Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:41, реферат
Анализ психологического климата важен не сам по себе. Целью воспитания является гармоническое развитие личности, которое во многом определяется тем, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Оптимизация социально-психологического климата
педагогического коллектива……………………………………………4
1.1. Понятие о социально - психологическом климате педагогического коллектива……………………………………………………………………...4
1.2. Функции социально- психологического климата………………………6
1.3. Роль психологического климата в жизнедеятельности педколлектива………………………………………………………………….7
1.4. Проблема создания благоприятного психологического климата……...8
1.5. Факторы формирования социально-психологического климата………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
Общественно-политическая ситуация в стране - ясность и четкость
политических и экономических программ, доверие к правительству и пр.
Экономическая ситуация в обществе - баланс между уровнями технического и социального развития.
Уровень жизни населения - баланс между заработной платой и уровнем
жизни, потребительская способность населения.
Организация жизни населения – система бытового и медицинского
обслуживания.
Социально-демографические факторы – удовлетворение потребностей в трудовых ресурсах.
Региональные факторы – уровень экономического развития региона.
Этнические факторы - наличие или отсутствие межэтнического конфликта.
Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в
организации. К микрофакторам относятся:
Объективные - комплекс технических, санитарно-гиггеничсс-:.
управленческих элементов в каждой конкретной организации.
Субъективные (социально-психологические факторы):
а) формальная структура - характер официальных и организационных
связей между членами группы, официальные роли и статусы участников
группы;
б) неформальная структура - наличие товарищеских контактов,
сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства,
индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их
психологическая совместимость.
Важнейшими признаками благоприятного социально-
психологического климата являются:
1) доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу;
2) доброжелательная и деловая критика;
3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов,
касающихся жизнедеятельности коллектива;
4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними
права принимать – значимые для коллектива решения;
5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и
состоянии дел при их выполнении;
6) удовлетворенность принадлежности к коллективу;
7) принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов (Аникеева Н.П., 1989).
Судить о состоянии социально-психологического климата в организации
можно по такому важному показателю, как удовлетворенность –
неудовлетворенность.
Благоприятный климат каждым человеком переживается как
соотношение удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, своей
работой, ее процессом, результатами.
Неблагоприятный климат индивидуально переживается как не-
удовлетворенность взаимоотношениями в педколлективе, с учениками,
администрацией, условиями и содержанием труда. Это, естественно,
сказывается на настроении учителя, его работоспособности и активности, на
его здоровье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологический климат педагогического коллектива в значительной мере влияет на психологический климат ученического коллектива, на формирование личности вообще, на создание благоприятных условий для совместной работы. Социально- психологический климат влияет на психологическую цену профессиональной деятельности учителя.
Эмоциональное благополучие и профессиональная деятельность учителя зависят от их психологического настроя, который, в свою очередь, зависит от
положительного микроклимата, который создается в коллективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
2. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат в коллективе и
личность. - М., 1983.
3. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988. 4. 4. 4. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим
коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – 187 с.
Информация о работе Оптимизация социально-психологического климата педагогического коллектива