Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 22:34, контрольная работа
Одиночество – одна из основных социальных проблем, являющихся предметом социальной работы, а социальная работа – один из важнейших инструментов для устранения или хотя бы для облегчения этой социальной болезни. Среди средств борьбы с одиночеством – социально-психологические: личностная диагностика и выявление индивидов с повышенным риском одиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения, психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектов одиночества и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения, формирование у клиентов новых социальных связей и пропаганда новых интересов взамен утраченных, например в результате развода или овдовения, и т.д.; социально-медицицинские: воспитание навыков самосохраняющего поведения и преподавание основ здорового образа жизни.
Введение………………………………………………………………
Что такое одиночество? .........................................................................
1.Одиночество – психическое заболевание………………………
2.Одиночество – отсутствие общения………………………………
2. Как жить в одиночестве? …………………………………………...
3. Преодоление одиночества…………………………………………..
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………
Среди личностных
образований, детерминирующих постановку
целей, она специально выделяет мотивацию
общения, которая обусловливает
трудности межлюдского
Вместе с тем Е.В. Улыбина совершенно обоснованно утверждает, что структура межличностного общения должна рассматриваться со стороны внутренней (побуждения к действию) и внешней (средства, способы) коммуникации. В реальных актах общения эти стороны взаимосвязаны. Можно также достаточно обоснованно различать трудности, имеющие мотивационную детерминированность, и трудности, возникающие из-за несовершенства средств общения. Человек может из-за различных личностных особенностей вызвать у партнера отрицательную эмоциональную реакцию, общение с ним может препятствовать удовлетворению значимых для этого человека потребностей. В этом случае трудности будут иметь внутреннюю природу, а инструментальные аспекты общения будут играть вторичную, служебную роль и обеспечивать психологическую защиту.
Будучи
тесно связанным, мотивационные
и инструментальные аспекты общения
относятся, однако, к различным уровням,
а это предполагает однонаправленную
детерминированность низшего
Бесспорно,
мотивационно-смысловые
Как и всякое действие, коммуникативной акт включает в себя прежде всего анализ ситуации общения, построение адекватного представления о партнере. Эффективность этой части коммуникативного акта определяет и эффективность действия в целом.
Одним из
проявлений неэффективности
В состав инструментальных аспектов общения входит и умение адекватно выражать свои мысли, выбирать способ коммуникации в соответствии с особенностями партнера и обстановка в общения, а это, в частности, должно опираться на понимание партнера и ситуации в целом.
Являясь следствием инструментальных трудностей, непонимание партнера отражается на смысловом уровне в формировании определенного отношения к нему. Факты свидетельствуют о том, что люди, общение с которыми затруднено на инструментальном уровне, воспринимаются негативно.
Трудности в общении могут возникать также из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образа мира – природу, общество, человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп применительно к общению выражается в неодинаковом уровне развития и проявления познавательных процессов при контактах с другим человеком, неодинаковом запасе и характере переживаний, неодинаковом богатстве поведенческих форм. Все это по-разному будет сопряжено с мотивационно-потребностной сферой, которая в каждой группе отличается своей спецификой.
В.А. Лабунской исследовались типы структур психологниских трудностей общения. Были выявлены их «поля», возникающие как по инициативе партнера, так и приписываемых себе, и прослежены их различия. Используя в качестве основного принципа наименования структуры трудностей общения статистически значимое преобладание степени оценки того или иного фактора в общей структуре трудностей, ученая выявила следующие типы структур: «социально-перцептивный - условия общения»; «экспрессивно-речевой - социально-перцептивный»; «формы обращения - условия общения»; «социально-перцептивный - отношения-обращение» и др.
Выделенные
типы структур психологических трудностей
общения свидетельствуют о
В.А. Лабунская
фактически показала, что общение
по-разному деформируется
В познавательном плане эгоцентризм связан с приверженностью к известному способу решения проблем, к своему приему рассуждений и доказательств, а это приводит к неспособности человека изменить познавательную перспективу, взглянуть иными глазами на других людей.
В эмоциональном плане он вызывается обращенностью к своим чувствам и нечувствительностью к переживаниям других людей. Диагностировать его можно по низкой степени эмпатии и неадекватности эмоционального тона во взаимодействии.
В поведенческом плане эгоцентризм проявляется в виде нескоординированности действий с партнером.
