Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:41, реферат
В современной педагогике организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, воспитателей. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для него особый эмоциональный климат.
Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
В современной
педагогике организация работы в
адаптационный период раннего детства
рассматривается комплексно. В нее
включается работа с родителями, направленная
на укрепление физического здоровья
детей, увязывание домашнего режима
дня с условиями новой среды,
организованная работа медперсонала,
администрации, воспитателей. Чтобы
облегчить адаптационный
Главной заботой тут является профилактика заболеваемости детей и снижение их эмоционального дискомфорта в период адаптации. Однако эти меры облегчают уже возникшее тяжелое состояние, но не затрагивают причин, порождающих его. Вместе с тем ясно, что гораздо важнее, организовать уход за детьми и воспитание в семье таким образом, чтобы свести к минимуму осложнения адаптационного периода. Не подлежит сомнению то, что причины осложнения физического и психического состояния малышей имеют, прежде всего, психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.
Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач главной является всесторонне развитие личности ребенка [4, с. 3].
На занятиях,
предусмотренных программой обучения
и воспитания в детском саду, ребенок
получает специальные сведения, расширяется
система знаний, умений, навыков, необходимых
для всестороннего развития ребенка.
В детском саду дети помимо специальных,
учебных умений, приобретают первый
опыт жизни в коллективе сверстников.
Таким образом, в детском саду
в течение всего периода
Содержание работы воспитателя детского сада, таким образом, включает в себя следующее:
формирование
у детей представлений о
формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).
формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
формирование
у детей навыков
Система начинается
с организации приема. В группе
все должно быть подготовлено к приему
новых детей: заранее согласовано,
как и чем кормить ребенка,
где уложить спать и др. Воспитатель
должен знать, когда в группу придет
новый ребенок. Если ребенок поступает
в старшую группу, то об этом сообщается
и детям. Воспитатель обсуждает
с ними, как встретить, например,
Петю, что ему подарить, стремясь
вызвать у ребят
Одним из условий
формирования детских положительных
взаимоотношений является поддержка
воспитателем естественной потребности
детей в общении. Общение должно
носить добровольный и доброжелательный
характер. С самых ранних лет необходимо
ставить ребенка в такие
Многочисленные исследования учёных (Э. Торидайк, В. Штерн) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым условиям в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении. Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и игр - занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Содержание, цели и формы взаимодействия с семьёй находятся в зависимости от склонностей и интересов семьи и ребёнка и определяются характером участников взаимодействия. Сотрудничество предполагает:
психологическую
адаптацию родителей к
презентацию программы воспитания и обучения, раскрытие содержания, форм, способов работы с ребёнком данного возраста,
роль родителей в процессе коррекции, обучения и воспитания, подчёркивание их значимости в данном процессе,
изучение психологической атмосферы в семье, выявление причин, которые могут вызвать сложности при адаптации ребёнка,
изучение интересов семьи,
выяснение состояния здоровья малыша, изучение особенностей его развития,
помощь родителям в понимании своего малыша,
формирование коллектива родителей с учётом возраста их детей,
коррекционную работуp [16, с. 30-31].
Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. Воспитатель ребенка детского сада должен стать другом и советчиком в семье. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в детском саду.
Дети зачастую
трудно адаптируются к новым микросоциальным
условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая
реакция, приводящая к нарушению здоровья.
Для профилактики подобных реакций необходима
организация медико-психолого-
подготовка
детей к поступлению в детский
сад и прогнозирование
организация
жизнедеятельности детей в
контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.
Лучшим периодом года для поступления в детский сад считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Подготовка детей к поступлению в детский сад должна начинаться не позднее, чем за 6 месяцев до этого. Педиатру необходимо составить план подготовки и в форме 112/у в листе уточненных диагнозов поставить отметку о начале мероприятий. За 2 месяца до поступления в детский сад проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым педиатром и логопедом (для детей от 3 лет). По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами.
Лабораторное
исследование включает клинический
анализ крови, общий анализ мочи, анализ
кала на яйца глистов и простейшие.
В период подготовки, в соответствии
с календарем профилактических прививок,
продолжается вакцинация ребенка, однако,
планируя ее, педиатр должен помнить
о том, что целесообразно начать
посещение детского сада не ранее
чем через месяц после
Обязательным этапом подготовки ребенка является обучение родителей. В поликлинике и детском саду оформляется информационный стенд для родителей со сведениями о том, какие документы и анализы нужны для поступления; желательна организация консультаций врачей, психологов и педагогов этих учреждений по фиксированным дням. Возможна организация родительских конференций по темам "Подготовка детей к поступлению в детский сад", "Особенности течения адаптации к детскому саду и профилактика нарушений здоровья в это период", оформление памяток, сайтов.
Родители должны знать о важности постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2-3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там. Учитывая важную роль белков и витаминов в приспособительных реакциях детей, следует обратить внимание родителей на качество детского питания. У детей с неблагоприятным прогнозом адаптации за 3-4 недели до поступления в детский сад рекомендуется увеличить на 10-15% возрастную норму содержания белков в суточном рационе, обязательно также использование йодированной соли [27, с. 19-20].
Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях.
Если ребенок,
поступающий в детский сад, уже
способен к речевому общению, следует
рекомендовать родителям
Первичный прием
ребенка в детский сад должен
проводиться педиатром, психологом
и педагогом-воспитателем учреждения.
При этом уточняются сведения по анамнезу
жизни, состоянию здоровья, особенностям
воспитания и поведения ребенка,
назначаются необходимые
Во время приема врач дошкольного учреждения должен интересоваться анамнезом и состоянием здоровья поступающего ребенка. В соответствии с состоянием его здоровья врач при приеме делает определенные медицинские назначения на период адаптации (режим, питание, организация дневного сна и т.д.).
Педагогу, еще до поступления ребенка в группу, необходимо выяснить особенности воспитания малыша в семье - домашний режим, применяемые в семье способы кормления, укладывания, узнать, как ребенок засыпает, спит, какой аппетит, как организовано бодрствование. Полезно также узнать уменьшительное имя малыша, которым пользуются в семье, его любимые игрушки или занятия, любимые кушанья, индивидуальные особенности и сложившиеся привычки. Таким образом, уже при приеме ребенка выясняются факторы риска в биологическом и социальном анамнезе и особенности поведения ребенка в семье. Все сведения сообщаются воспитателю той группы, которую будет посещать ребенок, это облегчает индивидуальный подход к детям.
Количество часов, проводимых вновь поступившим ребенком в группе, следует увеличивать постепенно. В течение первой недели он должен проводить в учреждении не более 3 часов в день, время его пребывания увеличивается в зависимости от эмоционального состояния. Таким образом, требуется 2-3 недели, чтобы ребенок по мере нормализации показателей поведения был готов проводить в дошкольном учреждении 10-12 часов.
Информация о работе Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста