Организация и проведение конструктивных игр в младших группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба.

Содержание

1.Содержание………………………………………………………………………………………1
2.Введение………………………………………………………………………………………..2-4
3.Организация и проведение в 1младшей группе
конструктивных игр .............................................................................4-7
4.Организация и проведение во 2 младшей группе
конструктивных игр…………………………………………………………………………..7-9
5.Заключение………………………………………………………………………………………..9
6.Список используемой литературы…………………………………………………..10

Работа содержит 1 файл

ГБО УСП2.docx

— 29.00 Кб (Скачать)

ГБО УСПО «Калужский педагогический колледж»

 

 

Домашняя контрольная  работа

по МДК.02.01.

 «Теоретические  основы игровой деятельности  детей раннего дошкольного возраста».

 

Тема: Организация и проведение конструктивных игр в младших группах.

 

                                

 

 

 

 

  Выполнила: студентка 2 курса

  дошкольного  заочного отделения

Лях Елена Владимировна

Проверила: Напреева Л. А

 

 

Калуга,2013

 

Содержание:

 

1.Содержание………………………………………………………………………………………1

2.Введение………………………………………………………………………………………..2-4

3.Организация и проведение  в 1младшей группе

конструктивных игр .............................................................................4-7

4.Организация и проведение  во 2 младшей группе

 конструктивных игр…………………………………………………………………………..7-9

5.Заключение………………………………………………………………………………………..9

6.Список используемой  литературы…………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре... " Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры. Конструктивная игра – это продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций из разнообразных элементов с использованием различных способов их соединения и взаимного расположения частей. Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами. Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании. При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:

 

                                                          2

 

1. Показ воспитателем приемов  изготовления конструкции или  игрушки. Пояснения помогают детям  усвоить не только действия, необходимые  для

выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы. Прежде чем приступить к практическому  выполнению задания, необходимо рассмотреть  предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать  процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать  и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить  и склеить игрушку.

При этом определяют, из какого материала  нужно выполнить конструкцию, в  какой последовательности.

 Образец или картинка с  изображением предмета могут  быть Использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость  помочь детям проконтролировать  свою работу, уточнить представление  о предмете, или в конце занятия  в качестве модели наиболее  удачного и правильного решения  конструктивной задачи для сравнения  с работами детей.

2. Объяснение задачи с определением  условий, которые дети должны  выполнить без показа приемов  работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования  или технических приемов работы, которыми дети овладевают для  последующего использования их  при создании построек, конструкций,  поделок. Например, в постройке  - как сделать перекрытие на  высоких устоях, как добиться  устойчивой конструкции; в бумажном  конструировании - как склеивать  стороны закрытого куба или  бруска; в работе с конструктором  - как крепить колеса на осях  с помощью гайки; в работе  с природным материалом, - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса  работы детей и готовой продукции  также являются приемами обучения  конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они  усвоили, какими нужно еще овладеть.

 

                                                                3

 Элементы анализа и контроля  могут иметь место в ходе  выполнения детьми работы или  по окончании той или иной  операции. Например, при изготовлении  коробки, корзинки они учатся  складывать большой квадратный  лист бумаги на 16 маленьких квадратиков.  После выполнения этой операции  надо проверить, все ли выполнили  ее правильно, почему допущена  та или иная ошибка, как ее  исправить. При подготовке выкройки  коробки проверить, правильно  ли она выполнена, в нужных  ли местах намечены линии для  надрезов. А уж затем переходить  к следующему этапу работы.

При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой  и с каждым ребенком отдельно, чтобы  проверить, усвоил ли он новый материал. Так, в постройке моста ребята должны сами определить, правильно  ли (крупные и устойчивые) подобраны  детали для основания, устойчивы  ли опоры у моста, правильно ли сделано перекрытие, чтобы мост не развалился. При оценке коллективной работы отдельных групп детей  воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто, что будет делать.

Организация и проведение в 1 младшей группе конструктивных игр. Дети третьего года жизни становятся физически значительно крепче, выносливее, способными к более продолжительным занятиям с большей умственной нагрузкой, так как в их психической деятельности происходят существенные изменения.

 К трем годам они уже  могут назвать, что будут строить,  и способны к большей самостоятельности,  могут выполнять те или иные  действия без помощи взрослых, изменяя ход знакомых событий,  выражая этим свое отношение  к ним. Программа конструктивной  деятельности предусматривает и  в этой группе только конструирование  из строительного материала. У  детей воспитывается устойчивый  интерес к строительным играм  и занятиям. Они конструируют  постройки из тех же деталей  строительного набора, что и в  предыдущей группе: кубиков, кирпичиков, пластин, призм (трехгранных). Учатся  различать их по форме и  величине,

                                                                4

узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола (стоит, лежит, расположен короткой или  длинной стороной к ребенку), понимать, что устойчивость зависит от положения (наиболее устойчивы кирпичики и  пластины, когда лежат на широкой  стороне).

 Дети учатся правильно называть  предметы строительного материала  (кубик, кирпичик), понимать и правильно  употреблять слова (большой - маленький,  длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий); правильно выполнять  словесные указания (положи, сними,  поставь, убери, разбери, принеси,  уложи и т. д.).

