Организация досуга как средство социализации подростков в условиях клубной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить роль досуга в процессе социализации, а также раскрыть трудности, возникающие у подростков в процессе социализации в условиях клубной деятельности.
Хочется отметить, что актуальность данной работы подтверждается состоянием семьи и детства в России (увеличение количества неблагополучных, неполных семей, беспризорных и безнадзорных детей), положением социально- досуговых центров (нехватка материальных средств, квалифицированных кадров), а также экономики и политики России на данном этапе развития (наличие различных конфликтов, вопросы по использованию бюджета, и разработка программ по защите детства).

Содержание

Введение
Глава 1. Теория и методика социализации подростков в условиях клубной деятельности
1.1. Социализация, как социально – педагогическое явление
1.2. Социализация подростков (11 – 15 лет)
Глава 2.Досуг как средство социализации подростков в условиях клубной деятельности
2.1. Досуг как среда социализации
2.2. История становления и развития клубной деятельности в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 181.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГУ ВПО «Южный Федеральный университет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет педагогики и практической психологии

Отделение социальной и специальной педагогики

Кафедра социальной педагогики и молодежной политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по социальной педагогике

 

 

     На тему: Организация досуга как средство социализации подростков в условиях клубной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Студентка 2 курса

Факультет педагогики и психологии

Отделение социальной

и специальной педагогики

Романова Олеся Алексеевна

 

Проверила: Добриянова Е. В.

к.п.н., доцент

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2010

Оглавление:

Введение                                                                                                             3 – 6

Глава 1. Теория и методика социализации подростков в условиях клубной деятельности

1.1. Социализация, как социально – педагогическое явление               7 – 15

1.2. Социализация подростков (11 – 15 лет)                                           16 - 25

Глава 2.Досуг как средство социализации подростков в условиях клубной деятельности

      2.1. Досуг как среда социализации                                                        26 – 33

2.2. История становления и развития клубной деятельности

в России                                                                                                     34 – 39

Заключение                                                                                                     40 – 42

Список литературы                                                                                        43 – 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения. Системные качества индивида, формирующиеся в совместной деятельности и общении.

Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Это процесс, непрерывно меняющийся по своему характеру.

Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.

По истине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.

При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политике, экономики, идеологии, образованию и культуре. Примером является время командно-административного стиля. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а напротив превращается в криминогенный фактор общества.

В отечественной науке вопросом социализации подрастающего поколения в условиях командно-административной системе уделялось незначительное внимание. Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием досуга и сведения его преимущественно к реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга, что также обуславливает необходимость и актуальность данного исследования. (13)

 

Рассматриваемой в данном ключе проблеме посвящено большое количество философских, социологических, психолого-педагогических, медицинских и юридических источников. Организации клубов и клубной деятельности в России в XX веке посвящены работы: А.У. Зеленко, К.Н. Вентцеля, Е. Горбуновой, Н.Н. Иорданского, Г.И. Камаевой, Э.Г. Костяшкина, Н.К. Крупской, К.Л Львова, В.Г. Марца, Ф.С. Махова, И.Л. Невского M.B. Полетаевой, В.В. Полукарова, А.Ф. Родина, А.Л Романова, В.Л Сороки-Росинского, Г.И. Фроловой, С.В. Христофорова, Л.Ф. Черкашенинова, С.Т. Шацкого и других.

 

Проблемами и вопросами социализации занимались: Г. Салливан, Дж. Г.

Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Р. Борис, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубенштейн, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, М. Каплан, Д.Р. Келли, А. С. Макаренко, А.В. Мудрик, Д. Мунди, В.А. Сухомлинский и др.

 

Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, по настоящее время существует и мало исследованные области, одна из таких проблем – социализация подростков в сфере досуга. Данной тематике и будет посвящено это исследование.

Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании.

Появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т. д.). На подростка сильное внимание оказывают микро и макро среды, а так же различные социальные институты. «Социализация подростков в сфере досуга» - этому вопросу будет посвящена данная работа. На примере сферы досуга можно наиболее полно раскрыть проблемы подростка возникающие в процессе социализации.

 

Объектом исследования данной работы является – процесс социализации подростков в условиях клубной деятельности.

 

Предметом исследования – влияние сферы досуга на процесс социализации подростков в условиях клубной деятельности.

 

Цель данной работы – определить роль досуга в процессе социализации, а также раскрыть трудности, возникающие у подростков в процессе социализации в условиях клубной деятельности.

 

Задачи работы:

- анализ литературы по данной проблеме;

- раскрыть основные понятия: социализация, досуг и охарактеризовать их;

- изучить особенности подросткового возраста;

- выделить трудности в процессе социализации подростков;

- изучение влияния досуга на процесс социализации;

 

Хочется отметить, что актуальность данной работы подтверждается состоянием семьи и детства в России (увеличение количества неблагополучных, неполных семей, беспризорных и безнадзорных детей), положением социально- досуговых центров (нехватка материальных средств, квалифицированных кадров), а также экономики и политики России на данном этапе развития (наличие различных конфликтов, вопросы по использованию бюджета, и разработка программ по защите детства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теория и методика социализации подростков в условиях клубной деятельности.

1.1 Социализация как социально-педагогическое явление.

Понятие «Социализация».

«Социализация личности» - одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие, как: социализация – это сложный многогранный процесс по:

- усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

- усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально- культурного опыта;

- становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

- включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д. (25., с.23).

  Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.

  В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному,- «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине ХХ века социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

До 60-х годов ХХ века, говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость.

  Многогранный процесс социализации включает в себя как биологические предпосылки (филогенез), так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду (онтогенез) в результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание; социальное общение; овладение навыками практической деятельности; активное переустройство окружающего мира. Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества. Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. Более того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах.

Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле – это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. Социализация же основана на двусторонней активности.

  Резюмируя вышесказанное, попытаемся дать расширенное определение социализации. Социализация – это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде. (7)

Этапы социализации.

В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития. Можно выделить семь этапов.

Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.

Информация о работе Организация досуга как средство социализации подростков в условиях клубной деятельности