Обзор парциальных
программ
ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА»
(Р. Б. Стеркина, О. Л.
Князева, Н. Н. Авдеева)
Программа предполагает
решение важнейшей социально-педагогической
задачи - воспитания у ребенка навыков
адекватного поведения в различных
неожиданных ситуациях. Разработана
на основе проекта государственного
стандарта дошкольного образования.
Содержит комплекс материалов, обеспечивающих
стимулирование в дошкольном детстве
(старшем дошкольном возрасте) самостоятельности
и ответственности за свое поведение.
Ее цели — сформировать у ребенка
навыки разумного поведения, научить
адекватно вести себя в опасных
ситуациях дома и на улице, в городском
транс порте, при общении с
незнакомыми людьми, взаимодействии
с пожароопасными и другими предметами,
животными и ядовитыми растениями;
способствовать становлению основ
экологической культуры, приобщению
к здоровому образу жизни. Программа
адресована воспитателям старших групп
дошкольных образовательных учреждений.
Состоит из введения и шести разделов,
содержание которых отражает изменения
в жизни современного общества и
тематическое планирование, в соответствии
с которыми строится образовательная
работа с детьми: «Ребенок и другие
люди», «Ребенок и природа», «Ребенок
дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное
благополучие ребенка», «Ребенок на улице
города». Содержание программы оставляет
за каждым дошкольным учреждением право
на использование различных форм
и методов организации обучения
с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей детей, социокультурных
различий, своеобразия домашних и
бытовых условий, а также общей
социально-экономической и криминогенной
ситуации. В силу особой значимости
охраны жизни и здоровья детей
программа требует обязательного
соблюдения основных ее принципов: полноты
(реализации всех ее разделов), системности,
учета условий городской и
сельской местности, сезонности, возрастной
адресованности.
Рекомендована Министерством образования
РФ.
ПРОГРАММА
«Я, ТЫ, МЫ»
(О. Л. Князева, Р. Б.
Стеркина)
Предлагаемая
программа актуальна для всех
видов дошкольных образовательных
учреждений и может эффективно дополнять
любую программу дошкольного
образования. Обеспечивает базовый (федеральный)
компонент государственного стандарта
дошкольного образования. Разработана
в целях восполнения существенного
пробела в традиционном отечественном
образовании, связанном с социально-эмоциональным
развитием ребенка дошкольного
возраста. Направлена на решение таких
важных задач, как формирование эмоциональной
сферы, развитие социальной компетентности
ребенка. Программа помогает также
решить комплекс образовательных задач,
связанных с воспитанием нравственных
норм поведения, умения строить свои
взаимоотношения с детьми и взрослыми,
уважительного отношения к ним,
достойного выхода из конфликтных ситуаций,
а также уверенности в себе,
умения адекватно оценивать собственные
возможности.
Рекомендована Министерством образования
РФ.
ПРОГРАММА
«ОТКРОЙ СЕБЯ»
(Е. В. Рылеева)
Посвящена важнейшей
проблеме современного дошкольного
образования - индивидуализации личностного
развития детей двух - шести лет
и неразрывно связанной с ней
задачей развития самосознания у
дошкольников средствами речевой активности.
В основе программы лежат принципы
гуманистической психологии и строящаяся
на них авторская технология, позволяющая
персонализировать образовательное
содержание, сделать его более
гибким, адекватным запросам и интересам
детей с разным уровнем развития
личности и способностей. Охватывает
несколько ведущих направлений
государственного стандарта дошкольного
образования: «Речевое развитие», «Развитие
представлений о человеке в истории
и культуре», «Развитие естественнонаучных
представлений», «Развитие экологи
ческой культуры». Имеет блочное
строение, концентрическую компоновку
учебного материала, позволяющую детям
избирательно усваивать учебное
содержание программы. Основные тематические
блоки программы: «Я такой», «Мир людей»,
«Мир нерукотворный», «Я могу» —
обеспечивают формирование представлений
о значимых сферах жизнедеятельности
человека, позволяют провести коррекцию
самооценки, подготовить детей к
самостоятельному преодолению трудностей.
Программой предусматривается возможность
активного включения в педагогический
процесс родителей воспитанников.
Адресована воспитателям дошкольных образовательных
учреждений, педагогам образовательных
учреждений типа «Начальная школа - детский
сад», психологам, гувернерам, родителям.
Одобрена Федеральным экспертным советом
по общему образованию.
