Одульные технологии обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
активизация учебного процесса;
повышение уровня усвоения изучаемого материала;
мотивация учения, её самооценка;
развитие навыков сотрудничества и делового общения.

Работа содержит 1 файл

bms.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

В своей педагогической деятельности оценивая учащихся, ориентируюсь на уровень  усвоения учебного материала, разработанный  Бариновой И.И.

1 ступень – усвоение  знаний

1-й уровень – узнавание,  запоминание, воспроизведение

2 ступень – понимание

2-й уровень – пересказ  текста словами, умение давать  объяснение, делать предложения  о дальнейшем ходе явлений,  использовать полученные данные  для определения следствия.

3ступень – понимание

3-й уровень – умение  применять ранее усвоенный материал  в новых учебных условиях

4ступень – анализ

4-й уровень – умение  расчленять материал на составляющие  элементы (вычленять части из  целого, устанавливать причины, следствия,  взаимосвязи и т.д.)

5 ступень – синтез

5-й уровень – умение  школьников комбинировать элементы, реорганизовывать информацию из  источников и на этой основе  создавать новый образ (в виде  доклада, схемы, таблицы), писать  творческие сочинения. Решать  проблемы.

6 ступень – оценка

6-й уровень – умение  школьников оценивать значение  факта, утверждения, исследовательских  данных. Умение оценивать ответ  товарища и свой ответ.


     Считаю важным заранее довести до учащихся требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не возникает обид и подозрений в пристрастности учителя.

Оценочный лист:

Фамилия, имя

УЭ-1

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

УЭ-7

итог

оценка 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Примерная модель построения учебного курса «История России. 19 в.»

         В соответствии с принципом  модульности учебный курс предмета  разделяется на определенное  количество модулей. Предлагаю  примерную модель построения  части учебного курса для 10 класса «История России. XIX век».

Последовательность  действий построения учебного курса.

  1. Формирование содержания учебного курса из учебных модулей.

Модуль-это укрупненная, по сравнению с традиционной темой, единица содержания и процесса обучения, логически завершенный блок. Расчленение  содержания учебного курса на такие  блоки должно соответствовать общей  цели изучения этого курса и его  логической структуре.

   Для выделения  модулей и их наименования  используется  программа по истории  России. Учебный курс «История  России XIX век» можно разделить  на 8 модулей, вместо 24 тем по программе  в условиях традиционной организации  обучения, каждый из которых в  свою очередь разделяется на  учебные элементы. Проиллюстрирую сказанное схемой  (условное обозначение: М-модуль)



 

         

Названия модулей

М-0 . Введение в курс. Россия в XIX веке.  Общая дидактическая  цель курса.

М-1.Россия в царствование императора Александра I (1801-1825гг.)

М-2. Россия в царствование императора Николая I (1825-1855гг.)

М-3. Общественное движение в  первой половине XIX века.

М-4. «Золотой век» русской  культуры.

М-5.Россия в эпоху реформ Александра II (1855-1881гг.)

М-6. Общественное движение в 1855-1881гг.

М-7.Россия в эпоху контрреформ  Александра III (1881-1994гг.)

М-8. Русская культура во второй половине XIX века.

М-R. Резюме (обобщение)

М-К. Контроль (Итоговое повторение).

  1. Дальше предстоит наиболее сложная работа – построение самих учебных модулей.

Названия учебных элементов.

УЭ-0. Введение в модуль. Цель изучения модуля.

УЭ-1.Личность Николая I, его  политическая программа и периоды  царствования.

УЭ-2. Государственный контроль над обществом и реформы.

УЭ-3.Внешняя политика.

УЭ-R. Резюме, обобщение по модулю.

УЭ-К. Контроль (итоговый по модулю).

  1. Определение дидактических целей учебных элементов. Они формулируются в каждом УЭ содержания как можно точнее и конкретнее с тем, чтобы можно было выявить степень их достижения в результатах обучения. В целях определяется не только объем предметных знаний, но и уровень их усвоения, умения и навыки, которыми следует овладеть.
  2. Проектирование дидактического процесса, т.е. учебно-познавательной деятельности предполагает использование в модуле соответствующих технологий и методик обучения. Важно создать систему учебных заданий, составленную под уровни усвоения, умения и навыки, обозначенные в целях учебного элемента.
  3. Определение организационных форм обучения и их координация осуществляется на основе каждого модуля с учетом его УЭ. Важно при этом не ограничиваться лекциями, проведением комбинированного урока, а обеспечить оптимальное сочетание разнообразных форм учебного процесса с приоритетом на самостоятельную работу учащихся.
  4. Разработка системы текущего, промежуточного и итогового контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся (на основе анализа выявленных ошибок и затруднений). Этим завершается изучение каждого модуля.

     У каждого ученика должен быть лист контроля, куда он заносит оценки, полученные за изучение каждого учебного элемента и модуля в целом. Здесь  выполняется двойная задача- все учащиеся получают оценки за каждый УЭ, и  в тоже время каждый  ученик знает, что его работа будет оценена и ее результат  повлияет на итоговую оценку за модуль и  весь курс.

    Изучение курса  в целом завершается обобщающим  резюме и проведением итогового  зачета с учетом результатов  текущего, промежуточного и итогового  контроля по каждому модулю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. В дидактике принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения.

Реализация индивидуального  подхода в модульном обучении возможна в нескольких направлениях.

Первое направление – поуровневая дифференциация обучения. Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С. Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.

Второе направление - учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов школьники могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения.

Третье направление - индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.

Четвёртое направление - организация индивидуального контроля. Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на уровне А, В или С. Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний.

Т.о., использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих  целей:

активизация учебного процесса;

повышение уровня усвоения изучаемого материала;

мотивация учения, её самооценка;

развитие навыков сотрудничества и делового общения.

И как ожидаемый результат  – это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать  и обобщать их.

Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика – это позиция  полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все  этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей.

Введение модулей в  учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно  использовать традиционную систему  с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Н.Новгород, 1991.

2. Громкова М.П. Модульное структурирование педагогического знания. - М., 1992.

3. Морозов С. Я постепенно  скорость разовью // Народное образование.- 1997.- № 8.- С. 29-32.

4. Педагогические технологии: что это такое и как их  использовать в школе // Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова.

5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе // Новая школа.- 1997.- №5.- С. 18-29.

6. Шибанов В.А. Принципы  и правила модульного обучения // Школьные технологии.- 1995. -№ 5.- С.24-36.

7. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения, Каунас, 1989.

8. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии // Директор школы.- 1996.- № 4.- С. 40-44, 88-100.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Одульные технологии обучения