Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:18, реферат
В данной работе автор рассматривает такие вопросы: функции контроля и оценки, историю оценки знаний, недостатки системы и ошибки учителей, основные требования системы оценивания знаний учащихся, отметка как количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся и каковы функции оценок в обучении
8) Контроль и оценка, не несут информацию о потенциальных возможностях ученика, его творческих способностях, мышлении.
9) Не берутся во внимание мотивы учения школьников.
Мотивы учения - сложное психологическое образование, и очень часто школьник сам не может ясно осознать тот мотив, который лежит в основе его учебной деятельности. Например: ученик блестяще ответил урок и полу чает заслуженную пятерку. В большинстве случаев для учителя особого значения не имеет, какой побудитель лежал в основе добросовестного отношения ученика к учению - желание самоутвердиться, получить одобрение со стороны учителя, одноклассников или похвалу и награду от родителей.
10) Оценивание знаний осуществляется по конечному результату, что является показателем качества учебного процесса в школе.
Оценка знаний в этом случае отражает процент отлично успевающих, хорошистов, слабоуспевающих и плохо успевающих и является главным показателем работы учителя, школы в целом.
Оценка знаний по результатам вызывает определенные ложные установки и у учащихся: «Ориентация учителя только на знания, а не на процесс их приобретения порой приводит и самих учащихся к узкопрагматической установке: получить правильный результат без освоения и анализа способов работы, с помощью которых этот результат может быть получен» (А.К. Маркова).
Предлагаем познакомиться с основными требованиями «Системы оценивания знаний учащихся.
Основные требования
системы оценивания знаний учащихся:
1) Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
2) Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стантартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вер бальной.
3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,
4) Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности).
5) Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.
6) Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.
7) Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.
«Жить — значит оценивать», — сказал в свое время Ф. Ницше. Фраза многозначная, но одно из ее значений напрямую связано с обсуждаемой темой. Жить, действовать, включаться в активные, субъектные отношения с миром — значит постоянно оценивать то, что делаешь, и то, что происходит вокруг. Любое осмысленное действие предполагает его последующую оценку как минимум — самим автором, очень часто — окружающими.
Нормальное обучение, то есть обучение, существующее для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Другое дело, что совершенное ребенком действие должно быть оценено в полной мере — разнообразно и с различных сторон.
Оценка должна решать, как минимум, три важные задачи:
1.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
Это первая задача. Ученик выполнил определенную учебную работу. Для того чтобы можно было поставить точку на этом этапе и перейти к следующему, необходимо оценить эту работу с точки зрения результата, самого процесса и субъективного состояния.
Если ребенок находится на такой стадии своего психологического развития, что является субъектом своей учебной деятельности, все эти оценки значимы для него, и он сам стремится их сформировать.
Если учеба отчуждена от ребенка, то есть он является объектом педагогических воздействий учителя, то учитель и формулирует ему все эти оценки. И очень важно, как он это делает.
Если учитель не заинтересован в том, чтобы ученик в результате всетаки присвоил учебный процесс, превратил его в собственную деятельность, он четко сформулирует оценку результата работы ученика и на этом остановится. В обратном случае учитель не будет давать оценки сам, но организует ситуацию так, чтобы ребенок сумел оценить свою учебную работу и с точки зрения результата, и с точки зрения процесса, и в субъективном, эмоциональном аспекте.
2.ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
Это вторая задача. Всесторонняя оценка позволяет развиваться и самому человеку, и его деятельности: стимулирует, дает возможность исправить совершенные ошибки, сделать работу более цельной и последовательной, увидеть личный смысл проделанного. Хорошая оценка — это старт для новой продуманной активности человека.
3. СРАВНЕНИЕ
Наконец, третья задача оценки — сравнение. Сравнение с самим собой, с эталоном, с конкретными людьми.
В данном случае человек помещает свое «Я» в разные системы координат и осуществляет сравнительную оценку своих достижений. Существующую систему школьного оценивания можно обвинить в явном социально-сравнительном уклоне, поэтому многие готовы удариться в другую крайность. Предлагается вообще отказаться от оценок, сравнивающих одного ученика с другим или с некоторым стандартом. Предлагается полностью перейти на другую систему: сравнивать ребенка с самим собой, отслеживать динамику его личных достижений. Я — за разнообразие сравнительных оценок.
С СОБОЙ И С ДРУГИМИ
Человеку очень трудно не сравнивать себя с другими. Так устроена созданная нами цивилизация, и в одночасье это не изменить. Да и нужно ли к этому стремиться? Да, личностный рост человека во многом обеспечивается тем, что человек стремится к постоянному продуктивному изменению, качественному и количественному наращиванию своих личных возможностей. И в этом ему может помочь сравнение с самим собой — вчерашним, позавчерашним и т.д.
Нужно всемерно развивать такую систему педагогической диагностики, которая позволяла бы ребенку оценивать себя с точки зрения динамики собственных достижений. («Вот столько ошибок на это правило у тебя было неделю назад. Вот столько их у тебя за эту неделю». Или: «Мы с тобой видим, что в течение всей четверти лучше всего дело у тебя обстояло с решением задач, хуже — с усвоением правил, еще хуже — с изложением теории»).
