Обзор парциальных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

краткая разнообразных характеристика программ

Работа содержит 1 файл

Обзор парциальных программ.docx

— 31.28 Кб (Скачать)

Обзор парциальных  программ

 ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА» 
(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)

 Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков  адекватного поведения в различных  неожиданных ситуациях. Разработана  на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности  и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка  навыки разумного поведения, научить  адекватно вести себя в опасных  ситуациях дома и на улице, в городском  транс порте, при общении с  незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ  экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа  адресована воспитателям старших групп  дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения  в жизни современного общества и  тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная  работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице  города». Содержание программы оставляет  за каждым дошкольным учреждением право  на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных  различий, своеобразия домашних и  бытовых условий, а также общей  социально-экономической и криминогенной  ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей  программа требует обязательного  соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и  сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. 
Рекомендована Министерством образования РФ.

 ПРОГРАММА «Я, ТЫ, МЫ»  
(О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

 Предлагаемая  программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных  учреждений и может эффективно дополнять  любую программу дошкольного  образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта  дошкольного образования. Разработана  в целях восполнения существенного  пробела в традиционном отечественном  образовании, связанном с социально-эмоциональным  развитием ребенка дошкольного  возраста. Направлена на решение таких  важных задач, как формирование эмоциональной  сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также  решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные  возможности. 
Рекомендована Министерством образования РФ.

 ПРОГРАММА «ОТКРОЙ СЕБЯ» 
(Е. В. Рылеева)

 Посвящена важнейшей  проблеме современного дошкольного  образования - индивидуализации личностного  развития детей двух - шести лет  и неразрывно связанной с ней  задачей развития самосознания у  дошкольников средствами речевой активности. В основе программы лежат принципы гуманистической психологии и строящаяся на них авторская технология, позволяющая  персонализировать образовательное  содержание, сделать его более  гибким, адекватным запросам и интересам  детей с разным уровнем развития личности и способностей. Охватывает несколько ведущих направлений  государственного стандарта дошкольного  образования: «Речевое развитие», «Развитие  представлений о человеке в истории  и культуре», «Развитие естественнонаучных представлений», «Развитие экологи  ческой культуры». Имеет блочное  строение, концентрическую компоновку учебного материала, позволяющую детям  избирательно усваивать учебное  содержание программы. Основные тематические блоки программы: «Я такой», «Мир людей», «Мир нерукотворный», «Я могу» —  обеспечивают формирование представлений  о значимых сферах жизнедеятельности  человека, позволяют провести коррекцию  самооценки, подготовить детей к  самостоятельному преодолению трудностей. Программой предусматривается возможность  активного включения в педагогический процесс родителей воспитанников. Адресована воспитателям дошкольных образовательных  учреждений, педагогам образовательных  учреждений типа «Начальная школа - детский  сад», психологам, гувернерам, родителям.  
Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

 ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ» 
(Д. И. Воробьева)

 Основная идея программы - целостное развитие личности ребенка двух – пяти лет, его интеллектуально-художественного  и творческого потенциала. Ведущий  принцип - многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задачи различных по содержанию видов  деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную). Структура программы  предусматривает работу по двум взаимосвязанным  направлениям: накопление социального  опыта познания себя и окружающего  мира (увидеть, услышать, обыграть, создать) и реализация его в условиях самостоятельной  деятельности детей. Программа содержит новые оригинальные технологии, в  основе которых лежит поисковая  деятельность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Составной частью программы  «Гармония» является подпрограмма развития ритмической пластики ребенка «Ритмическая мозаика», выстроенная на единой концептуальной основе.

 ПРОГРАММА «УМКА» - ТРИЗ 
(Л. М. Курбатова и др.)

 В программе содержится диалектический подход к формированию творческих способностей детей трех - шести лет на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением. Программа создает  предпосылки для системного видения  мира и его творческого преобразования. Предусматривает развитие у детей  фантазии; обогащение предметно-пространственной среды детского образовательного учреждения и определяет условия, содействующие  решению дошкольниками изобретательских задач (сказочного, игрового, этического, экологического, технического характера  и др.). Предусматривает широкое  использование интерактивных форм и приемов обучения. Основные принципы: гуманистическая направленность, сквозной, многоступенчатый характер (охватывает младший, средний, старший дошкольный возраст, младший школьный возраст), психологическая поддержка одаренных детей, вариативность использования в системе базового и дополнительного образования. Состоит из трех относительно самостоятельных частей:

  • программы развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста - «Умка» — ТРИЗ;
  • варианта программы, включающей образовательное содержание для организации работы с детьми в студиях интеллектуально-эстетического развития;
  • подпрограммы, готовящей педагогов дошкольных образовательных учреждений к реализации программы развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста «Умка» - ТРИЗ.

 ПРОГРАММА «СЕМИЦВЕТИК» 
(В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)

 Настоящая программа  призвана решить задачу культурно-экологического образования детей дошкольного  возраста - начального этапа становления  духов¬но богатой, творческой, саморазвивающейся  личности. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать, будут  зависеть его поступки, действия. Решение  этой проблемы авторы видят в осознании  маленьким человеком того возвышенного, утонченного и прекрасного, что  дают окружающий мир, природа и мировая  культура. Воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты - главная  особенность данной программы. Большое  внимание в программе уделено  совместной творческой деятельности детей  и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском  саду, различных художественных и  творческих детских студиях, а также  в домашнем воспитании. 
Рекомендована Министерством образования РФ.

 ПРОГРАММА «КРАСОТА - РАДОСТЬ - ТВОРЧЕСТВО» 
(Т. С. Комарова и др.)

 Является целостной  интегрированной программой эстетического  воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному  и интеллек¬туальному развитию детей  в дошкольном детстве. Строится на авторской  концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу, которой  положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру  и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести  лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском  саду. Наряду с традиционными, в программе  широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные  средства - досуги и развлечения.

 ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И  РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ  САДУ» 
(Л. В. Куцакова)

 Опирается на концепцию  художественно-эстетического образования  дошкольников. Основная цель - развить  конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить  их с различными приемами моделирования  и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст - от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей. 
Рекомендована Министерством образования РФ.

 ПРОГРАММА «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК» 
(Т. А. Копцева)

 Программа нацелена на формирование у детей четырех - шести лет целостных представлений  о природе как живом организме. Мир природы выступает как  предмет пристального изучения и  как средство эмоционально-образного  воздействия на творческую деятельность детей. Средствами изобразительного искусства  решаются проблемы экологического и  эстетического воспитания, используются методы диалога культур, одухотворения  природных явлений, сказочно-игровые  ситуации и др. Осуществляется приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры. Программа имеет блочно-тематическое планирование. Основные блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» содержат систему художественно-творческих заданий, которые способствуют передаче и накоплению у дошкольников опыта  эмоционально-ценностного отношения  к миру, приумножению опыта творческой деятельности, становлению умений и  навыков изобразительной, декоративной и конструктивной деятельностей  с учетом возрастных особенностей детей.  
Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

 ПРОГРАММА «НАШ ДОМ - ПРИРОДА» 
(Н. А. Рыжова)

 Содержание программы  обеспечивает ознакомление детей с  разнообразием и богатством природного мира, содействует развитию начальных  естественно - научных представлений  и экологических понятий. Разработана  в целях образования детей  старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением  в начальной школе по курсам «Окружающий  мир» и «Природа». Основные цели - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально  активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно  относиться к ним. Особенность программы  заключается в формировании у  ребенка целостного взгляда на природу  и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения. Элементы экологических знаний органично  вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты, что определяется структурными особенностями  программы, учебный материал которой  включает обучающий и воспитывающий  компоненты. Программа предусматривает  широкое использование разнообразной  практической деятельности детей в  вопросах изучения и охраны окружающей среды. Содержание программы может  уточняться в соответствии с местными природными и климатическими условиями. 
Рекомендована Министерством образования РФ.

 ПРОГРАММА «ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС» 
(Н. А. Авдеева, Г Б. Степанова)

 Разработана в  соответствии с содержанием государственного стандарта дошкольного образования  по разделу «Развитие экологической  культуры детей». Предусматривает экологическое  образование и воспитание детей  старшего дошкольного возраста, изучение доступной для их понимания взаимосвязи  природы и социальных явлений. Теоретической  основой программы является концепция  личностно-ориентированного образования, в центре которой - создание условий  для развития личности ребенка. Предоставляет  возможность ребенку в доступной  игровой форме освоить экологическую  информацию, сформировать эмоционально-положительное, бережное и ответственное отношение  детей к живой природе. Программа  дополнена примерным тематическим планом занятий и организационно-методическими  рекомендациями по ее реализации.

 ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» 
(С. Н. Николаева)

 Направлена на формирование начал экологической  культуры у детей двух - шести  лет в условиях детского сада. Имеет  теоретическое обоснование и  развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается  как осознанное отношение детей  к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и  своему здоровью, к предметам, изготовленным  из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных  учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о  жизни, росте и развитии живых  существ. Экологический подход в  ознакомлении детей с природой и  экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы - взаимосвязи живых организмов со средой обитания. 
Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

Информация о работе Обзор парциальных программ