ролевые игры (Отличаются наличием определенной роли, которую берет на себя каждый из учащихся и учитель, заданного сюжета и действий участников, обусловленных ролью).
Дидактические игры и занимательные упражнения применяются для повышения эффективности учебного процесса.
Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
Вывод по первой главе
В первой главе мы изучили теоретические аспекты организации учителем начальных классов игровой деятельности на коррекционно-развивающих занятий с целью развития познавательной активности у младших школьников, мы пришли к выводами:
1. Игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей учащихся, а с другой — может служить и эффективным средством преодоления трудностей в развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции. Считается, что само название используемых с этой целью игр — интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические — звучит обнадеживающе и подчеркивает их обращенность в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательную активность детей.
2. Коррекционно-развивающий и дидактический эффект игр заключается в создании условий, которые дают детям возможность получить удовольствие от расширения своего кругозора, умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других; они моделируют жизненные ситуации борьбы и соревновательности, выявляют личностные качества участников и сплачивают их.
3. После анализа литературы по данной проблеме мы остановились на следующем определении познавательной активности. Где познавательную активность мы определи как постоянно меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и в самой непосредственной познавательной деятельности.
Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребенка развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и ребенка и детей в коллективе, т. к. очень важно:
- Мнение каждого ребенка
-Чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность
Что дает ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться, активно действовать.
4. В современном обществе остро стоит проблема развития познавательной активности, т. к. это влияет на личность в целом.
5. В младшем школьном возрасте развитие познавательной активности имеет свои особенности. Познавательная активность как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной активной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательной активности младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.
В следующей главе мы рассмотрим экспериментальное исследование развития познавательной активности младших школьников при организации учителем начальных классов игровой деятельности на коррекционно – развивающих занятий.
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности младших школьников с помощью игровой деятельности, организованной учителем начальных классов на коррекционно – развивающих занятиях
Для изучения возможностей использования игровых технологий как средства развития познавательной активности детей младшего школьного возраста с помощью коррекционно – развивающих занятий на базе МОУ СОШ №34 г. Твери был проведен эксперимент.
В эксперименте приняло участие ученики 2 «б» класса в составе 21 человек из них
14 мальчиков и 7 девочек.
Эксперимент проходил в три этапа исследования:
1 этап: констатирующий (с 8 .02. 2011 по 15.02. 2011)
2 этап: формирующий (с 17.02. 2011 по 2.03.2011)
3 этап: контрольный (с 4.03.2011 по 11.03.2011)
2.1 Констатирующий этап исследования
Цель: Выявить уровень познавательной активности младших школьников
Диагностические методы и методики
Дата проведения | Диагностические методы и методики | Цель диагностических методов и методик |
8.02. | Беседа с учителем | Выяснить, есть ли в классе учащиеся с низким уровнем познавательной активности |
10.02.-13.02 | Наблюдение | Диагностика уровня познавательной активности младших школьников |
14.02-15.02 | Анкетирование | Выявить детей с низким уровнем познавательной активности |
1.Беседа с учителем
Цель: выяснить есть ли в классе учащиеся с низким уровнем познавательной активности
Протокол беседы
Таблица №1
Вопросы, которые задавались учителю | Ответы учителя |
Есть ли в вашем классе дети, которые не проявляют инициативности в познании чего – либо? | Да, есть (Саша С. , Андрей Н., Никита И.,) |
Есть ли в классе дети, которые выполняют дополнительные задания? | Есть (Ислам Б., Женя Д., Миша Д., Зумруд А.) |
Есть ли дети, которые активно работают на уроке? | Да, есть (Ислам Б., Женя Д., Миша Д., Зумруд А., Валера С., Владик К.) |
Есть ли в классе дети, которые очень мало задают познавательных вопросов? | Да, есть (Саша С., Никита И., Андрей Н., Валерия И., Оля М, Оля Г., Лиза З.) |
Есть ли в вашем классе дети, у которых, на ваш взгляд познавательная активность находится на низком уровне? | Да, такие дети есть (Андрей Н., Саша С. Никита И.) |
Вывод: В ходе беседы с учителем 2 «б» класса мы выяснили, что в классе есть учащиеся, которые активно работают на уроке, много задают познавательных вопросов; есть и дети, которые не проявляют такой активности на уроках, по словам учителя, познавательная активность у них находится на низком уровне.
2 .Наблюдение
Цель: определить уровень познавательного интереса младших школьников.
Ход проведения: Планирование последовательности наблюдения, порядка и способа фиксирования результатов. Занесение данных в таблицу №2
Параметры, по которым проводилось наблюдение:
1.Отличается прилежанием к учению
2. Эмоционально относится к интересному для него занятию.
3. На уроках эмоционально активен.
4. Часто задает вопросы, стремиться на них ответить.
5. Проявляет любознательность.
6. Выполняет дополнительные задания учителя.
7. Предпочитает получать готовый ответ
Низкий уровень - 0-2 балла – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств.
Средний уровень - 3-5 баллов – ребенок стремиться ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира, находить и использовать эти обобщения.
Высокий уровень - 6-7 баллов – явно выраженное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности: присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.
В ходе наблюдения получены следующие данные: «+» – проявляется, «-» - не проявляется или проявляется слабо)
Результаты наблюдения
Талица №2
Имя Ф. ученика | Эмоционально относится к интересному для него занятию | На уроках эмоционально активен | Задает вопросы, стремиться на них ответить | Проявляет любознательность | Выполняет дополнительные задания учителя. | Самостоятельно выполняет задания учителя | Вывод. Уровень познавательного интереса |
Зумруд А. | + | + | + | + | + | + | Высокий |
Кристина А. | + | - | - | + | - | - | Низкий |
Дима Б. | + | - | - | + | - | + | Средний |
Ислам Б. | + | + | + | + | + | + | Высокий |
Виталик В. | - | - | - | + | - | + | Низкий |
Женя Д. | + | + | + | + | + | + | Высокий |
Настя Д. | + | - | - | + | - | + | Средний |
Миша Д. | + | - | + | + | + | + | Высокий |
Тимофей Д. | - | + | + | + | - | + | Средний |
Артем Ж. | - | + | + | - | + | + | Средний |
Лиза З. | + | + | + | - | + | - | Средний |
Никита И. | - | - | + | - | - | - | Низкий |
Даша К. | + | + | + | + | + | - | Высокий |
Владик К. | - | - | + | + | - | - | Низкий |
Оля М. | + | + | + | + | - | + | Средний |
Андрей Н. | - | - | - | - | - | - | Низкий |
Даниил П. | + | + | + | + | + | + | Высокий |
Саша С. | - | - | - | + | - | - | Низкий |
Илья С. | + | + | + | + | - | + | Высокий |
Антон С. | + | + | + | - | - | + | Средний |
Алина Ш. | + | + | + | + | - | - | Средний |
Вывод: После проведенного нами наблюдения были получены следующие данные:
1)Учащиеся с высоким уровнем (Илья С. , Даниил П., Даша К., Миша Д., Женя Д., Ислам Б., Зумруд А.)
2)Учащиеся со средним уровнем (Антон С. Алина Ш., Оля М., Артем Ж., Лиза З., Тимофей Д., Настя Д, Дима Б.)
3) Учащиеся с низким уровнем (Саша С., Никита И, Андрей Н., Владик К., Кристина А, Виталик В.)
3. Анкетирование (см. приложение 8)
Цель: определение уровня познавательной активности младших школьников
Ход проведения: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа, позволяющие установить уровень познавательной активности младших школьников.
Для анализа анкеты используется следующий ключ:
№ вопроса | А | Б | В |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Анализ анкетирования.
25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 балов - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы и познавательная активность у них развиты мало.
10-11 баллов - низкая познавательная активность Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.
Полученные данные представлены нами в таблице №3
Таблица №3
Имя и Ф. ученика | Количество баллов | Уровень познавательной активности |
Зумруд А. | 27 | Высокий уровень |
Кристина А. | 11 | Низкий уровень |
Дима Б. | 23 | Средний уровень |
Ислам Б. | 29 | Высокий уровень |
Виталик В. | 12 | Низкий уровень |
Женя Д. | 28 | Высокий уровень |
Настя Д. | 20 | Средний уровень |
Миша Д. | 30 | Высокий уровень |
Тимофей Д. | 18 | Средний уровень |
Артем Ж. | 17 | Средний уровень |
Лиза З. | 17 | Средний уровень |
Никита И. | 12 | Низкий уровень |
Даша К. | 30 | Высокий уровень |
Владик К. | 10 | Низкий уровень |
Оля М. | 24 | Средний уровень |
Андрей Н. | 13 | Низкий уровень |
Даниил П. | 26 | Высокий уровень |
Саша С. | 11 | Низкий уровень |
Илья С. | 28 | Высокий уровень |
Антон С. | 20 | Средний уровень |
Алина Ш. | 21 | Средний уровень |
Вывод: после проведенного нами анкетирования школьников, с целью определения их уровня познавательной активности, мы получили следующие данные:
1)Высокий уровень познавательной активности имеют 7 учеников из 21 (Даша К., Илья С. , Даниил П., Миша Д., Зумруд А., Женя Д., Ислам Б.)
