Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:45, реферат
Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и как метод поиска новых способов ее (деятельности) выполнения, и как метод эффективного обучения.
– комплекс ролей и функций игроков,
– сценарий,
– правил игры.
Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующего игре. Причем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально.
Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Созданная для его разработки группа специалистов разбирает: каждый этап, фрагмент (желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определяет учебную цель, готовится инструкция каждому игроку и экспертам, определяется полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендуется вводный материал или лекцию, обсуждается порядок использования технических средств и т.п.
Как правило, в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги.
Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов:
реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений, противоречивости критериев принятия решений и т.п.
Трудности при конструировании деловых игр
Большинство
исследователей и разработчиков
деловых игр фиксируют
–
отсутствие общепринятой (или хотя
бы разделяемой большинством исследователей
и практиков) концепции деловой
игры;
–
некритическое заимствование
–
методологические трудности в оценке
эффективности разных видов деловых
игр;
–
трудности воспроизведения и
тиражирования деловых игр, из-за
отсутствия их целостных описаний;
–
опережение эмпирическими разработками
деловых игр их теоретических
описаний.
Отдельно
можно выделить и социально-психологические
«сбои» в деловой игре. Многие из
них вызваны двуплановым характером
игры, когда реальный и условный планы
начинают «конфликтовать». Доминирование
реального плана над условным планом происходит,
если:
а)
личностные отношения вне игры переносятся
в игру;
б)
конфликт, возникший в рамках игровых
ролей, затрагивает отношения и вне игры;
в)
кто-либо из участников игры «использует»
игровые ситуации и взаимоотношения
в группе для «решения» своих
внутренних, глубоко личностных проблем.
Практические
советы преподавателю
как проектировщику
и пользователю обучающих
деловых игр:
1.
Деловые игры достаточно
–
получение целостного опыта выполнения
будущей профессиональной деятельности;
– систематизация в целостную систему уже имеющихся у обучающихся умений и навыков;
–
получение опыта социальных отношений;
– формирование профессионального творческого мышления.
2.
«Внедрение в учебный процесс
хотя бы одной игры… приводит
к необходимости перестройки
всей используемой
В
деловой игре нельзя играть в то,
о чем студенты не имеют представления,
это ведет к профанации деловой
игры. Это означает, что компетентностное
участие обучающихся в игре требует заблаговременной
их подготовки (например, следует предварительно
учить дискуссии, методам анализа ситуации,
методам разыгрывания ролей и т.п.)
3.
Важно избежать крайности
4.
Преподаватель наиболее
5.
Деловая игра требует
6.
Оптимальная продолжительность
деловой учебной игры примерно
4 часа. Такое рамочное время
Литература
1 Щедровицкий П.Г. Организационно-деятельностная игра как метод комплексного социально-психологического исследования.
2 Щедровицкий П.Г. Щукин Н.В. Организация игры и исследование в игре.
3Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма и метод развития коллективной мыследеятельности. — В сб: Нововведения в организации. М., ВНИИСИ, 1983, с. 33-53.
4 Яковлев А.А. Рефлексия и игра. — В сб: Проблемы методологии. М., 1984.
5
http://msk.treko.ru/show_dict_
6
http://navigo.su/index.php?
7
http://rehes.org/lst3/lst3_52.