Организация работы по физическому воспитанию детей, имеющих задержку психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 04:01, контрольная работа

Описание работы

При формировании произвольных движений особо выделяют значение предметной деятельности. В процессе освоения предметной деятельности ребенок вырабатывает собственные регуляторы, направляющие его активность. Этими регуляторами выступают сенсомоторные представления, представления о результате и способе выполнения движения, ориентировочная основа, характер и содержание задачи.

Содержание

Формирование произвольных движений детей с задержкой психического развития
Задачи по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития (анализ программы воспитания и обучение)
Средства и методы работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях VII вида
Подобрать комплексы коррекционных упражнений для детей с задержкой психического развития для укрепления функции дыхания
Литература

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Физ восп.docx

— 48.89 Кб (Скачать)

Вариант 4. Организация работы по физическому  воспитанию детей, имеющих задержку психического развития.

План:

  1. Формирование произвольных движений детей с задержкой психического развития
  2. Задачи по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития (анализ программы воспитания и обучение)
  3. Средства и методы работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях VII вида
  4. Подобрать комплексы коррекционных упражнений для детей с задержкой психического развития для укрепления функции дыхания

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формирование произвольных движений  детей с задержкой психического  развития.

 

     При формировании произвольных движений особо выделяют значение предметной деятельности. В процессе освоения предметной деятельности ребенок вырабатывает собственные регуляторы, направляющие его активность. Этими регуляторами выступают сенсомоторные представления, представления о результате и способе выполнения движения, ориентировочная основа, характер и содержание задачи.

     Дошкольнику трудно сидеть в одном положении. Ребенок способен решить эту задачу, если вначале будет осуществлять зрительный контроль за положением своих рук и ног и только позднее — на основании мышечных ощущений. Это говорит о том, что воле могут подчиняться лишь те движения, которые сопровождаются ясными признаками для сознания. В заучивании движений важно выяснение тех ощущений, которыми сопровождается их выполнение, установление связи движения с регулирующим его чувствованием. Благодаря превращению реакций из неощущаемых в ощущаемые движения становятся произвольными, т. е. преднамеренными, сознательно регулируемыми.

     Что же касается детей с задержкой психического развития (ЗПР), то физическое развитие и двигательные способности находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий

[ 6, с.35].   

     Дети с задержкой психического развития уступают своим сверстникам и в физическом развитии. Физическая подготовленность детей с ЗПР по показателям силовых, скоростно-силовых, скоростных способностей, общей выносливости и гибкости занимает промежуточное место между здоровыми сверстниками с легкой умственной отсталостью [15, с.102]. У этих детей проявляются слабость регуляции произвольных движений, несформированность движений, особенно страдает тонкая моторика и выявлен недостаточный уровень развития выносливости особенно в тестах характеризующих силовую выносливость мышц брюшного пресса.

     Краткий анализ состояния здоровья, специфических нарушений физического и психического развития, в том числе и факторов, влияющих на двигательную сферу детей ЗПР позволил выделить типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех детей:

  • сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;
  • нарушение физического развития, диспропорции телосложения, деформации стоп и позвоночника, ослабленный мышечный "корсет", снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;
  • нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма движений, согласованности микро - и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, устойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в пространстве;
  • сниженный уровень всех жизненно важных физических способностей- силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;
  • нарушение локомоторной деятельности- ходьбы, бега, лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т.е. движений, составляющих основу жизнедеятельности ребенка [6, с.126].

     Как уже ранее отмечалось, двигательные нарушения у детей с ЗПР проявляются в слабости регуляции произвольных движений, несформированности техники выполнения движений, недостаточности двигательных качеств. Одной из основных особенностей детей с ЗПР является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями [15, с.211].

     Так же на нарушение произвольной регуляции движений у детей с ЗПР, на недостаточную координированность и чёткость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, двигательную неловкость указывают многие авторы.

     Н. П. Вайзман отмечает у детей с ЗПР своеобразный двигательный облик: избыточность, излишество и богатство движений, непринуждённость игровой и изобразительной моторики. При описании этого двигательного состояния автор заменяет термин "синдром двигательного беспокойства" на термин "синдром двигательного излишества", объясняя, что последний синдром является проявлением моторного инфантилизма и отражает задержку в развитии двигательных функций и созревании корковых механизмов, тормозящих двигательную активность ребёнка [16, с. 187].

     Описывая развитие дошкольников с ЗПР, Н. Ю. Борякова отмечает, что, хотя у них не наблюдается тяжёлых двигательных расстройств, однако, обнаруживается отставание в физическом развитии, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выносливость, гибкость, координация [15,с. 98-100].

     Исследования М. Ш. Адиловой свидетельствуют о высокой степени выраженности недостатков психомоторики детей с ЗПР младшего школьного возраста. У них наблюдается повышенная двигательная активность из-за недостаточности тормозных механизмов, а медлительность и двигательная пассивность встречаются реже. М. Ш. Адиловой зафиксированы также у данного контингента трудности с переключением к автоматизации движений и недоразвитость тонких моторных актов [16, с.76].

     Наблюдения за поведением детей на уроках физической культуры обнаружили, что они были недостаточно ловки, точны в движениях, им плохо удавались упражнения на сохранение равновесия.

