Организация самостоятельной работы школьника (на примере изучения темы «Формулы сокращенного умножения»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:11, реферат

Описание работы

Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий. (2, стр. 152)

Работа содержит 1 файл

ссс1.docx

— 24.19 Кб (Скачать)

                     Кафедра методики преподавания математики и информатики

    Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

    Ульяновский Государственный Педагогический Университет  имени И.Н.Ульянова 
 
 
 
 
 
 

    Реферат: Организация самостоятельной работы школьника (на примере изучения темы «Формулы сокращенного умножения») 
 
 
 
 

                                                                                                                                  Выполнил:

    Студент группы МИ091

    Комель  Алексей

    Руководитель:

    Столярова И.В. 
 
 
 

                                                                                      Ульяновск 2011

§ 1. Сущность понятия  самостоятельная  работа в школьника.

  1. Понятие “самостоятельная” работа и её функции. 

Анализ монографических  работ, посвящённых проблеме организации  самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной  работы трактуется неоднозначно: 

Самостоятельная работа – это такая работа, которая  выполняется без непосредственного  участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для  этого время, при этом учащиеся, сознательно  стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая  в той или иной форме результат  умственных или физических ( либо тех  и других вместе) действий. (2, стр. 152) 

Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно  определяется А.И. Зимней. По её определению  самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне  мотивированная структурированная  самим объектом в совокупности выполняемых  действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику  удовлетворение как процесс самосовершенствования  и самопознания. (4, стр. 335) 

Во-первых, в  данном определении принимаются  во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д. 

Попробуем более  точно определить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”. 

“Самостоятельность” – очень много аспектный и  психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные  конкретные критерии. Самостоятельность  – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной  ситуации представляет собой постоянно  проявляемую способность достигать  цель деятельности без посторонней  помощи. (8, стр. 47) 

 “Самодеятельность”  – субъективная, собственно индивидуальная  самоуправляемая деятельность, с  личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией  и способами реализации. 

“Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности. 

“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.  

“Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение  деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение. 

“Самоконтроль”  – необходимый компонент самой  деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне. 

Во-вторых, акцентируется  внимание на том, что самостоятельная  работа связана с работой школьника  в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.  

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника  есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное  её расширение, углубление и продолжение  в свободное время. Для учителя  это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы  освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно  существующая занятость школьника  по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе  усвоения какого-либо материала.  

В-третьих, самостоятельная  работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий  от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику  удовлетворение, как процесс самосовершенствования  и самосознания.  

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной  познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно  связаны, но следует выделить самостоятельную  работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом  обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя  к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и  критический  анализ.  

Во-вторых, процесс  познания, направленный на выявление  сущности и содержания изучаемого подчиняется  строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые  практически не могут реализоваться. 

В-третьих, если человек живёт в состоянии  наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется  как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику  чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность  в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности  школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое  приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих  взглядов, представлений, своей позиции. 

Из всего ранее  сказанного видно, что самостоятельная  работа – это высшая работа учебной  деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического  процесса, поэтому её присущи такие  функции, как воспитательная, образовательная, развивающая. 
 
 

Классификация видов самостоятельной  работы учащихся 

Под самостоятельной  работой учащихся мы понимаем такую  работу, которая выполняется учащимися  по заданию и под контролем  учителя, но без непосредственного  его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся  достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая  в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий. 

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. 

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной  работы учащихся, с помощью которых  они самостоятельно приобретают  знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые  в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической  цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени  самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д. 

Все виды самостоятельной  работы по дидактической цели можно  разделить на пять групп: 

1)      приобретение новых знаний, овладение  умением самостоятельно приобретать  знания; 

2)      закрепление и уточнение знаний; 

3)      выработка умения применять знания  в решении учебных и практических  задач; 

4)      формирование умений и навыков  практического характера; 

5)      формирование творческого характера,  умения применять знания в  усложненной ситуации. 

Каждая из перечисленных  групп включает в себя несколько  видов самостоятельной работы, поскольку  решение одной и той же дидактической  задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно  связаны между собой. Эта связь  обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических  задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается  не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять  ранее полученные знания.. 

Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели. 

1.   Приобретение  новых знаний и овладение умениями  самостоятельно приобретать знания  осуществляется на основе работы  с учебником, выполнение наблюдений  и опытов, работ аналитико-вычислительного  характера.  

2.   Закрепление  и уточнение знаний достигается  с помощью специальной системы  упражнений по уточнению признаков  понятий, их ограничению, отделению  существенных признаков от несущественных. 

3.   Выработка  умения применять знания на  практике осуществляется с помощью  решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д. 

4.   Формирование  умений творческого характера  достигается при написании сочинений,  рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов  решения задач, новых вариантов  опыта и т.п. 

§2.Методические особенности организационной  самостоятельной  работы на примере  изучения темы: формулы  сокращённого умножения.

1.самостоятельная  работа.  Математический  диктант.

Цель. закрепить  знания учащихся по теме «Формулы сокращенного умножения»

Вопросы: 

Допишите предложение  и напишите формулу.

1вариант.                                                                                                                     2вариант.

1.Квадрат суммы  двух выражений равен                              1. Квадрат разности двух выражений  равен 

(a  + b)² =                                                                                               (a - b)² =

2. Разность квадратов  двух выражений равна                      2. Сумма квадратов двух выражений  равна

a² - b² =                                                                                                 a² + b² =

3. Куб суммы  двух выражений равен                                        3. Куб разности двух выражений  равен

(a + b)³=                                                                                             (a - b)³ =

Информация о работе Организация самостоятельной работы школьника (на примере изучения темы «Формулы сокращенного умножения»)