2) Средний уровень познавательной активности имеют 8 учеников из 21(Антон С. Алина Ш., Оля М., Артем Ж., Лиза З., Тимофей Д., Настя Д, Дима Б.)
3) Низкий уровень познавательной активности имеют 6 учащихся из 21(Саша С., Никита И, Андрей Н., Владик К., Кристина А, Виталик В.)
Вывод: После проведения диагностических методов и методик на данном этапе нашего исследования, мы выявили детей с низким уровнем познавательной активности, и эти дети вошли в экспериментальную группу (Саша С., Никита И, Андрей Н., Владик К., Кристина А, Виталик В)
2.2 Формирующий этап исследования
Цель: Создание и апробация программы коррекционно – развивающих занятий
Таблица №4
Программы коррекционно – развивающих занятий
Дата проведения | Диагностические методы и методики | Цель |
16.02 | Игра "Найди слово в слове". | Развитие познавательной активности младших школьников на уроке литературного чтения, умение работать в группе. |
18.02 | Игра "Найди пару".
| Развитие познавательной активности и познавательного интереса младших школьников на уроке литературного чтения, формирование умения работать в малых группах. |
21.02 | Викторина по литературному чтению | Развивать познавательную активность и интерес к предмету |
23.02 | Игра "Рыцарский турнир". | Развитие познавательной активности, познавательных процессов |
25.02 | Игра "Не подведи свой ряд" | Контроль и проверка знаний детей по изученным темам, развитие познавательной активности и познавательного интереса к предмету |
1.03 | Игра "Незнайка - математик". | Развитие положительной мотивации учения, познавательной активности и интереса к предмету; развитие мышления, концентрации внимания. |
3.03 | Игра "Пантомима" | Развитие познавательной активности, раскрепощённости, снятие утомляемости и напряжения. |
1.Игра "Найди слово в слове"
Цель: развитие познавательной активности младших школьников на уроке литературного чтения, умение работать в группе.
Ход проведения: Класс делится на 2 команды. На доске записано слово. (трудолюбие) Ученики по очереди называют по одному слову. Выигрывает та команда, которая последняя назовёт слово.
Вывод: Виталик В.: принял активное участие в игре, старался как можно больше придумывать слова, при этом проявлял положительные эмоции.
Кристина А. : давала правильные ответы, проявляла активность.
Никита И. принял активное участие в игре, называл много правильных слов.
Владик К. проявил активность в игре, быстро составлял слова, давал много правильных ответов
Саша С. проявила активность, старалась быстрее всех дать ответ, но правильных ответов было не много.
2. Игра "Найди пару" (см. приложение 9)
Оборудование: карточки с напечатанными пословицами или устойчивыми словосочетаниями. Каждая пословица поделена пополам и написана на двух карточках.
Содержание игры: Дети, работая в небольших группах, находят начало и конец пословицы на разных карточках, составляют их и объясняют смысл.
Вывод:
Саша С. Проявлял активность во время игры, быстро нашел свою половинку.
Кристина А.: Долго старалась найти нужную половинку, а когда нашла, стала активно помогать другим
Виталик В.: активно проявил себя в игре, быстрее всех нашел свою половинку.
Андрей Н.: быстро нашел свою половинку, проявлял положительные эмоции
Владик К: Активно проявлял себя в игре, долго не мог найти половину нужную, но не переставал ее искать
3. Викторина по литературному чтению
Цель: развивать познавательную активность и интерес к предмету
Ход проведения: Учащимся предлагается ответить на вопросы викторины. Викторина проводилась на уроке литературного чтения
Вывод:
Кристина А.: внимательно слушала вопросы, давала правильные ответы, проявляла активность.
Саша С.: принял активное участие в проведении викторины, ответственно отнесся к подсчитыванию количества баллов, заработанных одноклассниками.
Виталик В. .проявил активность в викторине, быстро отвечал на вопросы, давал много правильных ответов, но были и не правильные.
Владик К. .принял активное участие в викторине, старался давать ответы на все заданные вопросы, но чаще ответы были не правильные, но при этом проявлял положительные эмоции.
