Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:41, реферат
Анализ психологического климата важен не сам по себе. Целью воспитания является гармоническое развитие личности, которое во многом определяется тем, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Оптимизация социально-психологического климата
педагогического коллектива……………………………………………4
1.1. Понятие о социально - психологическом климате педагогического коллектива……………………………………………………………………...4
1.2. Функции социально- психологического климата………………………6
1.3. Роль психологического климата в жизнедеятельности педколлектива………………………………………………………………….7
1.4. Проблема создания благоприятного психологического климата……...8
1.5. Факторы формирования социально-психологического климата………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
2
Реферат
Оптимизация социально-психологического климата
педагогического коллектива
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Оптимизация социально-психологического климата
педагогического коллектива……………………………………………4
1.1. Понятие о социально - психологическом климате педагогического коллектива……………………………………………………
1.2. Функции социально- психологического климата………………………6
1.3. Роль психологического климата в жизнедеятельности
1.4. Проблема создания благоприятного психологического климата……...8
1.5. Факторы формирования социально-психологического климата………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, когда придаётся большое значение тому, как происходит социализация личности, возникает острая необходимость в людях владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Общеобразовательная школа не может стоять в стороне от решения этой задачи.
Анализ психологического климата важен не сам по себе. Целью воспитания является гармоническое развитие личности, которое во многом определяется тем, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.
Глава 1. Оптимизация социально-психологического климата
педагогического коллектива.
1.1 Понятие о социально - психологическом климате
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического
климата В. М. Шепель.
Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон:
1) социальный климат, который определяется тем, насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан;
2) моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются принятыми;
3) психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном
контакте друг с другом. Психологический климат - это микроклимат, зона
действия которого значительно локальнее социального и морального климата.
Термин «социально-психологического климат» часто принято ставить в
один ряд с понятием духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения. Социально-психологический климат всегда
характеризуется специфической для совместной деятельности людей
атмосферой психологического и эмоционального настроя и состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния
окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности
или группы проявляется через характер психологической настроенности
людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной
или пессимистичной и т.д.
А.Н. Лутошкин считал, что психологический климат коллектива – это
общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Главным, что образует психологический климат, является эмоциональное состояние или настроение коллектива.
Психический настрой или настроение общности представляет собой
эквивалент динамической структуры психологического состояния общности,
проявляющегося в характере направленности группового внимания и уровня
его эмоциональной тональности.
Духовная атмосфера – это специфическое психическое состояние той
или иной группы людей, проявляющиеся в общении их друг с другом и стиле
совместного поведения. Сама атмосфера может быть достаточно изменчивой и характеризоваться, как правило, высокой степенью подвижности. Атмосфера –это неустойчивая, постоянно изменяющаяся и подчас неуловимая сторона коллективного сознания.
В отличие от понятия «психологическая атмосфера» понятие
«социально-психологического климата» обозначает не те или иные
ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь его
устойчивые черты.
Таким образом, под социально-психологическим климатом
подразумевается преобладающая и относительно устойчивая духовная
атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся как в
отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу».
Понятие «социально-психологический климат коллектива» отражает
характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон
общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением
условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими
факторами (Б.Д. Парыгин).
1.2. Функции социально- психологического климата
Социально-психологический климат выполняет следующие функции:
Консолидирующую. Заключается в сплочении членов коллектива, в
объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных
задач.
Стимулирующую. Состоит в создании «эмоциональных потенциалов»
коллектива (А.Н. Лутошкин), его жизненной энергии, которая
впоследствии реализуется в педагогической деятельности.
Стабилизирующую. Обеспечивает устойчивость внутриколлективных
отношений, создает благоприятные условия для успешного вхождения в
коллектив новых педагогов.
Регулирующую. Реализуется в утверждении прогрессивно-этических норм
взаимоотношений, оценке поведения членов коллектива.
Обратной связи. Функция реализуется в атмосфере коллектива за счет
аккумуляции информации о психическом настрое людей. Духовная
атмосфера коллектива, которая включает в себя как элемент и
непосредственное отношение окружающих к человеку, их оценку его
деятельности, как раз и реализует эту функцию обратной связи.
Социально-психологический климат оказывает положительное или
негативное влияние на личность, эффективность деятельности в силу
сложившихся в коллективе норм отношений между людьми.
Социально психологический климат весьма динамичное образование.
Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в
условиях функционирования коллектива.
1.3. Роль психологического климата в жизнедеятельности педколлектива.
Работа педагога – такой вид трудовой деятельности, который просто
невозможен вне общения. Структура педагогического труда насчитывает, по
мнению психологов, более двухсот компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, либо через живое, непосредственное общение педагогов с коллегами, с детьми осуществляется главное в педагогической работе – воздействие личности на личность. От стиля и форм взаимодействия педагогов зависит их эмоциональный настрой. Очень часто педагог, идя на работу, не может оставить груз домашних проблем, которые пополняются проблемами коллектива. Педагог не всегда может преодолеть свой негативный эмоциональный настрой и «щедро» делятся им с окружающими детьми и взрослыми.
Психологи и педагоги считают, что психологический климат педагогического коллектива в значительной мере влияет на психологический
климат ученического коллектива, на формирование личности вообще, на
создание благоприятных условий для совместной работы. Социально-
психологический климат влияет на психологическую цену профессиональной деятельности учителя.
Таким образом помочь педагогу найти правильные пути взаимодействия с
коллегами, такие пути, которые помогут создать в коллективе такую
психологическую атмосферу, чтобы каждый педагог мог свободно проявлять
свои желания, чувствовать себя значимым членом коллектива. Для этого
эмоциональный настрой педагогического коллектива должен нести
положительный заряд. Итак, можно сделать вывод, что эмоциональное
благополучие и профессиональная деятельность учителя зависят от их
психологического настроя, который, в свою очередь, зависит от
положительного микроклимата, который создается в коллективе.
1.4. Проблема создания благоприятного психологического климата.
Эта проблема изучалась многими отечественными психологами и педагогами. Она разрабатывалась в трудах А.С. Макаренко, Н.П.Аникеева, Р.Х.Жакурова, работах Т.А. Репиной, А.Н. Лутошкина, В.П. Сергеевой.
Одним из наиболее очевидных проявлений благоприятной атмосферы,
способствует продуктивности совместной деятельности людей, является
внимание, расположение, симпатия человека к человеку.
Другим не менее актуальным свойством здорового морально-
психологического климата коллектива является настроение, дух подъема,
жизнерадостности, которое опирается на ясные цели и увлекательные задачи совместной деятельности.
Существенным условием наиболее полного развертывания духовного
потенциала личности в коллективе является и обстановка взаимной
ответственности и требовательности людей друг к другу.
Преобладание и устойчивость атмосферы взаимного внимания,
уважительного отношения к человеку, духа товарищества, сочетающегося с принципиальностью и ответственностью, требовательностью к себе и
другим – таковы основные черты здорового социально-психологического
климата.
Здоровый психологический климат – одним из решающих факторов успешной жизнедеятельности человека во всех сферах общественных
отношений, важнейшее условие формирования личности.
1.5. Факторы формирования социально-психологического климата.
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.
Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся
и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:
Информация о работе Оптимизация социально-психологического климата педагогического коллектива