Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:11, реферат
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий. (2, стр. 152)
Кафедра методики преподавания математики и информатики
Федеральное
государственное бюджетное
Ульяновский
Государственный Педагогический Университет
имени И.Н.Ульянова
Реферат:
Организация самостоятельной
Студент группы МИ091
Комель Алексей
Руководитель:
Столярова
И.В.
§ 1. Сущность понятия самостоятельная работа в школьника.
1. Понятие “самостоятельная”
работа и её функции.
Анализ монографических
работ, посвящённых проблеме организации
самостоятельной работы школьников,
П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал,
что понятие самостоятельной
работы трактуется неоднозначно:
Самостоятельная
работа – это такая работа, которая
выполняется без
Самостоятельная
работа, на наш взгляд, наиболее полно
определяется А.И. Зимней. По её определению
самостоятельная работа представляется
как целенаправленная, внутренне
мотивированная структурированная
самим объектом в совокупности выполняемых
действий и корригируемая им по процессу
и результату деятельности. Её выполнение
требует достаточно высокого уровня
самосознания, рефлективности, самодисциплины,
личной ответственности, доставляет ученику
удовлетворение как процесс
Во-первых, в
данном определении принимаются
во внимание психологические детерминанты
самостоятельной работы: саморегуляция,
самоактивация, самоорганизация, самоконтроль
и т.д.
Попробуем более
точно определить, что же по-существу
входит в понятие “самостоятельная
деятельность”.
“Самостоятельность”
– очень много аспектный и
психологически непростой феномен,
это скорее смыслообразующая, качественная
характеристика какой-либо сферы деятельности
и личности, имеющая собственные
конкретные критерии. Самостоятельность
– как характеристика деятельности
учащегося в конкретной учебной
ситуации представляет собой постоянно
проявляемую способность
“Самодеятельность”
– субъективная, собственно индивидуальная
самоуправляемая деятельность, с
личностно обусловленными
“Самоактивация”
– это субъективно соотнесённая
внутренняя мотивация деятельности.
“Самоорганизация”
– свойство личности мобилизовать
себя, целеустремлённо, активно использовать
все свои возможности для достижения
промежуточных и конечных целей,
рационально используя при этом
время, силы, средства.
“Саморегуляция”
– изначально психологическое обеспечение
деятельности, в последующем развитии
приобретающее личностный смысл, т.е.
собственно психическое наполнение.
“Самоконтроль”
– необходимый компонент самой
деятельности, который осуществляет
её исполнение на личностном уровне.
Во-вторых, акцентируется
внимание на том, что самостоятельная
работа связана с работой школьника
в классе и является следствием правильной
организации учебно-
А.И. Зимняя подчёркивает,
что самостоятельная работа школьника
есть следствие правильно
В-третьих, самостоятельная
работа рассматривается как высший
тип учебной деятельности, требующий
от учащегося достаточно высокого уровня
самосознания, рефлексивности, самодисциплины,
ответственности, и доставляющий ученику
удовлетворение, как процесс
Эффективность
учебного процесса познания определяется
качеством преподавания и самостоятельной
познавательной деятельностью учеников.
Эти два понятия очень тесно
связаны, но следует выделить самостоятельную
работу как ведущую и активизирующую
форму обучения в связи с рядом
обстоятельств. Во-первых, знания, навыки,
умения, привычки, убеждения, духовность
нельзя передавать от преподавателя
к ученику так, как передаются
материальные предметы. Каждый учащийся
овладевает ими путём самостоятельного
познавательного труда: прослушивание,
осознавание устной информации, чтение,
разбор и осмысление текстов, и критический
анализ.
Во-вторых, процесс
познания, направленный на выявление
сущности и содержания изучаемого подчиняется
строгим законам, определяющим последовательность
познания: знакомство, восприятие, переработка,
осознание, принятие. Нарушение последовательности
приводит к поверхностным, неточным,
неглубоким, непрочным знаниям, которые
практически не могут реализоваться.
В-третьих, если
человек живёт в состоянии
наивысшего интеллектуального напряжения,
то он непременно меняется, формируется
как личность высокой культуры. Именно
самостоятельная работа вырабатывает
высокую культуру умственного труда,
которая предполагает не только технику
чтения, изучение книги, ведение записей,
а прежде всего ума, потребность
в самостоятельной
Из всего ранее
сказанного видно, что самостоятельная
работа – это высшая работа учебной
деятельности школьника и является
компонентом целостного педагогического
процесса, поэтому её присущи такие
функции, как воспитательная, образовательная,
развивающая.
Классификация
видов самостоятельной
работы учащихся
Под самостоятельной
работой учащихся мы понимаем такую
работу, которая выполняется учащимися
по заданию и под контролем
учителя, но без непосредственного
его участия в ней, в специально
предоставленное для этого
Самостоятельная
работа предполагает активные умственные
действия учащихся, связанные с поисками
наиболее рациональных способов выполнения
предложенных учителем заданий, с анализом
результатов работы.
В процессе обучения
применяются различные виды самостоятельной
работы учащихся, с помощью которых
они самостоятельно приобретают
знания, умения и навыки. Все виды
самостоятельной работы, применяемые
в учебном процессе, можно классифицировать
по различным признакам: по дидактической
цели, по характеру учебной деятельности
учащихся, по содержанию, по степени
самостоятельности и элементу творчества
учащихся и т.д.
Все виды самостоятельной
работы по дидактической цели можно
разделить на пять групп:
1)
приобретение новых знаний, овладение
умением самостоятельно
2)
закрепление и уточнение
3)
выработка умения применять
4)
формирование умений и навыков
практического характера;
5)
формирование творческого
Каждая из перечисленных
групп включает в себя несколько
видов самостоятельной работы, поскольку
решение одной и той же дидактической
задачи может осуществляться различными
способами. Указанные группы тесно
связаны между собой. Эта связь
обусловлена тем, что одни и те
же виды работ могут быть использованы
для решения различных
Рассмотрим содержание
работ при классификации по основной
дидактической цели.
1. Приобретение
новых знаний и овладение
2. Закрепление
и уточнение знаний
3. Выработка
умения применять знания на
практике осуществляется с
4. Формирование
умений творческого характера
достигается при написании
§2.Методические особенности организационной самостоятельной работы на примере изучения темы: формулы сокращённого умножения.
1.самостоятельная работа. Математический диктант.
Цель. закрепить знания учащихся по теме «Формулы сокращенного умножения»
Вопросы:
Допишите предложение и напишите формулу.
1вариант.
1.Квадрат суммы
двух выражений равен
(a + b)² =
2. Разность квадратов
двух выражений равна
a² - b² =
3. Куб суммы
двух выражений равен
(a + b)³=