Андрей Н. проявил активность, старался быстрее всех дать ответ на вопросы, но правильных ответов было не много.
Никита И. был очень активен, давал много правильных ответов.
4. Игра "Рыцарский турнир"
Цель: развитие познавательной активности, познавательных процессов
Ход проведения: Ученикам нужно за 1,5 минуты собрать наибольшее количество словарных слов, которые рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.
На доске:
кар га род хо ро ще во те тель
о лек даш ки лен зонт у зи ток
де ран тив жи ри дарь ап ло чет
ма ти ный аг зяй метр кор ро ка
ка жур зин го ли ном мо чи на
кол го на ка ло ство звезд до на
За каждое слово ученик получает балл, выигрывает тот, кто больше всех наберет баллов.
Вывод: Кристина А.: проявила заинтересованность, давала правильные ответы
Саша С.: проявил активный интерес, быстро давал правильные ответы на вопросы
Никита И.: старался быстрее всех дать ответы, но часто были не правильные
Владик К.: активно проявил себя в игре, давал много правильных ответов
Виталик В.: активно отвечал на вопросы, был очень внимательным.
5.Игра "Не подведи свой ряд"
Цель: контроль и проверка знаний детей по изученным темам, развитие познавательной активности и познавательного интереса к предмету
Ход игры:
1. Ученики делятся на 3 группы (3 ряда)
2. Учитель даёт карточку со словами с пропущенными орфограммами (см. приложение 11)
Дети по очереди вписывают буквы. Выигрывает тот ряд, кто быстро и безошибочно выполнит работу.
3. Исправление ошибок коллективно.
Вывод:
Саша С.: хорошо работал в группе, был очень активным при проверке задания
Никита И. активно и очень быстро находил ошибки и старался правильно их исправить, при проверке.
Виталик В.: проявлял положительные эмоции, активно вставлял пропущенные буквы, подбирал правила.
Кристина А.: была активна, хорошо работала в группе, правильно исправляла ошибки
Андрей Н.: активно с ребятами вставлял пропущенные буквы.
Владик К.: был очень активен, его команда выиграла
6.Игра "Незнайка - математик" (см. приложение 12)
Цель игры: Развитие положительной мотивации учения, познавательной активности и интереса к предмету; развитие мышления, концентрации внимания.
Оборудование: примеры записаны на доске
Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. "А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик". Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.
Итог урока: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.
Вывод:
Саша С. Был очень внимательным, активным, давал правильные ответы
Кристина А.: проявила активный интерес, быстро давала правильные ответы
Никита И.: был очень внимательным, активным, давал правильные ответы
Андрей Н.: был очень внимательным, сосредоточенным, давал правильные ответы
Владик К.: проявил активность, старался быстрее всех дать ответ на вопросы, но правильных ответов было не много
Виталик В.: старался давать ответы на все задания, но чаще ответы были не правильные, но при этом проявлял положительные эмоции.
7.Игра "Пантомима" (см. приложение13)
Цель игры: развитие познавательной активности, раскрепощённости, снятие утомляемости и напряжения.
Оборудование: карточки с заданием изобразить животных.
Содержание: Команды, получив такие карточки, обсуждают и готовятся к показу. Затем пантомима показывается, а команда - соперница угадывает животное.
Вывод:
Саша С.: активно участвовал в игре, быстро угадывал, кого изображают ребята
Кристина А.: проявила интерес к игре, вела себя активно, два раза показывала животного
Андрей Н.: внимательно смотрел за учащимися и быстро давал правильные ответы.
Виталик К.: активно угадывал, кого изображают ребята, давал правильные ответы, но сам отказался пародировать
Никита И.: активно проявил себя в игре, угадывал быстрее всех.
2.3 Контрольный этап исследования
Цель: проверить, повлияла ли составленная нами программа коррекционно – развивающих занятий на уровень познавательной активности младших школьников.
Для проверки мы повторно провели следующие диагностические методы и методики: анкетирование учеников (методика определения уровня познавательной активности), наблюдение.
1.Методика определения уровня познавательной активности младших школьников.
