Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:41, реферат

Описание работы

В современной педагогике организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, воспитателей. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для него особый эмоциональный климат.

Работа содержит 1 файл

адаптация.docx

— 38.84 Кб (Скачать)

Во время  периода адаптации обязательно  сохраняются привычные для ребенка  способы кормления, укладывания  спать. Ни в коем случае нельзя ребенка  насильно кормить или насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить  на долгое время отрицательного отношения  на обстановку яслей, предупредить формирование защитно-оборонительной реакции. Перед  сном ребенка можно покачать, если он к этому привык, покормить из соски, дать любимую игрушку.

Временное сохранение привычных для ребенка приемов  воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным  в детском учреждении правилам, помогает ему легче адаптироваться к новым  условиям.

Иногда трудным  условием для малыша является большое  пространство групповой комнаты  и оборудование, которое существенно  отличается от обычной домашней обстановки. В этом случае ребенка лучше поместить  в более ограниченное пространство, ближе к взрослому, чтобы не лишать его чувства защищенности. Это  же обязывает воспитателя удовлетворять  чрезвычайно острую в период адаптации  потребность детей в эмоциональном  контакте с взрослым. Помогает быстрее  адаптировать к новому условию частое ласковое обращение с ребенком, разрешение играть рядом, периодическое пребывание малыша на руках. Организация игровой  деятельности в первые дни в стороне от детей, ближе к взрослому, дает возможность ребенку привыкнуть к новому фактору среды - большому числу сверстников. Ни в коем случае нельзя насильственно вовлекать ребенка в игру. В случае большой привязанности ребенка к матери или бабушке можно разрешить им первые 3 - 4 дня по возможности быть вместе с ребенком в детском учреждении. Нельзя в первые дни проводить какие-либо, травмирующие ребенка процедуры, делать прививки, стричь волосы или ногти и т.д. Все это должно быть сделано до поступления, чтобы у детей не создавалось отрицательного отношения к учреждению.

В течение  периода адаптации воспитатель  ведет тщательный контроль за поведением ребенка. Этому помогает ведение листа адаптации. Иногда при выраженных нарушениях эмоционального состояния целесообразно на 2 - 3 дня отдать ребенка домой. Как правило, детям первого и второго года жизни на период адаптации лучше назначать режим на возраст ниже.

Основными объективными показателями окончания периода  адаптации являются глубокий сон, хороший  аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая  возрасту нормальная прибавка массы  тела. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается  аппетит, труднее нормализуется  сон (от двух недель до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния. Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у ребенка пониженный эмоциональный тонус.

Нормализация  всех показателей является сигналом к переводу ребенка на физиологический  возрастной режим. При этом еще в  течение недели следует обеспечить ребенку более пристальное наблюдение, так как перевод его на обычный  режим иногда может вызывать резкое ухудшение эмоционального тонуса.

При наблюдении за состоянием здоровья ребенка в  период адаптации особое внимание должно быть обращено на носоглотку. Даже легкое покраснение зева или наличие  умеренных выделений из носа является показателем к удалению малыша на 3-4 дня из дошкольного учреждения. На фоне некоторого снижения сопротивляемости организма эти явления, свидетельствующие  о начавшейся активизации бактериальной  и вирусной флоры, могут привести к развитию острой респираторной  инфекции. Поэтому ребенку необходим  щадящий домашний режим.

Естественно, что организация жизни малыша в адаптационный период может  быть осуществлена лишь совместными  усилиями заведующего, врача, воспитателя и всего персонала, а также родителей.

Значительно быстрее и легче адаптируется ребенок, если семья старается поддерживать приемы воспитания, используемые в  дошкольном учреждении. Чем скорее будет установлено единство воспитания в дошкольном учреждении и в семье и чем больше подходы к ребенку будут соответствовать его индивидуальным особенностям, тем скорее и безболезненнее будет процесс привыкания детей к новым условиям.

Учитывая, что  дети в раннем возрасте трудно привыкают  к изменениям в условиях жизни, не следует допускать частой смены  персонала группы и частого перевода детей из группы в группу. Перевод  детей в другую группу также требует  правильной организации. Переход к  другому воспитателю и в новый  коллектив детей, хотя и не является таким же резким изменением, как  переход из семьи в дошкольное учреждение, однако и при этом у  некоторых детей отмечаются нарушения  обычного поведения. Для того чтобы  избежать это, воспитатель, передавая  ребенка, должен сообщить персоналу  группы, куда переводит малыша, поставить  в известность о всех его индивидуальных особенностях и приемах, которые давали положительные результаты в воспитании.

Если к  моменту перевода ребенка в новую  группу ему по возрасту и по состоянию  необходимо изменить режим, надо что - либо перевести на новый режим  примерно за неделю до перехода в другую группу, либо временно сохранить в  повой группе прежний режим, впредь до того, как ребенок адаптируется к новым условиям.

Таким образом, организация работы в адаптационный  период с детьми раннего возраста предполагает комплекс мер: мероприятия  по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться  планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных  людей.

Список литературы

 

  1. Бабенко А. Помочь ребёнку [адаптироваться в  детском саду] // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34
  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
  3. Брэдвей Л., Хил Б.А. Ребёнок от 3 до 7 лет. - М.: ЮНВЕС,1997. - 160с.
  4. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,1983. - 80с.
  5. Видра Д. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4. - с. 58-64
  6. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада/ А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан и др. - М.: Просвещение,1986. - 176с.
  7. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 224с.
  8. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.
  9. Григорян М. В детский сад [как нужно готовить ребёнка к детскому саду] // Работница. - 2007. - №8. - с. 20-24
  10. Евдокимова Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - с. 47-49
  11. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9. - с. 71-76
  12. Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9
  13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
  14. Косенюк Р.Р. Педагогическая поддержка детей раннего возраста // Сацыяльна-педагагічная работа. У дапамогу педагогу. - 2007. - №9. - с. 27-31
  15. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36
  16. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. - 68с.
  17. Левко А.И. Детство как социально - педагогическая проблема // Феномен детства: социально - педагогические и медико - психологические проблемы: Материалы международной конференции. - Брест,2004. - с. 121-125
  18. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс,2005. - 245с.
  19. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего озраста // Дошкольное воспитание. - 1997. - №9. - с. 42-44

Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3 года): практическое пособие. - СПб: Паритет

 


Информация о работе Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста