Организационо-деловые игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:45, реферат

Описание работы

Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и как метод поиска новых способов ее (деятельности) выполнения, и как метод эффективного обучения.

Работа содержит 1 файл

Определение ОДИ.docx

— 29.83 Кб (Скачать)

       – комплекс ролей и функций  игроков, 

       – сценарий,

       – правил игры.  

     Одним из самых сложных этапов конструирования  деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующего игре. Причем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально.

     Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Созданная для его разработки группа специалистов разбирает: каждый этап, фрагмент (желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определяет учебную цель, готовится инструкция каждому игроку и экспертам, определяется полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендуется вводный материал или лекцию, обсуждается порядок использования технических средств и т.п.

     Как правило, в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги.

     Схема сценария может быть описана с  помощью следующих элементов:

     реальное  противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью  позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений, противоречивости критериев принятия решений и т.п.

     Трудности при конструировании  деловых игр

     Большинство исследователей и разработчиков  деловых игр фиксируют следующий  ряд трудностей в использовании  и проектировании деловых игр:  

     – отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой  игры;  

     – некритическое заимствование технологий деловых игр при перенесении  их в разные дисциплинарные практики;  

     – методологические трудности в оценке эффективности разных видов деловых  игр;  

     – трудности воспроизведения и  тиражирования деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний;  

     – опережение эмпирическими разработками деловых игр их теоретических  описаний.  

     Отдельно  можно выделить и социально-психологические  «сбои» в деловой игре. Многие из них вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают «конфликтовать». Доминирование реального плана над условным планом происходит, если:  

     а) личностные отношения вне игры переносятся в игру; 

     б) конфликт, возникший в рамках игровых  ролей, затрагивает отношения и вне игры; 

     в) кто-либо из участников игры «использует» игровые ситуации и взаимоотношения  в группе для «решения» своих  внутренних, глубоко личностных проблем.  

     Практические  советы преподавателю  как проектировщику и пользователю обучающих  деловых игр:  

     1. Деловые игры достаточно трудоемкая  и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:  

     – получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;  

       – систематизация в целостную систему уже имеющихся у обучающихся умений и навыков;

      

     – получение опыта социальных отношений;  

     – формирование профессионального творческого  мышления.

     2. «Внедрение в учебный процесс  хотя бы одной игры… приводит  к необходимости перестройки  всей используемой преподавателем  методики обучения  

     В деловой игре нельзя играть в то, о чем студенты не имеют представления, это ведет к профанации деловой  игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)  

     3. Важно избежать крайности редуцирования  деловой игры, с одной стороны,  к тренажу, с другой стороны,  к азартной игре.  

     4. Преподаватель наиболее активен  на этапе разработки, подготовки  игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.  

     5. Деловая игра требует изменения  отношения к традиционному представлению  о поведении студентов. Главным  становится соблюдение правил  игры. Дисциплинарные нарушения,  с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории)  в деловой игре утрачивают  таковой свой статус.  

     6. Оптимальная продолжительность  деловой учебной игры примерно 4 часа. Такое рамочное время позволяет  компромиссно вписываться в существующую образовательную систему. 
 
 

     Литература

     1 Щедровицкий П.Г. Организационно-деятельностная игра как метод комплексного социально-психологического исследования.

     2 Щедровицкий П.Г. Щукин Н.В. Организация игры и исследование в игре.

     3Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма и метод развития коллективной мыследеятельности. — В сб: Нововведения в организации. М., ВНИИСИ, 1983, с. 33-53.

     4 Яковлев А.А. Рефлексия и игра. — В сб: Проблемы методологии. М., 1984.

     5 http://msk.treko.ru/show_dict_793

     6 http://navigo.su/index.php?option=com_content&view=article&id= 79&Itemid=142

     7 http://rehes.org/lst3/lst3_52.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организационо-деловые игры