После проведенных всех коррекционно – развивающих занятий нами было повторно проведено анкетирование учащихся (см. приложение №14)
Таблица №5
Методика определения уровня познавательного интереса (анкетирование)
Имя Ф. | Количество баллов | Показатель, вывод |
Саша С. | 20 | Средний |
Кристина А. | 19 | Средний |
Никита И. | 21 | Средний |
Андрей Н. | 20 | Средний |
Виталик В. | 23 | Средний |
Владик К. | 19 | Средний |
Вывод: в результате проведения игровых методик на коррекционно – развивающих занятиях у детей повысился уровень познавательной активности
2. Наблюдение (см. приложение № 15)
Таблица №6
Протокол наблюдения
Имя Ф. | Эмоционально относится к интересному для него занятию | На уроках эмоционально активен | Задает вопросы, стремиться на них ответить | Проявляет любознательность | Выполняет дополнительные задания учителя. | Самостоятельно выполняет задания учителя | Вывод. |
Саша С. | + | + | - | + | + | - | Средний |
Кристина А. | + | - | + | + | - | + | Средний |
Никита И. | + | - | + | + | - | - | Средний |
Андрей Н. | + | + | - | + | - | - | Средний |
Виталик В. | + | + | - | + | - | + | Средний |
Владик К. | - | + | + | + | - | - | Средний |
Вывод: после проведения повторного наблюдения мы установили, что у детей экспериментальной группы повысился уровень познавательной активности, что можно проследить в свободной таблице результатов
Таблица №7
Сводная таблица результатов
Имя Ф. | Уровень познавательного интереса на 1-ом этапе | Уровень познавательного интереса на 3 -ем этапе |
Саша С. | Низкий уровень | Средний уровень |
Кристина А. | Низкий уровень | Средний уровень |
Никита И. | Низкий уровень | Средний уровень |
Андрей Н. | Низкий уровень | Средний уровень |
Виталик В. | Низкий уровень | Средний уровень |
Владик К. | Низкий уровень | Средний уровень |
Вывод по итогам экспериментальной части.
Организация игровых методик учителем начальных классов на коррекционно–развивающих занятиях с младшими школьниками, влияют на повышение уровня познавательной активности. Но при этом коррекционно- развивающая программа должна быть четко и грамотно проработана. Гипотеза нашего исследования была доказана, цели, и задачи были достигнуты.
Заключение
В ходе работы нам удалось выяснить, что использование коррекционно- развивающих занятий в работе педагога дают основания говорить об их неоценимой роли в преодолении у детей проблем внутриличностного и межличностного характера. В то же время для педагога начальной школы коррекционно-развивающие занятия могут стать одним из инструментов развития школьно-значимых психологических и психофизиологических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности и потребности в ней.
Значение коррекционно-развивающих занятий развивают у школьников сосредоточения внимания, наблюдательности, сообразительности, находчивости, творчества, совершенствования органов чувств, мышления и логических операций (анализа, синтеза, индукции, дедукции и др.).
Эти занятия помогают донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при коррекционно-развивающей работе учителя с детьми младшего школьно возраста.
Игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательной активности учащихся.
Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Список литературы
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997.- 284с.
2.Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. СПб.: Речь, 2004. – 184с.
3.Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М.: Академия, 2006.- 284с.
4.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 2002. – 280с.
5.Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.
6.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.- 173с.
7.Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Р-на-Д., 2006.- 442с.
8.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Академия, 1999.- 302с. Детей. СПб., 1997.- 284с.
9.Коррекционная педагогика в начальном образовании // Под ред. Кумариной Г.Ф. М., 2001.- 314с.
10.Коррекционно-развивающее обучение // Сост. С.Г. Шевченко. М.: Дрофа, 2001.- 222с.
11.Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика. М., 2001.- 367с.
12.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1. – М., 1983.
13.Микляева А.В. Трудный класс. СПб., 2006.- 320с.
14.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
15.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2. - М.: ВЛАДОС, 1995.
16.Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. М.: Маар Т. Ростов-на-Дону, 2008.- 190с.
17.Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М., 2008. – 374с.
18.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 1996.- 286с.
19.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка. М., 2000.- 204с.
20.Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: Владос, 2002.- 350с.
21.Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Р-на-Д.: Феникс, 2002.- 352с.
22.Попова В.И. Игра помогает учиться // Начальная школа. - №2. – 1987.
23.Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр// Под ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 1990.- 348с.
24.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. - М.: Педагогика, 1989.- 554с.
25.Степанов О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2003.
26.Стреблева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М., 2008.- 256с.
27.Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985.
28.Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. М.: Форум, 2009.- 173с.
29.Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., 1993. – 80с.
30.Штолина Т.П. Игры на уроках и во внеклассной работе. СПб., 2006.- 76с.
31.Щукина Г.И. Проблема познавательной активности в педагогике. 1971 г.
32.Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г
33.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
45