Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:41, реферат

Описание работы

В современной педагогике организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, воспитателей. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для него особый эмоциональный климат.

Работа содержит 1 файл

адаптация.docx

— 38.84 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

Организация работы в адаптационный  период детей раннего возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В современной  педагогике организация работы в  адаптационный период раннего детства  рассматривается комплексно. В нее  включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, воспитателей. Чтобы  облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать  для него особый эмоциональный климат.

Главной заботой  тут является профилактика заболеваемости детей и снижение их эмоционального дискомфорта в период адаптации. Однако эти меры облегчают уже  возникшее тяжелое состояние, но не затрагивают причин, порождающих  его. Вместе с тем ясно, что гораздо  важнее, организовать уход за детьми и  воспитание в семье таким образом, чтобы свести к минимуму осложнения адаптационного периода. Не подлежит сомнению то, что причины осложнения физического и психического состояния малышей имеют, прежде всего, психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.

Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач главной является всесторонне развитие личности ребенка [4, с. 3].

На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок  получает специальные сведения, расширяется  система знаний, умений, навыков, необходимых  для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в детском саду в течение всего периода дошкольного  детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

Содержание  работы воспитателя детского сада, таким образом, включает в себя следующее:

формирование  у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний.

формирование  нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).

формирование  у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения  к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия  в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия  на сверстников как участников общей  деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

формирование  у детей навыков организованного  поведения, учебной деятельности в  условиях коллектива [11, с. 71].

Система начинается с организации приема. В группе все должно быть подготовлено к приему новых детей: заранее согласовано, как и чем кормить ребенка, где уложить спать и др. Воспитатель  должен знать, когда в группу придет новый ребенок. Если ребенок поступает  в старшую группу, то об этом сообщается и детям. Воспитатель обсуждает  с ними, как встретить, например, Петю, что ему подарить, стремясь вызвать у ребят доброжелательное отношение к новичку. Все вновь  поступающие дети должны быть окружены особым вниманием, лаской, заботой о  хорошем его самочувствии. Недопустимо  принимать в группах сразу  много новых детей. В группу первого  и второго года жизни можно  принимать максимум трех детей в  неделю. Причем этот прием следует  организовать таким образом, чтобы  в понедельник поступил один новый  ребенок, в среду - второй и в пятницу - третий. Лучше, если в течение второй недели четвертый ребенок поступит в пятницу. На третьей неделе можно  снова принять троих детей, а  на четвертой еще одного, максимум двоих. Таким образом, при норме  до 20 детей в группе прием осуществляется в течение полутора месяцев. Следует  заметить, что летом перед переводом детей из яслей в детский сад прием новых детей желательно начинать не позже 15 июля, так как некоторые родители забирают детей на время отпуска, в группе остается небольшое количество ребят и воспитатель может уделить больше внимания каждому вновь поступившему ребенку. При комплектовании старшей группы яслей (или младшей дошкольной группы) разрешается одновременное поступление 2-3 детей. Тогда группа в 25 человек тоже формируется в сроки до 1,5 месяца.

Одним из условий  формирования детских положительных  взаимоотношений является поддержка  воспитателем естественной потребности  детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил  радости и горести с другими  детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. Принято считать, что труднее  всего адаптируются к школе дети "домашние", не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности [3, с. 42].

Многочисленные  исследования учёных (Э. Торидайк, В. Штерн) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым условиям в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.

Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей  и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка  в семье и дошкольном учреждении. Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация  самостоятельной деятельности и  игр - занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного  поведения детей и успешной адаптации  к условиям дошкольного учреждения.

Содержание, цели и формы взаимодействия с  семьёй находятся в зависимости  от склонностей и интересов семьи  и ребёнка и определяются характером участников взаимодействия. Сотрудничество предполагает:

психологическую адаптацию родителей к дошкольному  учреждению, установление контакта родителей  с педагогами дошкольного учреждения,

презентацию программы воспитания и обучения, раскрытие содержания, форм, способов работы с ребёнком данного возраста,

роль родителей  в процессе коррекции, обучения и  воспитания, подчёркивание их значимости в данном процессе,

изучение  психологической атмосферы в  семье, выявление причин, которые  могут вызвать сложности при  адаптации ребёнка,

изучение  интересов семьи,

выяснение состояния  здоровья малыша, изучение особенностей его развития,

помощь родителям  в понимании своего малыша,

формирование  коллектива родителей с учётом возраста их детей,

коррекционную работуp [16, с. 30-31].