ПРОГРАММА
«ГАРМОНИЯ»
(Д. И. Воробьева)
Основная идея
программы - целостное развитие личности
ребенка двух – пяти лет, его интеллектуально-художественного
и творческого потенциала. Ведущий
принцип - многоступенчатая интеграция
образовательных и воспитательных
задачи различных по содержанию видов
деятельности с акцентом на продуктивную
деятельность детей (изобразительную,
конструктивную, художественно-речевую,
театрализованную). Структура программы
предусматривает работу по двум взаимосвязанным
направлениям: накопление социального
опыта познания себя и окружающего
мира (увидеть, услышать, обыграть, создать)
и реализация его в условиях самостоятельной
деятельности детей. Программа содержит
новые оригинальные технологии, в
основе которых лежит поисковая
деятельность ребенка, обеспечивающая
ему субъектную позицию в познавательно-творческом
процессе. Составной частью программы
«Гармония» является подпрограмма развития
ритмической пластики ребенка «Ритмическая
мозаика», выстроенная на единой концептуальной
основе.
ПРОГРАММА
«УМКА» - ТРИЗ
(Л. М. Курбатова и др.)
В программе содержится
диалектический подход к формированию
творческих способностей детей трех
- шести лет на основе развития активных
форм мышления в единстве с творческим
воображением. Программа создает
предпосылки для системного видения
мира и его творческого преобразования.
Предусматривает развитие у детей
фантазии; обогащение предметно-пространственной
среды детского образовательного учреждения
и определяет условия, содействующие
решению дошкольниками изобретательских
задач (сказочного, игрового, этического,
экологического, технического характера
и др.). Предусматривает широкое
использование интерактивных форм
и приемов обучения. Основные принципы:
гуманистическая направленность, сквозной,
многоступенчатый характер (охватывает
младший, средний, старший дошкольный
возраст, младший школьный возраст), психологическая
поддержка одаренных детей, вариативность
использования в системе базового и дополнительного
образования. Состоит из трех относительно
самостоятельных частей:
- программы развития
мышления и творческих способностей детей
дошкольного возраста - «Умка» — ТРИЗ;
- варианта программы,
включающей образовательное содержание
для организации работы с детьми в студиях
интеллектуально-эстетического развития;
- подпрограммы,
готовящей педагогов дошкольных образовательных
учреждений к реализации программы развития
мышления и творческих способностей детей
дошкольного возраста «Умка» - ТРИЗ.
ПРОГРАММА
«СЕМИЦВЕТИК»
(В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)
Настоящая программа
призвана решить задачу культурно-экологического
образования детей дошкольного
возраста - начального этапа становления
духов¬но богатой, творческой, саморазвивающейся
личности. От того, как ребенок научится
мыслить и чувствовать, будут
зависеть его поступки, действия. Решение
этой проблемы авторы видят в осознании
маленьким человеком того возвышенного,
утонченного и прекрасного, что
дают окружающий мир, природа и мировая
культура. Воспитание нравственности,
широкого кругозора, развитие творчества
через восприятие красоты - главная
особенность данной программы. Большое
внимание в программе уделено
совместной творческой деятельности детей
и взрослых. Программа рассчитана
на использование ее в детском
саду, различных художественных и
творческих детских студиях, а также
в домашнем воспитании.
Рекомендована Министерством образования
РФ.
ПРОГРАММА
«КРАСОТА - РАДОСТЬ -
ТВОРЧЕСТВО»
(Т. С. Комарова и др.)
Является целостной
интегрированной программой эстетического
воспитания детей дошкольного возраста,
эффективно содействующей духовному
и интеллек¬туальному развитию детей
в дошкольном детстве. Строится на авторской
концепции эстетического воспитания
и развития художественно-творческих
способностей детей, в основу, которой
положены принципы народности, комплексного
использования разных видов искусств
(музыкального, изобразительного, театрального,
литературы и архитектуры), сенсорного
развития ребенка. Имеет четкую структуру
и учитывает нарастание творческих
возможностей детей с двух до шести
лет. Включает все разделы работы
по эстетическому воспитанию в детском
саду. Наряду с традиционными, в программе
широко используются и нетрадиционные
для эстетического воспитания образовательные
средства - досуги и развлечения.
ПРОГРАММА
«КОНСТРУИРОВАНИЕ И
РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ
САДУ»
(Л. В. Куцакова)
Опирается на концепцию
художественно-эстетического образования
дошкольников. Основная цель - развить
конструктивные умения и художественно-творческие
способности детей, познакомить
их с различными приемами моделирования
и конструирования. Строится на комплексном
использовании всех видов конструирования
и художественного труда в детском саду.
