Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 18:35, реферат
Диалог – форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми. Способность строить и поддерживать его должна развиваться в дошкольном возрасте.
Продуктивный диалог – это учебный диалог, в результате которого у ребенка развиваются коммуникативные навыки.
МДОУ
«Детский сад комбинированного вида
№ 25 «Рябинушка»
организация
продуктивного диалога
в старшем дошкольном
возрасте
Воспитатель:
Агаркова
Т.Н.
Мичуринск, 2009
Диалог – форма
Продуктивный
диалог – это учебный диалог,
в результате которого у ребенка
развиваются коммуникативные
Каждый педагог усиленно работает над обогащением словаря и развитием связной речи. Не более того. А все остальное: умение выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе и т.д. придет само собой. Это неправильно, «готовых» диалогичных детей не бывает. Представим, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что говорить и как, умеет подобрать синонимы, построить предложение, поговорить о погоде и ответить на вопросы фронтального характера. Но диалог вести не умеет ни со сверстниками, ни со взрослыми. Почему?
Объективная причина этому – неумение детей взаимодействовать друг с другом. Ведь мысль ребенка, в отличие от мысли взрослого человека, эгоцентрична. Он никогда не спрашивает себя, поняли его или нет, он никогда не думает о других, когда говорит, так как занят предметом высказывания. Поэтому, чтобы научить ребенка участвовать в диалоге следует развивать не только речь, но и речевую деятельность, а развитие речи – это лишь способ и средство реализации речевой деятельности.
Речевая деятельность – это форма вербального общения, взаимодействие людей при помощи речи. С чего нужно начать развитие речевой деятельности? В первую очередь, с мотивации, с потребности ребенка говорить. К сожалению, мы придерживаемся своих тематических планов и не учитываем потребность ребенка в диалоге, не поддерживаем и не развиваем её. Мы забываем, что диалогу учат. Учат, не ожидая, когда маленький человек будет к нему готов. Ребенок изначально настроен на диалог, диалог является для него естественной формой речи. Мы же ждем некоего взросления, когда диалог (как нам кажется) станет доступен ребенку. А он ждет диалога от нас, взрослых. Он проявляет инициативу, хочет говорить, а мы его осаживаем, не доверяя его субъективному речевому опыту. Чего ждать потом от ребенка, если его останавливали, когда он хотел чем-то поделиться. А далее мы сталкиваемся с тем, что дети (при развитой-то речи!) не хотят высказываться, не хотят вступать в спор, потому что раньше их никто ни о чем не спрашивал.
Поддержка мотивации общения – самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого дети вместе с педагогом решают определенные содержательные задачи, которые имеют противоречия, с недостающими данными, требующие выбора правильного решения из нескольких возможных.
Ученые провели эксперимент на предмет обладания ребенком инициативы для вступления в диалог.
Ребенку
предлагается разложить предметные
картинки в 2 стопочки. В одну – картинки
с предметами синего цвета, в другую
– зеленого. Но среди предложенных
картинок есть и такие, на которых
предмет сине-зеленого цвета или
ни зеленого, ни синего. Педагог во время
выполнения задания был нейтрально-
Во время решения поставленной задачи ребенок или действует на свой страх и риск, принимая самостоятельное решение, или просит взрослого о помощи, что тоже хорошо, так как в этом случае он пытается соотнести логику задачи и саму инструкцию. В любом случае, этот тест показывает, что дети имеют изрядный опыт инициативности, самостоятельности. А это значит, что дети проявляют инициативу в речевой деятельности.
Говоря о диалоге, обратим внимание на то, что дети, как правило, ориентированы на педагога. Именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на занятиях они не слышат высказываний сверстников, и их мнение не является авторитетным. Поэтому педагогу нужно исключить из своей речи глаголы в прошедшем времени: «встали», «достали» и отражать в словах факт своего сопричастия, совместного сотрудничества: «Откроем тетради», «Заштрихуем фигуру». Это позволит педагогу стать ближе к детям, а значит по-настоящему диалогичнее.
Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя три этапа: - обучение постановке вопроса
- работа в парах, группах
- ведение групповой дискуссии.
Дошкольный возраст – период «задавания» вопросов. Именно этот этап обучения детей постановке вопросов является мотивирующим для ребенка, а умение формулировать вопросы – отправным пунктом в решении задач развития речевой деятельности детей в продуктивном диалоге. Детская вопросительность мотивирована естественным образом, и эту мотивацию надо укреплять. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов. Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки.
Пример
организации педагогом работы по
формированию у детей инициативы
в спрашивании и зарождению диалога.
Педагог называет детям 4 слова: оса,
догонять, шмель, полосатый. И просит
их составить предложение, которое
он загадал. Педагог поясняет: «Слова
даны так, как пишут ученые в словарях
– называется начальная форма
слова. Вы же изменяете слова так,
как мы употребляем их в речи».
Дети убеждаются, что не могут угадать
предложение взрослого. Тогда педагог
спрашивает: «А как же узнать, какое предложение
я составила?» Если найдется ребенок, который
сам скажет, что надо спросить что-то относительно
задуманного вами предложения, надо обязательно
похвалить его за инициативу. Пусть он
выскажется неграмотно, путано, но вы его
поддержите. Дети предлагают варианты
вопросов:
Кто догоняет – шмель или оса?
