Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:18, реферат
В данной работе автор рассматривает такие вопросы: функции контроля и оценки, историю оценки знаний, недостатки системы и ошибки учителей, основные требования системы оценивания знаний учащихся, отметка как количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся и каковы функции оценок в обучении
Оценка и отметка в современной образовательной системе
Есть такие педагогические темы, вокруг которых общественный шум никогда не утихает, ничего не меняя по существу. Школьные отметки — несомненно, из их числа. Нужны ли они? Какие критерии должны стоять за школьными отметками? В каком конкретно виде оценки и отметки должны даваться ребенку? Эти и многие другие вопросы не теряют своей актуальности многие десятилетия.
«Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее» (Б.Г. Ананьев)
«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В.А. Сухомлинский)
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу. При этом в самом трудном положении оказывается учитель.
В начале 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования закономерно возник вопрос о необходимости совершенствования существующей пятибалльной (в реальности 3-х бальной) системы отметок.
«Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса» (В.М. Полонский)
«Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения косвенными, а с другой - насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Вот это - та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью от меток» (Ш.А. Амонашвили)
«Главные противоречия и недостатки существующей системы контроля и оценки учебной работы у учащихся показывают, что эта система, унаследованная нами от старых времен, давно устарела и требует замены» (Л.М. Фридман)
Таков разброс мнений о школьной оценке в психолого-педагогической науке и школьной практике.
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся 'понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требования ми программы. В практике работы школы используются отметки и оценки. Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понимается оценка и наоборот.
«Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.
«Оценка» - это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
«Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.
Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний.
Оценка должна предшествовать отметке.
Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение).
Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школь ного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.
Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.
Отметка выводится из оценки.
Отме́тка (Оценка) в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.
Отметка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.
Немного истории
В школах России и стран СНГ приняты циферные отметки (чем выше — тем больше цифра). При этом в России существует пятибалльная система, унаследованная от СССР, на Украине — двенадцатибалльная, в Молдавии, Белоруссии и Латвии ввели 10-балльную шкалу. Как правило, в пятибалльной системе первая цифра (1) не использовалась и более распространена для оценки нижнего уровня знаний — 2. Кроме того, неофициальными оценками (в тетрадях, школьных дневниках), расширяющими имеющуюся пятибальную систему были + и — (например, 5+ означало наивысший возможный результат, однако в школьный журнал ставилась только 5).
При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций: "отлично" ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.
"Хорошо" ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной-двух).
"Удовлетворительно" - за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.
"Неудовлетворительно" - за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе.
Проблема оценки знаний очень актуальна. Многие преподаватели к пятибалльной оценке прибавляют " + " или "-", получается как бы 10-балльная система. В качестве примера можно прибегнуть к следующей десятибалльной шкале:
1 - нет знания предмета,
2 - очень плохие знания,
3 - плохие знания,
4 - неудовлетворительные знания,
5 - малоудовлетворительные знания,
6 - удовлетворительные знания,
7 - недостаточно хорошие знания,
8 - хорошие знания,
9 - очень хорошие знания,
10 - отличные знания.
Такая система облегчила бы конкурсный отбор абитуриентов, а у студентов при ее применении повышается мотивация, появляется больше возможностей проявить себя как личность. Заслуживает внимания оценочная шкала в дореволюционных средних учебных заведениях и за рубежом. Так, например, в Мариинском институте благородных девиц существовала дифференциация четверки: хорошие знания, очень хорошие, весьма хорошие.
В Доминиканской Республике на курсах испанского языка применяется 100-балльная система.
С 2008 года в России был внедрен обязательный ЕГЭ (Единый государственный экзамен) для выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования (ПТУ, профессиональный лицей и др.), среднего профессионального образования (техникум, колледж и др.) и абитуриентов, поступающий в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования. Для него была принята стобалльная система оценки.
В США принята буквенная система отметок (от лучшей A до худшей F), а также рейтинговая система. В Германии шестибалльная система имеет противоположное, по сравнению с Россией, направление оценивания (1 — лучшая оценка).
Учитель, ставя отметку в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегриро ванным показателем:
На практике мы наблюдаем обратную картину: учи теля в начале ставят учащимся от метки и лишь затем комментируют их. Это не верно. Более того, комментарии часто носят краткий, свернутый характер.
Ведь смысл комментирования отметок, а если быть точным - оценочных суждений учителя, заключается,
во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика,
во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним,
в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Ученик ведет оценку своих знаний (во время опроса, при вы полнении письменных, контрольных работ) параллельно с учителем. Как показывают исследования, учащие ся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учите ля не совпадают. Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем ре же он соглашается с учительской оценкой. Несовпадение собственной оценки с учительской у средне - и слабоуспевающих учащихся говорит о неадекватности их самооценки, завышен ном представлении о собственных познавательных возможностях.
Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки.
Небезынтересной является
Позиция педагога в ситуации не согласия ученика с учительской отметкой
Недостатки системы и ошибки учителей.
Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного и субъективного характера, к последним можно отнести - ошибки учителей.
Остановимся на этих недостатках
1) Традиционный контроль,
Проводится главным образом в форме опроса, является выборочным и случайным:
«Успевающих школьников учитель вызывает отвечать на уроке чаще, чем неуспевающих, даже в тех случаях, когда неуспевающий школьник вызывается отвечать сам, выбор учителя чаще останавливается не на нем, а на его успевающем однокласснике» (Р.Берне).
Такое отношение со стороны учителя имеет для слабоуспевающего школьника печальные последствия.
«Естественно предположить, что с течением времени неуспевающий учащийся привыкает к такому обращению и все реже поднимает руку, даже если он готов ответить на вопросы, которые учитель ставит перед классом» (Р.Берне)
2) В момент опроса создается нервно-напряженная обстановка, обусловленная боязнью отдельных учеников быть вызванными к доске.
О психологическом состоянии учеников «со страхом ожидающих вопроса учителя, делаемого для того, чтобы против воли принуждать детей следить за преподаванием», писал еще Л.Н. Толстой, создавший оригинальную систему обучения в яснополянской школе, основанную на принципах свободного воспитания, исключающую всякое насилие и принуждение, отвергающую контроль и оценку знаний учащихся.
3) Внешний контроль и оценка (со стороны учи теля) препятствуют формированию самоконтроля и самооценки.
4) Традиционные формы контроля, не учитывают рациональность учебной деятельности учащихся: приемы и способы, обеспечившие усвоение учебного материала.
Разные учащиеся используют различные способы усвоения учебного материала. Один ученик усваивает новый материал путем многократного повторения (механическое запоминание), а другой - используя рациональные (логические) приемы - составляет краткий или развернутый план изложения, выделяет основные мысли в тексте, проговаривает во внутреннем плане содержание пара графа и т.д.).
5) На процесс оценивания знаний не влияет качество работы самого учителя. Это, возможно, связано с убежденностью учителя в безупречности своей обучающей деятельности. Если учащиеся не овладевают знаниями на должном уровне, рассуждает такой учитель, то это только вина самих учащихся, следствие отсутствия у них интереса и прилежания к учебному труду.
Доказано, что если у учителя в классе не успевают несколько учеников, то причину надо искать в самих учащихся; если же неуспевающими являются много учеников, то причина скорее заключена в плохой организации процесса обучения, сложных взаимоотношениях между педагогом и деть ми.
6) Учителя, (сами не желая), предвзято (субъективно) относятся к раз личным учащимся.
Субъективный подход к учащимся проявляется в частности в том, что одна и та же работа, выполненная разными учащимися, учителем оценивается с разностью в 2-3 балла. Этот недостаток генетически не зало жен в природе самой оценки, а является следствием ошибок учителей.
7) Наличие различных объектов контроля и оценки:
Информация о работе Оценка и отметка в современной образовательной системе