Итак, обучение не может быть безоценочным. Периодически оно может быть «безотметочным», но тогда нужно особенно тщательно продумывать форму трансляции ребенку внешних оценок его деятельности.
Отметка как количественный
измеритель уровня знаний и умений
учащихся
Условным отражение оценки
является отметка, обычно выраженная в
баллах.
В отличие от других способов оценивания,
отметки учащихся фиксируются в школьной
документации - классных журналах, протоколах
экзаменов, ведомостях, а также в личной
документации учащихся - дневниках, свидетельствах,
аттестатах, специально выдаваемых справках.
Исторический анализ показал,
что зачастую под отметкой в российском
образовании понималась оценка и наоборот.
Шкала отметок и жестка и формальна. Её
главная задача – установить уровень
(степень) усвоения школьником единообразной
государственной программы образовательного
стандарта. Она проста в использовании,
понятна всем субъектам образовательного
процесса.
Оценка же может быть максимально разнообразной,
вариативной. Главная задача оценки (и
в этом ее основное отличие от отметки)
– определить характер личных усилий
учащихся, установить глубину и объем
индивидуальных занятий, содействовать
корректировке мотивационно-потребностной
сферы ученика, сравнивающего себя с неким
эталоном школьника, достижениями других
учащихся, самим собой некоторое время
назад. Этой задачи отметка не решает.
Оценка всегда направлена
«во внутрь» личности школьника, а отметка
обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна,
отметка – подчеркнуто формализована.
Еще одним спорным вопросом в теории и
практике школьного образования является
проблема объективности школьных бальных
оценок. В методике преподавания считается,
что для объективного оценивания ответа
ученика требуется лишь строго следовать
заданным нормам, которые содержатся в
«Программах средней общеобразовательной
школы». Однако, даже первоначальный анализ
выявляет размытость норм отметок, к тому
же, в указанной инструкции нет ни одного
количественного критерия. О какой объективности
может идти речь?
В официальной педагогике
считается, что на оценку не должны влиять
настроение учителя, личная симпатия к
ученику или антипатия.
Исследования показали, что объективность
выставляемых отметок зависит от мастерства
учителя, т.к. опытные учителя имеют в своем
арсенале много методических приемов
и средств и способны учитывать большое
количество факторов (критериев) при оценке.
Итак, отметка, являясь частным случаем
оценки, несет на себе в учебно-воспитательном
процессе все ее функции, как-то: стимулирующую,
ориентирующую, контролирующую, прогностическую,
мотивационную, воспитывающую и др.
Вместе с тем, являясь самостоятельным
феноменом в учебном процессе, отметка
выполняет и специфические функции. Рассмотрим
их (см. приложение 1).
Отметка, в отличие от других форм педагогической
оценки, обладает юридической силой. Эта
функция отметки усиливается в связи с
отменой в настоящее время в учебных заведениях
характеристик учащихся. Аттестат с отметками
является единственным документом, при
получении которого учащиеся имеют право
сдавать экзамены в высшие учебные заведения.
Ряд авторов отмечают, что отметка
выполняет социальную функцию: благодаря
отметке ребенок начинает сознавать общественный,
государственный смысл учения, в результате
чего он начинает вкладывать этот общественный
смысл в понятие своего долга перед родителями,
школой, обществом. Это способствует формированию
у ребенка общественного сознания.
Являясь показателем успешности учебной
деятельности школьников, отметка вместе
с тем выступает как характеристика деятельности
учителя как методиста и предметника.
Анализ отметок учащегося по отдельной
учебной дисциплине выявляет следующую
динамику успеваемости: растущая, колеблющаяся
падающая, стабильная. По А.П. Беляевой,
при правильном соотношении объема, сложности
изучаемого учебного материала и времени,
отведенного учителем на его изучение,
динамика успеваемости школьников должна
быть стабильной или растущей.
Выявленные отклонения позволяют выявить
недостатки в структуре учебной деятельности,
критические темы. Учет успеваемости по
изученной теме позволяет учителю сделать
вывод о работе отдельных учащихся и класса
в целом.
Л.И. Божович, анализируя динамику отметок,
считает, что многовершинность кривой
отметок, ее подъем в конце четверти свидетельствует
о доминировании мотива отметки и является
показателем «погони за отметками».
Таким образом, отметка - самостоятельный
феномен в учебно-воспитательном процессе,
призванный выражать успеваемость учащихся.
Заключение
Оценки и отметки являются неотъемлемой составной частью учебного процесса. Без оценки каждый процесс усвоения невозможен. Проблеме оценки учитель должен уделять особое внимание, так как оценка имеет существеннейшее значение для развития личности младшего школьника.
Оценка не тождественна отметке. Их различение является важным условием психологически грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка - это процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах.
Оценки в обучении выполняют следующие функции:
Богатый опыт
многих поколений учителей говорит
о том, что для овладения учащимися
прочными знаниями и умениями необходимо
осуществлять их контроль и оценку.
Посредством оценок учитель воспитывает
школьников, влияет на их отношение
к учебе, работоспособность и
требовательность к себе. Он развивает,
если делает это правильно, их внимательность,
настойчивость и прилежание, позволяет
по-настоящему оценить свою успеваемость
и успеваемость других. Воспитывает
в должной мере их самосознание,
формирует мотивацию
Информация о работе Оценка и отметка в современной образовательной системе