Организация досуга как средство социализации подростков в условиях клубной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить роль досуга в процессе социализации, а также раскрыть трудности, возникающие у подростков в процессе социализации в условиях клубной деятельности.
Хочется отметить, что актуальность данной работы подтверждается состоянием семьи и детства в России (увеличение количества неблагополучных, неполных семей, беспризорных и безнадзорных детей), положением социально- досуговых центров (нехватка материальных средств, квалифицированных кадров), а также экономики и политики России на данном этапе развития (наличие различных конфликтов, вопросы по использованию бюджета, и разработка программ по защите детства).

Содержание

Введение
Глава 1. Теория и методика социализации подростков в условиях клубной деятельности
1.1. Социализация, как социально – педагогическое явление
1.2. Социализация подростков (11 – 15 лет)
Глава 2.Досуг как средство социализации подростков в условиях клубной деятельности
2.1. Досуг как среда социализации
2.2. История становления и развития клубной деятельности в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Со второй половины 30-х годов в жизнь вошли новые типы КПУ – передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины – обслуживая населенные пункты, не имеющие учреждений культуры, а также крестьян. Произошли изменения в системе управления культурно-просветительной работой: на смену Главполитпросвету в наркомпроссах были созданы сектора массовой политико-просветительной работы. Сфера досуга этого времени отмечена возросшей посещаемостью клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, кинотеатров, театров. Стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

С началом ВОВ резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, наполовину по сравнению с предвоенным периодом уменьшилась их сеть. Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма. Стали проводиться встречи с фронтовиками, небольшие концерты. Были созданы передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, библиотеки-передвижки, агитпоезда и др. Использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны. Культработники шли в цеха, в поле, на фермы, разъясняя людям смысл военных событий. Порой, рискуя жизнью, работники культуры спасали культурные ценности, исторические, художественные и литературные памятники. На фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, в частях имелись дивизионные клубы, клубы частей, полков, руководили которыми призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов.

  Война нанесла огромный ущерб учреждениям культуры, количество клубов сократилось с 1мил. 18тыс. до 9 тыс. 500. По мере освобождения территории восстанавливались и учреждения культуры. Была поставлена задача: при каждом сельсовете – клуб, в каждом районном центре – Дом культуры.

   В послевоенный период возросли затраты на осуществление культурно-досуговой деятельности, расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. В восстановлении и строительстве их государство опиралось на безвозмездную помощь населения. Ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читальни, красные уголки. В 1965 году было положено начало преобразованию сельских клубов в Дома культуры. В пределах районного центра создавался комплекс учреждений культуры (районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, ДМШ, музей, районная библиотека, народная филармония, парк культуры и отдыха, художественно-оформительская мастерская) В 70-х годах в среде молодежи началось движение за создание молодежных клубов, развивалось любительское движение (клубы по интересам).

Современные учреждения клубного типа.     Тенденции развития, состояние сети,       задачи и содержание деятельности.

Все действующие в России КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учрежднний, обладающих характерными признаками.

Библиотеки – подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабам деятельности, музеи, клубные учреждения, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные Центры (с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.), социально-культурные комплексы и центры, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.), учреждения лекционной пропаганды (лектории, планетарии), выставки и выставочные залы (возрождаются также ВДНХ), учреждения для детей и подростков (Дома Детского творчества, Центры Эстетического Воспитания и др.). Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы). (9)

За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе КДУ. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились КДУ, рассчитанные на определенные слои населения по опыту работы на Западе (клубы бизнесменов, клубы лидер-леди). Отрицательно то, что сократилась сеть сельских КДУ (клубов, ДК, библиотек), т.к. государство не в состоянии содержать эту сеть. (12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Резюмируя вышесказанное, социализация – это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде. Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.

 

Функции социализации раскрывают, и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности. (28)

 

Включение в уровни (биологический, психологический, социально- педагогический) обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека

 

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.

 

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.

 

Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах.

 

В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

 

Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

 

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях.

 

Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Андреев В.И. диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань. 1988 г.

2. Анищук В.В. Рост социальной активности молодежи. Киев, Одесса.1989г.

3. Артемьев Т.И. Развитие личности и ее способностей. М., 1982г.

4. Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976г.

5. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991г.

6. Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М., 1984г.

7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968г.

8. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М.,1991г.

9. Верб Л.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.,1981г.

10. В мире подростка. М., 1980г.

11. Внешкольные учреждения. М., 1978г.

12. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. М., 1978г.

13. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество

(проблемы социализации индивида). Л., 1971г.

14. Еремин В.А. Улица-подросток- воспитатель. М., 1991г.

15. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.,1982г.

16. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 1991г.

17. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте. М., 1987г.

18. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка – учителю. М., 1986г.

19. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991г.

20. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1970г.

21. Махов Ф. С. Когда подростку интересно. Подросток в школе и в клубе. М., 1986г.

22. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982г.

23. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М.,1990г.

24. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2000г.

25. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г.

26. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991г.

27. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997 г.

28. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб.,1991г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Организация досуга как средство социализации подростков в условиях клубной деятельности