Рассчитана на весь дошкольный возраст
- от трех до шести лет. Предусматривает
дифференцированный подход к детям с разным
уровнем интеллектуального и художественного
раз вития, включая детей со слабой и сильной
мотивацией, а также одаренных. Подбор
учебного материала для творчества отвечает
принципам дошкольной дидактики и возрастным
возможностям детей. Содержит технологии,
строящиеся на использовании нетрадиционных
методов и приемов обучения, позволяющих
педагогу развить у детей ассоциативное
мышление, воображение, творческие умения,
практические навыки, художественный
вкус, эстетическое отношение к действительности.
Большое внимание уделено творческому
характеру совместной деятельности педагога
и детей.
Рекомендована Министерством образования
РФ.
ПРОГРАММА
«ПРИРОДА И ХУДОЖНИК»
(Т. А. Копцева)
Программа нацелена
на формирование у детей четырех
- шести лет целостных представлений
о природе как живом организме.
Мир природы выступает как
предмет пристального изучения и
как средство эмоционально-образного
воздействия на творческую деятельность
детей. Средствами изобразительного искусства
решаются проблемы экологического и
эстетического воспитания, используются
методы диалога культур, одухотворения
природных явлений, сказочно-игровые
ситуации и др. Осуществляется приобщение
детей к мировой художественной
культуре как части духовной культуры.
Программа имеет блочно-тематическое
планирование. Основные блоки «Мир
природы», «Мир животных», «Мир человека»,
«Мир искусства» содержат систему художественно-творческих
заданий, которые способствуют передаче
и накоплению у дошкольников опыта
эмоционально-ценностного отношения
к миру, приумножению опыта творческой
деятельности, становлению умений и
навыков изобразительной, декоративной
и конструктивной деятельностей
с учетом возрастных особенностей детей.
Одобрена Федеральным экспертным советом
по общему образованию.
ПРОГРАММА
«НАШ ДОМ - ПРИРОДА»
(Н. А. Рыжова)
Содержание программы
обеспечивает ознакомление детей с
разнообразием и богатством природного
мира, содействует развитию начальных
естественно - научных представлений
и экологических понятий. Разработана
в целях образования детей
старшего дошкольного возраста. Обеспечивает
преемственность с обучением
в начальной школе по курсам «Окружающий
мир» и «Природа». Основные цели - воспитание
с первых лет жизни гуманной, социально
активной личности, способной понимать
и любить окружающий мир, природу, бережно
относиться к ним. Особенность программы
заключается в формировании у
ребенка целостного взгляда на природу
и место человека в ней, экологически
грамотного и безопасного поведения.
Элементы экологических знаний органично
вписаны в общее содержание, включающее
природные и социальные аспекты,
что определяется структурными особенностями
программы, учебный материал которой
включает обучающий и воспитывающий
компоненты. Программа предусматривает
широкое использование разнообразной
практической деятельности детей в
вопросах изучения и охраны окружающей
среды. Содержание программы может
уточняться в соответствии с местными
природными и климатическими условиями.
Рекомендована Министерством образования
РФ.
ПРОГРАММА
«ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС»
(Н. А. Авдеева, Г Б.
Степанова)
Разработана в
соответствии с содержанием государственного
стандарта дошкольного образования
по разделу «Развитие экологической
культуры детей». Предусматривает экологическое
образование и воспитание детей
старшего дошкольного возраста, изучение
доступной для их понимания взаимосвязи
природы и социальных явлений. Теоретической
основой программы является концепция
личностно-ориентированного образования,
в центре которой - создание условий
для развития личности ребенка. Предоставляет
возможность ребенку в доступной
игровой форме освоить экологическую
информацию, сформировать эмоционально-положительное,
бережное и ответственное отношение
детей к живой природе. Программа
дополнена примерным тематическим
планом занятий и организационно-методическими
рекомендациями по ее реализации.
ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
(С. Н. Николаева)
Направлена на
формирование начал экологической
культуры у детей двух - шести
лет в условиях детского сада. Имеет
теоретическое обоснование и
развернутое методическое обеспечение.
Экологическая культура рассматривается
как осознанное отношение детей
к природным явлениям и объектам,
которые их окружают, к себе и
своему здоровью, к предметам, изготовленным
из природного материала. Состоит из
двух подпрограмм: «Экологическое воспитание
дошкольников» и «Повышение квалификации
работников дошкольных образовательных
учреждений». Структура первой подпрограммы
основывается на чувственном восприятии
детьми природы, эмоциональном взаимодействии
с ней, элементарных знаниях о
жизни, росте и развитии живых
существ. Экологический подход в
ознакомлении детей с природой и
экологическое содержание всех разделов
про граммы строится на главной закономерности
природы - взаимосвязи живых организмов
со средой обитания.
Одобрена Федеральным экспертным советом
по общему образованию.