Ребенок 2-3 лет усваивает следующие  технические приемы работы со строительным материалом: размещает по горизонтали  кирпичики, пластины (дорожка, поезд), накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка), замыкает пространство (загородка, забор, домик), делает несложные  перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

 Следует стремиться к тому, чтобы малыши одну и ту же  постройку выполняли разными  способами: кроватку можно сделать  из двух кубиков и двух кирпичиков  или из трех кирпичиков (больших  и маленьких для большой и  маленькой кукол), домик строят  из кубика и трехгранной призмы  или из трех кирпичиков и  призмы, в таком домике уже  может поселиться матрешка. Постройки  детей могут отличаться по  цвету. Такой подход развивает  у ребенка умение легко находить  нужные детали для самостоятельной  работы. Необходимо добиваться точности  в работе детей: если кубики (кирпичики) укладываются по горизонтали  или по вертикали, то делать  это нужно ровно, чтобы, например, сторона одного кубика укладывалась  на стороне другого, а не  выступала над ней, и т. д.  Конечно, ребенок не сразу овладеет  этим, но важно, чтобы он стремился  к этому, проверял, как получается, исправлял. Это необходимо и  для развития координации движений  пальцев, кисти руки. Причем воспитателю  следует иногда предложить малышу  самому проверить пальчиками, как  уложены детали, и порадоваться  вместе с ребенком его успеху, поощрить за то, что постарался  выполнить работу хорошо. Воспитатель  учит детей находить сходство  между постройками из игрового  строительного материала и знакомыми  окружающими предметами и просит  назвать их.

                                                                 5

 Кроме того, ребята должны  заранее подумать, что будут строить  и как; уметь контролировать  свои действия, определять, ровные  ли постройки, устойчивы ли  они, так ли получилось, как  показывал воспитатель, вовремя  исправить ошибки, сознательно выбрать  те детали, которые больше подходят  для задуманной работы. На занятиях  воспитатель организует детей  в группы по 4-6, 6-8 человек. Через  1-2 месяца количество одновременно  занимающихся детей увеличивается  до 10-12, во второй половине года  можно проводить занятия со  всей группой.

Постройки, с помощью которых  дети обучаются способам конструирования, не должны быть сложными. Важно, чтобы  дети стремились выполнить их тщательно, запоминали и применяли правильные приемы конструирования и затем  могли использовать их в своих  играх. Желательно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные  цвета (кубики - в красные, кирпичики - в желтые и т. д.). Следует обращать внимание детей на гармонию цветов в постройке (стены домика желтые, крыша зеленая; все кубики, составляющие сиденье дивана, красные, кирпичики  для спинки желтые и т. п.).

 На занятиях нужно использовать  образные игрушки, соразмерные  с набором строительного материала,  вызывать у детей желание поиграть  с постройкой. Воспитатель должен  показать, как это делать (по лесенке  кукла высоко взбирается, потом  спускается, идет играть с подружкой  и т. д.), чтобы занятие доставляло  радость детям, раскрывало назначение  построек, убеждало их в том,  что с постройками можно интересно  играть. Сюжет игры ребятам можно  подсказать. Воспитатель первым  начинает игру, а потом включает  в нее детей, рассуждает с  ними по поводу того, что еще  надо построить, как играть. В  играх и на занятиях следует  использовать образные выражения,  художественное слово, песенки  (во время укладывания куклы  на построенную кроватку спеть  песенку «Баю-баю» М. Красева,  «Спи, мой Мишка» Е. Тиличеевой  и др.). Дети старшей группы  могут построить для малышей  пароход, машину и т. д., красиво  оформить их флажками и отправиться  с малышами в путешествие. Во  время путешествия старшие рассказывают, что видят в пути, куда приехали; на остановках выходят на прогулку, посещают зоопарк и т. д.

 

                                                               6

Старшие дети под руководством воспитателя  могут для малышей изготовить различные игрушки из природного материала, бумаги или глины. Все  это будет привлекать малышей  к играм со строительным материалом, вызывать желание самим делать постройки, внимательно и заботливо относиться друг к другу.

Организация и проведение во 2 младшей группе конструктивных игр. Детям четвертого года жизни свойственна большая физическая и умственная активность. Благодаря большей подвижности ребенок, направляемый взрослыми к восприятию окружающего, знакомится с новыми предметами и явлениями, значительно обогащаются его представления о них, расширяется круг его интересов

 Для конструктивной деятельности  детей этого возраста характерна  непосредственная связь ее с  игрой: в только что построенный  трамвай сажают кукол, трамвай  едет по линии, его движение  ребенок сопровождает соответствующими  звуками.

 Появляется более устойчивое  стремление к самостоятельности,  что требует создания условий  для удовлетворения этой потребности  детей.

 Ребенка все больше интересует  деятельность взрослых, сверстников,  в связи, с чем появляются более устойчивые формы совместной игры, в процессе которой формируются умения играть вместе, оказывать помощь друг другу, обращаться к товарищу за помощью, радоваться успеху друг друга. Правда, совместные игры еще неустойчивы, кратковременны, требуют определенного руководства со стороны воспитателя.

Информация о работе Организация и проведение конструктивных игр в младших группах