     Н. А. Никашина наряду с некоординированностью, неловкостью движений детей с ЗПР отмечает неумение подчиняться заданному ритму [6, с. 133]. Повышенная утомляемость, быстрая истощаемость произвольного внимания, неспособность к длительному психическому напряжению могут приводить к трудностям запоминания нужной последовательности движений, действий. У детей с ЗПР наблюдаются также и трудности создания программ и реализации последовательности действий разного уровня сложности.

     При задержке психического развития наблюдается слабость словесной регуляции действий [16,с. 85]. Из-за отставания в развитии речи эти дети испытывают затруднения в вербальном программировании предстоящих действий. Эти затруднения связаны с неорганизованностью, импульсивностью деятельности, неустойчивостью внимания, низким уровнем самоконтроля, трудностью одновременного учёта нескольких требований инструкции.

     В. И. Лубовский считает, что нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий у детей с ЗПР связано также с незрелостью регулирующей функции речи [15, с. 165]. Выполнение упражнений под команду взрослого либо в сочетании с собственной речью приводит к усилению речевого контроля над точностью реализации программы целостного действия.

   Итак, физическое развитие и двигательные качества детей с ЗПР отличается от здоровых сверстников более низкими показателями. Многие авторы отмечают ослабленность здоровья, низкую умственную и физическую работоспособность, быструю утомляемость. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений.

 

  1. Задачи по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития (анализ программы воспитания и обучение)

 

     В течение нескольких десятилетий в нашей стране ведется интенсивное изучение особенностей психического развития детей с ЗПР, поиски организационных форм их воспитания и обучения, разработка новых коррекционных технологий. Раннее включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они оказываются способны овладеть способами общения, специфическими для детства видами продуктивной деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется весь их личностный облик.

     В 1976 году в лаборатории воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста НИИ дефектологии АПН СССР под руководством проф. Н.Г.Морозовой был разработан проект программы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта, а в 1983 (после значительной переработки проекта) О.П.Гаврилушкиной и Н.Д.Соколовой создана программа, которая была опубликована в 1991 году [2, с. 76-79]. В названии указывается «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», т.к. понятие интеллектуальная недостаточность объединяет две категории детей, испытывающих проблемы в интеллектуальной развитии – с умственной отсталостью и с задержкой психического развития.

     Настоящая «Программа» является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. В ней дано психолого-педагогическое обоснование системы коррекционного воспитания и обучения детей с ЗПР в дошкольном возрасте с учетом современных достижений науки и практики; определены пути, предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации и восстановления утраченной целостности развития, обеспечения процесса социализации дошкольников с ЗПР. «Программа» разработана в целях осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Также «Программой» определены цели и задачи воспитания и обучения дошкольников.

     Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания воспитания и обучения по направлениям и трем этапам. В ней сформулированы задачи и ожидаемые результаты коррекционно-образовательной работы на каждом этапе. К программе даны приложения (примерное расписание занятий, индивидуальная коррекционная работа).

     В программе выделены следующие разделы:

  • физическое воспитание.
  • игра.
  • труд.
  • ознакомление с окружающим.
  • развитие речи.
  • конструирование.
  • формирование элементарных математических представлений.
  • изобразительная деятельность.
  • музыкальное воспитание.

 Физическое развитие и укрепление здоровья детей является главной заботой специалистов ДОУ. С детьми с интеллектуальной недостаточностью проводится общеоздоровительная работа, у них развиваются основные движения, кроме того, ведется коррекционная работа, а также, если показано, назначаются лечебная физкультура и массаж. Главный акцент делается на коррекционной работе. Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Недостаточность касается как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Снижена двигательная память. С трудом происходит овладение выразительными движениями, действиями с воображаемыми объектами (что является неотъемлемым условием ролевых, театрализованных игр).

     Основные задачи физического воспитания детей с задержкой психического развития:

  1. Формирование у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.
  2. Укрепление здоровье детей.
  3. Формирование правильную осанку у каждого ребенка.
  4. Формирование у детей потребность в разных видах двигательной деятельности.
  5. Развитие у детей движения, двигательных качеств, физическую и умственную работоспособность.
  6. Тренировка у детей сердечно-сосудистой и дыхательной системы, закаливать организм.
  7. Создание условия в группе для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний.
  8. Осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений в психофизическом развитии ребенка.
  9. Учение детей выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого.
  10. Учение детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции.

     Задачи физического и моторно-двигательного развития решаются в следующих условиях:

  • на специальных занятиях по физическому воспитанию, во время оздоровительных мероприятий, утренней гимнастики;
  • в процессе музыкальных занятий (музыкально-дидактических, имитационных игр, игр с воображаемыми объектами, музыкально-ритмических движений и пр.);
  • в играх и упражнениях по сенсомоторному развитию;
  • в ходе специальных игр и упражнений, направленных на восприятие и воспроизведение основных и выразительных движений, естественных жестов, мимики;
  • в подвижных играх, в подвижных играх с музыкальным сопровождением;
  • на всех занятиях, если требуется правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характера персонажей, эмоциональных состояний и пр;
  • в процессе формирования трудовых и изобразительных навыков;
  • в процессе индивидуальной коррекционной работы [8, c.166].

Информация о работе Организация работы по физическому воспитанию детей, имеющих задержку психического развития