Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:17, курсовая работа
Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
активизация учебного процесса;
повышение уровня усвоения изучаемого материала;
мотивация учения, её самооценка;
развитие навыков сотрудничества и делового общения.
В своей педагогической деятельности оценивая учащихся, ориентируюсь на уровень усвоения учебного материала, разработанный Бариновой И.И.
1 ступень – усвоение знаний |
1-й уровень – узнавание, запоминание, воспроизведение |
2 ступень – понимание |
2-й уровень – пересказ
текста словами, умение давать
объяснение, делать предложения
о дальнейшем ходе явлений,
использовать полученные |
3ступень – понимание |
3-й уровень – умение
применять ранее усвоенный |
4ступень – анализ |
4-й уровень – умение
расчленять материал на |
5 ступень – синтез |
5-й уровень – умение
школьников комбинировать |
6 ступень – оценка |
6-й уровень – умение
школьников оценивать значение
факта, утверждения, |
Считаю важным заранее довести до учащихся требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не возникает обид и подозрений в пристрастности учителя.
Оценочный лист:
Фамилия, имя |
УЭ-1 |
УЭ-3 |
УЭ-4 |
УЭ-5 |
УЭ-6 |
УЭ-7 |
итог |
оценка |
3. Примерная модель построения учебного курса «История России. 19 в.»
В соответствии с принципом
модульности учебный курс
Последовательность действий построения учебного курса.
Модуль-это укрупненная, по сравнению с традиционной темой, единица содержания и процесса обучения, логически завершенный блок. Расчленение содержания учебного курса на такие блоки должно соответствовать общей цели изучения этого курса и его логической структуре.
Для выделения
модулей и их наименования
используется программа по истории
России. Учебный курс «История
России XIX век» можно разделить
на 8 модулей, вместо 24 тем по программе
в условиях традиционной
Названия модулей
М-0 . Введение в курс. Россия в XIX веке. Общая дидактическая цель курса.
М-1.Россия в царствование императора Александра I (1801-1825гг.)
М-2. Россия в царствование императора Николая I (1825-1855гг.)
М-3. Общественное движение в первой половине XIX века.
М-4. «Золотой век» русской культуры.
М-5.Россия в эпоху реформ Александра II (1855-1881гг.)
М-6. Общественное движение в 1855-1881гг.
М-7.Россия в эпоху контрреформ Александра III (1881-1994гг.)
М-8. Русская культура во второй половине XIX века.
М-R. Резюме (обобщение)
М-К. Контроль (Итоговое повторение).
Названия учебных элементов.
УЭ-0. Введение в модуль. Цель изучения модуля.
УЭ-1.Личность Николая I, его политическая программа и периоды царствования.
УЭ-2. Государственный контроль над обществом и реформы.
УЭ-3.Внешняя политика.
УЭ-R. Резюме, обобщение по модулю.
УЭ-К. Контроль (итоговый по модулю).
У каждого ученика должен быть лист контроля, куда он заносит оценки, полученные за изучение каждого учебного элемента и модуля в целом. Здесь выполняется двойная задача- все учащиеся получают оценки за каждый УЭ, и в тоже время каждый ученик знает, что его работа будет оценена и ее результат повлияет на итоговую оценку за модуль и весь курс.
Изучение курса
в целом завершается
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. В дидактике принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения.
Реализация индивидуального подхода в модульном обучении возможна в нескольких направлениях.
Первое направление – поуровневая дифференциация обучения. Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С. Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.
Второе направление - учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов школьники могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения.
Третье направление - индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.
Четвёртое направление - организация индивидуального контроля. Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на уровне А, В или С. Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний.
Т.о., использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
активизация учебного процесса;
повышение уровня усвоения изучаемого материала;
мотивация учения, её самооценка;
развитие навыков
И как ожидаемый результат – это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
Каждый ученик – активный
субъект своей собственной
Введение модулей в
учебный процесс нужно
Литература
1. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Н.Новгород, 1991.
2. Громкова М.П. Модульное структурирование педагогического знания. - М., 1992.
3. Морозов С. Я постепенно скорость разовью // Народное образование.- 1997.- № 8.- С. 29-32.
4. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе // Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова.
5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе // Новая школа.- 1997.- №5.- С. 18-29.
6. Шибанов В.А. Принципы и правила модульного обучения // Школьные технологии.- 1995. -№ 5.- С.24-36.
7. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения, Каунас, 1989.
8. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии // Директор школы.- 1996.- № 4.- С. 40-44, 88-100.