Опыт реализации образовательных программ в системе многоуровневого образования в Томском государственном университете

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:28, доклад

Описание работы

Одним из центральных и наиболее заметных преобразований в российской высшей школе, связанных с участием в Болонском процессе, является переход на многоуровневую систему образования, аналогичную европейской. Внедрение двухуровневой системы образования в российских вузах, подготовка и выпуск бакалавров и магистров несомненно важнейшее условие, обеспечивающее повышение академической мобильности и формирование единого европейского образовательного пространства. Вместе с тем идеи разработки и внедрения многоуровневого образования в российских университетах появились задолго до появления Болонской декларации.

Работа содержит 1 файл

ExperienceOfRealisationEducationProgramm.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

    Второй  вариант, представляющий собой постепенное  расширение эксперимента по внедрению  многоуровневого образования в  российских вузах, может занять очень  много времени и, в конечном счете, не будет соответствовать условиям и темпам Болонского процесса.

    Третий  вариант основан на многолетнем  опыте ряда российских вузов, в том  числе Томского университета. Он позволяет  сочетать европейскую систему многоуровневого  образования, включающую образовательные программы подготовки бакалавров и магистров, с российской традицией подготовки специалистов (в последние годы появился специфический термин для такой программы – «специалитет»). В структурном отношении такая схема включает подготовку бакалавров (4 года) и затем обучение по программе подготовки специалистов (в течение года) или по программе магистров (в течение двух лет). При этом соотношение контингента обучаемых по программам высшего уровня может быть различно в различных вузах. В университетах с большим объемом аспирантской подготовки и наличием ведущих научных школ прием в магистратуру может быть увеличен. В других вузах целесообразно в основном сосредоточиться на подготовке бакалавров и специалистов. Со временем, возможно, будет развиваться на крупных предприятиях и в фирмах собственные отделы, занятые профессиональным «доучиванием» бакалавров, повышением профессионализма сотрудников. Такая диверсификация институтов образования может быть использована как один из инструментов эффективного управления образованием на федеральном уровне. Реализация такой «синтетической» схемы многоуровневого образования в российских вузах способствовало бы эволюционной («мягкой») модели вхождения России в европейское образовательное пространство, формированию нового понимания содержания и смысла образовательных программ различного уровня, внедрения новых технологий обучения и реализации, в конечном счете, системы непрерывного образования. Очень перспективным для повышения эффективности магистратуры может оказаться проектноориентированный подход к разработке и реализации магистерских программ междисциплинарного характера. Большое значение для повышения академической мобильности может иметь открытость магистерских образовательных программ.

    Таким образом, опыт, наработанный в российских вузах в последние полтора десятка лет свидетельствует о возможности достаточно быстрого и эффективного внедрения в российскую высшую школу многоуровневой системы образования, не противоречащей и соответствующей европейским стандартам образования и сохраняющей традиции российского образования, удовлетворяющей потребности общества и личности в качественном и доступном образовании. 
 

    Статья  опубликована: «Мягкий» путь вхождения российских вузов в Болонский процесс / Под ред. проф. А.Ю. Мервиль // Интернет: Сайт «Межрегиональные исследования в общественных науках» <http://www.iriss.ru/display_project?id=000150072090>. – 19 января 2005 г., Источник: ИНО-Центр.

Информация о работе Опыт реализации образовательных программ в системе многоуровневого образования в Томском государственном университете