Т.Н. Пашукова
с помощью эгоцентрического проективного
теста Т. Сцустровой выявила два
типа эгоцентрической
Т.В. Ивановой
установлено, что в характерах людей,
испытывающих трудности в общении,
обнаруживается комплекс лабильных, сензитивных,
астеноневротических черт, что свидетельствует
о присущей им чрезмерной впечатлительности.
Имея потребность в дружеском общении,
они не могут реализовать ее в следствии
своей исключительной робости и застенчивости.
Вначале они производят впечатление крайне
сдержанных, холодных, скованных, что также
затрудняет их контакты с окружающими.
На личностном уровне анализа у этой группы
обследуемых Т.В. Ивановой были обнаружены:
повышенный уровень тревоги, эмоциональная
неустойчивость высокий самоконтроль
поведения, экстернальность.
Третий уровень анализа составил особенности образа «Я» и самооценки у этой категории лиц. У них был отмечен высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При опросах они говорили о своей замкнутости, интервертированности, застенчивости, зависимости, конформности.
Образ «Я» лиц этой группы включал такие параметры, как заниженная индивидуальная и социальная самооценка. Свой образ представлялся им пассисным, простым. Вместе с низким уровнем активности и способности «Я» к изменениям такое строение образа «Я» приводит к тому, что субъект становится закрытым для воспитания нового опыта, который мог бы изменить стиль его поведения и общения, и продолжает продуцировать низкоэффективные формы коммуникативной деятельности.
В.Н. Петровский (Ростов-на-Дону) психологически тонко раскрыл специфические трудности общения с лицами, у которых ярко выражена тревожность. Он показал, что тревожность, возникшая вследствие «нецелостности», «безобразности», «слабости» «Я» или диерархизации мотивационной системы индивида, может приводить к ослаблению «внутреннего контура» контроля его коммуникативной активности.
«Не
находя себя в себе», «
Специфика активности «тревожного» состоит в предпочтении или инициации им форм деятельности и общения, обеспечивающих обратную связь с высокой вероятность содержания оценок, мнений о нем. При этом общение такого человека может оказаться насыщенным противоречивыми выразительными формами и характеристиками его активности, в своей совокупности «транслирующими тревожность на собеседника», «размывающими» внешнее выразительное поведение «тревожного», а в конечном счете затрудняющими общение с ним. Это, в частности:
- инициирование
«тревожным» оценок и
- вызывающая,
бравирующая искусственность
- снижение интереса к общению, если оно не содержит оценок активности «тревожного» или не позволяет ему такие оценки инициировать у окружающих, к которым он может одновременно проявлять рефлексивное внимание, принимающее иногда грубые формы лести.
Еще одну трудность, относящуюся к рассматриваемому виду, анализирует В.Н.Куницина - это застенчивость, которая представляет собой личностное свойство, возникающее в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и психологического напряженья и психологического дискомфорта.
При этом
застенчивые по своим личностным
и коммуникативным свойствам
не являются однородной группой. Среди
них выделены неадаптированные (особо
застенчивые и шизоидные
К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся, кроме застенчивости, аутистичность, отчужденность, одиночество, чрезмерная сензитивность, истероидность, невротизация. Невротизированные люди и лица с низкой саморегуляцией объединяются в группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся.
Природа и содержание трудностей общения, испытываемых застенчивыми, аутистичными, глубоко невротизированными и неадаптированными лицами, утверждает далее Куницина, имеет некоторые общие черты, что позволяет говорить о синдроме трудностей.
Освещая
индивидуально-психологические
Трудности
общения могут быть рассмотрены
с позиций медицинской
Ряд исследователей
с помощью личностных методик
рассмотрели особенности
Особую
форму трудностей при общении
с окружающими испытывают лица, страдающие
легоневрозами. в нашей лаборатории их
с успехом исследует и снимает Ю.Б. Некрасова.
Своей многолетней работой с пациентами
она убедительно показала, что у каждого
их них свой комплекс неполноценности,
который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности
притязаний в сфере коммуникаций, деформирует
отношение личности легоневротика к другим
сторонам его бытия. Возвращая с помощью
уникальной методики нормальную речь,
Ю.Б. Некрасова выводит на новый высокий
уровень развития личность бывшего легоневротика,
и у него капитально реконструируется
отношение к самому себе, изменяется на
положительное и отношение к другим людям,
а общение с ними начинает проходить, как
правило, на фоне стенических чувств.
Информация о работе Одиночество как социальное положение и психологическое состояние