Большое значение имеет контакт родителей с  воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о  его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. Воспитатель ребенка детского сада должен стать другом и советчиком в семье. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в детском саду.

Дети зачастую трудно адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении. В этой работе выделяются следующие направления:

подготовка  детей к поступлению в детский  сад и прогнозирование адаптации  к нему;

организация жизнедеятельности детей в период адаптации;

контроль  за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

Лучшим периодом года для поступления в детский  сад считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Подготовка детей к поступлению в детский сад должна начинаться не позднее, чем за 6 месяцев до этого. Педиатру необходимо составить план подготовки и в форме 112/у в листе уточненных диагнозов поставить отметку о начале мероприятий. За 2 месяца до поступления в детский сад проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым педиатром и логопедом (для детей от 3 лет). По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами.

Лабораторное  исследование включает клинический  анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов и простейшие. В период подготовки, в соответствии с календарем профилактических прививок, продолжается вакцинация ребенка, однако, планируя ее, педиатр должен помнить  о том, что целесообразно начать посещение детского сада не ранее  чем через месяц после последней  прививки. По результатам осмотров проводятся лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, оформляется  эпикриз для детского сада с комплексной  оценкой здоровья, указанием прогноза адаптации, рекомендациями на период адаптации  по режиму дня, питанию, физическому  воспитанию и закаливанию.

Обязательным  этапом подготовки ребенка является обучение родителей. В поликлинике  и детском саду оформляется информационный стенд для родителей со сведениями о том, какие документы и анализы нужны для поступления; желательна организация консультаций врачей, психологов и педагогов этих учреждений по фиксированным дням. Возможна организация родительских конференций по темам "Подготовка детей к поступлению в детский сад", "Особенности течения адаптации к детскому саду и профилактика нарушений здоровья в это период", оформление памяток, сайтов.

Родители  должны знать о важности постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2-3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там. Учитывая важную роль белков и витаминов в приспособительных реакциях детей, следует обратить внимание родителей на качество детского питания. У детей с неблагоприятным прогнозом адаптации за 3-4 недели до поступления в детский сад рекомендуется увеличить на 10-15% возрастную норму содержания белков в суточном рационе, обязательно также использование йодированной соли [27, с. 19-20].

Следует подчеркнуть  необходимость формирования у ребенка  навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях.

Если ребенок, поступающий в детский сад, уже  способен к речевому общению, следует  рекомендовать родителям проводить  с ним беседы о поступлении  в детское учреждение. В этих беседах  необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже  стал большой, многому научился, и  будет ходить (как и взрослые) на "работу", помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, сходить туда на "День открытых дверей". Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность. Родителям можно рекомендовать научно-популярную литературу по данному вопросу.

Первичный прием  ребенка в детский сад должен проводиться педиатром, психологом и педагогом-воспитателем учреждения. При этом уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка, назначаются необходимые медико-педагогические мероприятия. Целесообразно оформление стенда "Облегчение адаптации ребенка к детскому саду", создание индивидуальных памяток для родителей.

Во время  приема врач дошкольного учреждения должен интересоваться анамнезом и  состоянием здоровья поступающего ребенка. В соответствии с состоянием его  здоровья врач при приеме делает определенные медицинские назначения на период адаптации (режим, питание, организация дневного сна и т.д.).

Педагогу, еще  до поступления ребенка в группу, необходимо выяснить особенности воспитания малыша в семье - домашний режим, применяемые  в семье способы кормления, укладывания, узнать, как ребенок засыпает, спит, какой аппетит, как организовано бодрствование. Полезно также узнать уменьшительное имя малыша, которым  пользуются в семье, его любимые  игрушки или занятия, любимые  кушанья, индивидуальные особенности  и сложившиеся привычки. Таким  образом, уже при приеме ребенка  выясняются факторы риска в биологическом  и социальном анамнезе и особенности  поведения ребенка в семье. Все  сведения сообщаются воспитателю той  группы, которую будет посещать ребенок, это облегчает индивидуальный подход к детям.

Количество  часов, проводимых вновь поступившим  ребенком в группе, следует увеличивать  постепенно. В течение первой недели он должен проводить в учреждении не более 3 часов в день, время  его пребывания увеличивается в  зависимости от эмоционального состояния. Таким образом, требуется 2-3 недели, чтобы ребенок по мере нормализации показателей поведения был готов проводить в дошкольном учреждении 10-12 часов.

Информация о работе Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста