Опыт работы по тьюторскому сопровождению участников образовательного процесса в ЦДО. Интеграция зарубежного опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:28, доклад

Описание работы

Необходимость возникновения новой позиции (тьюторской) задается, с одной стороны, изменениями, происходящими в образовании, с другой — индивидуализацией образования, которая предполагает создание реальных условий для выхода каждого субъекта «в процесс образования как в процесс управления своей собственной образовательной траекторией».

Работа содержит 1 файл

Опыт работы по тьюторскому сопровождению участников образовательного процесса в ЦДО.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

     Опыт  работы по тьюторскому  сопровождению участников образовательного процесса в ЦДО. 
Интеграция зарубежного опыта
 

     Необходимость возникновения новой позиции (тьюторской) задается, с одной стороны, изменениями, происходящими в образовании, с  другой — индивидуализацией образования, которая предполагает создание реальных условий для выхода каждого субъекта «в процесс образования как в процесс управления своей собственной образовательной траекторией».  

      В связи с этим возникает новая  позиция в работе методических служб — позиция тьютора, деятельностью которого является сопровождение профессионального развития педагогов.  

      Тьютор  в переводе с английского «tutor»  означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун». В соответствии с материалами исследования истории тьюторской системы И. Д. Проскуровской, впервые тьюторство возникло в виде наставничества в Британских университетах — Оксфорде (XII век) и Кембридже (XIII век). Сегодня тьютор является центральной фигурой, официально признанной частью английской университетской системы. Он определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия ему лучше всего посещать, как составить план учебной работы, следит за подготовкой к экзаменам. Тьютор является самым близким советником студента и помощником во всех затруднениях.  

      В нашей стране тьюторство представлено, прежде всего, в дистанционном обучении как преподавание-консультирование и в школе как сопровождение  индивидуальных образовательных программ учеников. 

      В широком смысле тьютор определяется Т. М. Ковалевой как тот, кто сопровождает процесс освоения деятельности. В определении Н. Рыбалкиной, тьютор — это позиция взрослого, который помогает учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию. В отличие от учителя (знающего конечную точку пути, путь и ведущего по нему), педагога (знающего путь и ведущего по нему), это тот, «кто знает, как искать путь», предметом его заботы становится процесс «формирования знания о способе образования».  

      Как сопровождающий профессиональное развитие, тьютор организует ситуации самоопределения, самоосуществления, самореализации человека в профессии, помогая ему разрабатывать индивидуальные образовательные программы.  

      Так, для осуществления изменения  педагогами собственной деятельности тьютор включает их в такие виды деятельности, как проектная, исследовательская, программно-организованная, за счет чего педагогам удается увидеть проблемы собственной практики, построить пути их решения, создать программы преобразований, связанных с повышением качества образования. При этом тьютор помогает педагогам в развитии потребности и осознании необходимости изменения своей деятельности и построении новой, в организации поэтапного построения педагогами новой деятельности, в организации ее анализа и рефлексии.  

      Для становления новых норм в деятельности педагогов тьютор помогает им анализировать, рефлексировать и конструировать свою деятельность с целью понимания педагогами своих достижений, осознания своих проблем, формулировки задач и корректировки своих действий. 

      Для построения педагогами собственного профессионального образования тьютор помогает им разрабатывать индивидуальные образовательные программы, организует профессиональные пробы и практику, обеспечивает педагогам его профессиональное позиционирование.

Основными функциями тьютора являются: проектировочная, организационно-мотивационная, информационно-консультационная, аналитическая и рефлексивная. Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач.

1. Проектировочная  функция (тьютор-методист, тьютор-член  команды разработчиков):

  • разработка концепции тьюторской программы или события (цель, форма, методы, средства, этапы);
  • разработка содержания, включая учебные материалы (курсы), элементы рефлексии и мотивации;
  • разработка вариантов индивидуальных образовательных программ и вариантов маршрутов;
  • разработка организационно-методической и нормативной документации (положения, инструкции, формы документов и пр.), информационно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс;
  • разработка требований к виртуальной информационно-образовательной среде, создающей условия для социального, образовательного и профессионального самоопределения обучающихся.

2. Организационно-мотивационная  функция (тьюто-фасилитатор, тьютор-координатор,  тьютор-администратор):

  • создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы, стимулирующей учебный процесс, где недопустима критика идей и высказываний обучающихся, навязывание точек зрения и пр.;
  • структурирование коммуникации, обеспечение учебных и содействие в осуществлении социальных контактов между обучающимися;
  • обеспечение обратной связи в виде комментирования действий обучающихся («позитивное подкрепление»);
  • организация решения административных и технических вопросов, возникающих у обучающихся;
  • подготовка к проведению и проведение очных и виртуальных образовательных событий;
  • контроль тиражирования и рассылки итоговых документов.

3. Информационно-консультационная  функция (тьютор-навигатор, тьютор-предметный  консультант, тьютор-консультант  по развитию, тьютор-социальный продюсер):

  • ориентация в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного движения;
  • консультирование и поддержка обучающихся по предмету и помощь им в затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной и/или групповой деятельности;
  • оказание помощи в систематизации полученных теоретических знаний и практических навыков, указание способов трансформации их в будущую профессиональную деятельность;
  • оказание помощи в понимании жизненных и связанных с ними образовательных целей обучающимся, в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в решении проблем личностного, профильного и профессионального самоопределения);
  • информирование обучающегося о наличии мест/ресурсов для приобретения нового образовательного, социального, коммуникативного, профессионального опыта.

4. Аналитическая  функция (тьютор-наблюдатель, тьютор-аналитик):

  • наблюдение и фиксация личностных данных, способностей обучающихся, их планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению;
  • анализ портфолио личностного развития и портфолио достижений обучающихся в процессе и по итогам обучения.

5. Рефлексивная  функция: 

  • организация рефлексивной деятельности на этапах обучения;
  • создание условий для освоения обучающимся рефлексивных навыков и умений «пользоваться принципом самоопределения или рамкой самоопределения в выстраивании представлений о мире, о себе и о планировании своих действий» [3, С. 14].

Принципы информационно-образовательной интернет-среды

Основополагающее  значение для эффективности дистанционного образования имеет то, каким образом  организована информационно-образовательная  интернет-среда. Под информационно-образовательной  интернет-средой понимается комплекс информационного, технического и учебно-методического обеспечения, направленный на достижение обучающимся его образовательных целей. Организация тьюторского сопровождения в данной среде должна соответствовать следующим принципам:

  1. Интерактивность (взаимодействие с тьюторами и экспертами в узких областях знания, взаимодействие с другими участниками).
  2. Избыточность форм и методов обучения (дельностно-рефлексивный характер организации учебного процесса, активные методы, образовательные события).
  3. Разнообразие оригинальных учебно-методических материалов.
  4. Планирование содержания обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории — модулей из системы учебных курсов, образовательных событий и т. д.).
  5. Самоорганизация и самообучение (свобода выбора заданий и способов их выполнения или представления, ответственность за выбор).
  6. Практикоориентированность, «опытное размышление», «обучение в деятельности» (т. е. такое обучение, когда получение знаний связано с решением задач, имеющих практическое значение для обучающегося).
  7. Развитая виртуальная инфраструктура, включающая инструменты для планирования, коммуникации, презентации достижений, саморефлексии и т. д.
  8. Целостность и одновременно использование принципа «спагетти» (видимый хаос, в котором всегда можно найти конец и начало любой деятельности, единая стратегия и взаимосвязь всех частей).
  9. Принцип «репейника», когда совершение какого-либо действия открывает новые возможности, автоматически подталкивая на новые, более сложные действия.
  10. Принцип развития компетентностей (модель «Знать, Уметь, Владеть и Быть»).
  11. Информационно-образовательная интернет-среда, помимо привычных инструментов, обеспечивающих учебный процесс (библиотека учебных материалов, консультации, тестирование и т. д.), должна обязательно содержать следующие инструменты:
  • личная страница;
  • блог, портфолио (для саморефлексии, для сбора достижений);
  • форум, пейджер (для коммуникации);
  • личный календарь (для планирования);
  • галерея (для презентации достижений).

    Содержание  тьюторской работы в ОУ можно разделить на  6 взаимосвязанных блоков или модулей. Она включает в себя:

    1). Работу с  педагогами.

    2) .Организационно-педагогические  мероприятия.

    3). Изучение  состояния и поддержку учебно-воспитательного  процесса.

    4). Взаимодействие  с другими образовательными, общественными , вузовскими и послевузовскими организациями.

    5). Работу с  родителями.

    6) Работу с  обучающимися.

1. Работа с педагогами  ПО:

— составление плана оказания помощи молодым специалистам;

— консультации для педагогов (по плану);

 — планирование работы с педагогами;

 — подготовка педагогов к проведению диагностики развития детей (мониторинг)

 — организация работы творческих групп;

— работа по изучению и обобщению педагогического опыта;

— индивидуальные беседы с педагогами;

— подготовка и проведение педагогического семинара (семинара-практикума);

— консультации для педагогов по вопросам ИКТ компетенции и сетевого взаимодействия;

- обсуждение разработанных  материалов, их оформление и представление  коллективу педагогов ПО;

— подготовка и проведение открытых просмотров;

- проведение открытых  занятий; 

— отчеты педагогов о ходе самообразования; «круглый стол»;

— подготовка всех педагогов к отчетам по выполнению программы за год (в т.ч. «круглые столы», презентации и т.п.);

- помощь педагогом в повышении квалификации. 
 

2. Организационно-педагогические  мероприятия:

— составление и уточнение расписания занятий распорядка работы педагогов ЦДО;

 — определение тематики самообразования педагогов;

— организационная работа с педагогами ЦДО;

- формирование и  открытие группы (опорное учреждение)

— подготовка и проведение открытых занятий

— оформление тематической выставки из опыта работы по тематике семинара-практикума;

— оформление стендов в ЦДО; 

3. Изучение состояния  учебно-воспитательного процесса:

— проверка качества оформления документации;

— подбор методик, схем, графиков для эффективной организации диагностики в начале учебного года;

— работа по изучению и обобщению педагогического опыта;

— подготовка и проведение тематического контроля в соответствии с годовым планом

Информация о работе Опыт работы по тьюторскому сопровождению участников образовательного процесса в ЦДО. Интеграция зарубежного опыта