Организационная структура учебного процесса и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:36, реферат

Описание работы

Известно, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе у младшего школьника должны сформироваться основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Работа содержит 1 файл

Xc.doc

— 371.00 Кб (Скачать)
 

 

 

Введение

    Известно, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе у младшего школьника должны сформироваться основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. Нужно стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. 

 

1.Групповые технологии 

   По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

    К групповым способам обучения можно отнести:

-  классно урочную организацию;

-  лекционно-семинарскую систему;

-  формы дифференциации учебного процесса;

-  дидактические игры;

-  бригадно-лабораторный метод;

-  метод проектов ;

-  метод Трампа .

   Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

    И.В. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2) Работа в статичных парах.

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5)Фронтально-коллективная  деятельность при активном участии  всех школьников.

   При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

   Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

   Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. 

Классификационные параметры технологии 

По уровню применения: все уровни.

По философской  основе: приспосабливающаяся

По характеру  содержания: проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп

По организационным  формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая

По подходу  к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: диалогическая.

По категории  обучаемых: все категории. 

Концептуальные  позиции 

    Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное  обогащение учащихся в группе;

-   организацию совместных действий, ведущую к активизации учебнопознавательных процессов;

-   распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

-   коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

-   обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;

-   взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

-   рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Особенности организации работы в группах 

   Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс  на данном уроке делится на  группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая  группа получает определенное  задание (либо одинаковое, либо  дифференцированное) и выполняет  его сообща под непосредственным  руководством лидера группы или  учителя;

-  задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав  группы непостоянный, он подбирается  с учетом того, чтобы с максимальной  эффективностью для коллектива  могли реализоваться учебные  возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

   Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

    Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

     При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени  возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику  как со стороны учителя, так и  своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.   

     3.Способы деления учеников на группы 

     Делить  учеников на группы можно разными способами. Например: посадить детей в классе таким образом, чтобы хорошо формировались четвёрки из детей, сидящих по соседству, а можно использовать элементы занимательности. Один и тот же способ деления на группы становится детям не интересным уже при использовании его в третий раз. Планируя групповую работу, учитель составляет список каждой группы, заготавливает соответствующие карточки. На уроке русского языка – это рисунок пунктуационного знака, на уроке окружающего мира рисунок зависит от времени года и изучаемой темы. Также можно использовать геометрические фигуры или карточки разного цвета. Учитель должен заготовить столько комплектов карточек, сколько групп он хочет получить. На перемене в соответствии со списком каждой группы к спинкам ученических стульев или к обложкам дневников крепятся карточки с рисунками. Затем учитель просит посмотреть на рисунок на стуле и сесть за тот стол, где стоит карточка с таким же изображением. Далее проводится работа в полученных группах.   Возможны следующие способы деления на группы:

  1. Расчёт на первый, второй, третий… (Можно использовать на уроке иностранного языка при изучении счёта).
  2. Использование карточек с геометрическими фигурами, изображениями различных  животных, растений, листьев, цветов.
  3. Использование карточек с названиями животных, профессий и так далее.
  4. По первой букве имени или фамилии. Например:

    1-й  стол - буквы А, В.

    2-й  стол – буквы Л, М.

    3-й  стол – буквы П, Ж, Л, Б,  К.

    4-й  стол – буквы Д, С.

  1. Размещение на каждом столе списка с фамилиями и именами членов группы.
  2. Перед началом урока вручение карточки с определённой отметкой.
  3. Приклеивание на спинки стульев до начала занятий карточек с символами или номерами групп.
  4. Группирование членов группы по дням и месяцам рождения.
  5. Угощение конфетами или печеньем стольких разновидностей вкуса или цвета, сколько должно быть групп (используется без предварительного списка групп).

    Используя групповую работу на уроках регулярно, вы поможете детям научиться сотрудничать в группе любого состава. Со временем можно будет просто предложить ребятам поделиться в группы так, как они захотят на данном этапе работать. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

4.Технологический процесс групповой работы  

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача  дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение  заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

3)  Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения), и) Подведение итогов группового задания.

з) Заключительная часть.

к) Сообщение  о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий  вывод о групповой работе и  достижении поставленной задачи.

   Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 единицы. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

    Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.п.

Информация о работе Организационная структура учебного процесса и ее развитие