Кто у вас полосатый?
Шмель один?
А
сколько ос?
Педагог принимает все варианты предложений, которым ни в коем случае не дается оценка. В этом проявляется диалогичность педагога. Дети должны почувствовать, что их мнение тоже имеет право на существование, оно такое же, как и мнение взрослых, но свое, детское. Чтобы потом не упрекать детей в несамостоятельности, в безинициативности, не спешите оценивать, иначе вся работа, начиная с самооценки, которая должна проводиться ребенком, перетечет на вас. Можно использовать следующие фразы: «Интересное предложение, но мое другое», «Твое предложение тоже имеет право на существование, но у меня другое», «Необычное предложение ты составил, но все же не такое, как у меня» и др.
В зависимости от особенностей детей стоит попробовать предложить им обсудить в парах, о чем следует спросить педагога. Можно работать и всем вместе.
Все
вопросы детей педагог
При этом вопросы сформулированы уже в грамматически правильной форме.
Обучение
детей работе в парах может
быть начато с организации их совместных
действий. Особое внимание надо обращать
на умение не только слушать друг друга
(педагога), но и слышать. Сначала
воспитатель должен создать атмосферу
доверия в паре, группе. Равноправный
диалог возможен лишь в обстановке
доброжелательности, поэтому в ситуацию
продуктивного спора детей
Работа в паре, небольшой (3-4 человека) группе рождает чувство защищенности. Это также способствует благополучному развитию общей самооценке ребенка, его самопринятия, признания его детьми, педагогом. поэтому сначала дети могут вдвоем или небольшой группой становиться (садиться) в кружок, совещаться и только после этого отвечать. Остальные дети и воспитатель рассказывают после этого группе о том, что было интересно в их ответе, о том, как они помогали поддерживать друг друга. Замечаний быть не должно, присутствуют только пожелания того, как этой группе в следующий раз работать еще лучше. Таким образом, любой ребенок, имеющий группу поддержки, окажется способен на риск самовыражения.
Разбор не результата работы, а хода взаимодействия – одно из правил организации групповой работы.
Практический
материал к занятиям, способствующий
формированию умения детей задавать
вопросы взрослому и вступать
в продуктивное сотрудничество, представлен
в приложении.
Приложение
Практический
материал к занятиям
Формирование
первоначальных математических
представлений
Задание 1.
До этого дети уже выполняли похожие задания, работая с формой, цветом и размером предметов. Но данное задание – недоопределенное, решаемое однозначно после того, как будет задан педагогу вопрос. Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисованы яблоки (груши, мячи, листья деревьев и др.) разного цвета и разного размера и просит найти на ней одинаковые.
На первом этапе такая задача нерешаемая. Дети должны остановиться и отказаться от ее выполнения, поскольку она недопределена. Но если задать вопрос педагогу, то эту задачу можно решить. Затем воспитанники просят взрослого доопределить задачу – назвать признак, по которому необходимо найти одинаковые яблоки:
Дети: А одинаковые по цвету (по размеру)? Или: Одинаковые по какому признаку?
Педагог: По цвету.
В случае с листьями добавляется еще один признак – форма.
Задание 2.
Задание нерешаемое, дети должны остановиться и отказаться от дальнейшего его выполнения. На доске (или в личных тетрадях детей) нарисованы: в левом столбце – 1 круг, 2 треугольника, 3 прямоугольника, 5 квадратов и в правом столбце – 1 груша, 2 яблока, 3 морковки, 4 грибочка. Все вразбивку (и слева, и справа).
Педагог: Составьте пары, соединяя линией одинаковое количество геометрических фигур и предметов. Начните с самого маленького по порядку.
Начав
выполнять работу, дети вскоре обнаружат,
что для 5 квадратов нет соответствующего
числа предметов. Часть детей, не
задумываясь, может все же соединить
линией 5 квадратов и оставшиеся
4 грибочка, потому что «педагог сказал
– соединить, значит соединю, все
должно быть правильно». Но найдутся и
те, которые откажутся выполнять
остаток задания. Педагог должен
отметить, поддержать, похвалить остановившихся.
Тех, кто беспрекословно выполнял задание
педагога, ни в коем случае не оценивать
(словесно) – просто ничего не говорить,
тем более не ругать за невнимательность.
Это не невнимательность, это характерное
в раннем детстве слепое подчинение указанию
взрослого, которое ребенок по привычке
не должен оспаривать. Но мы-то с вами воспитываем
обратное! У каждого человека – свое мнение,
свое разумение, и это совершенно естественно.
Хотя оно может быть и ошибочным. Но это,
как мы говорили, не страшно – не ошибается
тот, кто ничего не делает.
Обучение
грамоте и развитию
речи
Такого типа задания можно использовать в качестве физкультминуток.
Задание 1.
Педагог: Я буду называть слова. Затем мы будем произносить их вместе и слушать звуки. Если в словах вы услышите звук [ш], встаньте, если услышите звук [ж] – присядьте.
Информация о работе Организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте