Обучение пересказу дошкольников с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические подходы к обучению пересказу детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности обучения пересказу детей с нарушеннием интеллекта.
3. Проанализировать методику обучения пересказу детей с нарушеннием интеллекта.
4. Проанализировать педагогические условия обучения пересказу детей с нарушением интеллекта, способствующие коррекции речевого развития.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Научно-методические подходы к организации системы работы по обучению пересказу дошкольников 5
1.1. Пересказ и методика его использования в работе с детьми дошкольного возраста 5
1.2. Методика обучения детей пересказыванию 12
Глава 2. Особенности обучения пересказыванию дошкольников с нарушением интеллекта 19
2.1. Развитие речи детей с нарушением интеллекта 19
2.2. Обучение пересказу как метод коррекционной работы по развитию речи дошкольников с нарушением интеллекта 19
Литература 19

Работа содержит 1 файл

Обучение пересказу дошкольников с нарушением интеллекта.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

       Требования к пересказу детей:

  1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.
  2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
  3. Последовательность и связность пересказа.
  4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
  5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
  6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

       Все перечисленные требования  к пересказу можно и нужно  предъявлять сразу, так как  для пересказа предлагаются специально  подобранные, доступные детям  произведения.

       Все эти требования взаимосвязаны, и, если опустить хоть одно из них, пересказа вообще не получится. Возьмем, например, рассказ Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», содержащий три логических звена. Пропустить какое-нибудь – значит, затруднить понимание события; переставить фразы в другой последовательности – вовсе разрушить рассказ.

       Требования к пересказу детей  в разных возрастных группах  имеет как общие, так и специфические  особенности.

       В младших группах детей учат  слушать и правильно воспринимать произведения, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослыми, в ответ на его на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед… что?» - «Репку». – «Выросла репка… какая?» и т.д.). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключиться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были… Кто жили-были? Дед да баба?» - «Жили-были дед да баба»).

       Дети четвертого года пересказывают  хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок»,  «Репка»), тоже с помощью воспитателя.  Педагог учит детей воспринимать  сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе , на фланелеграфе).

       Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает  совместное рассказывание воспитателем  сказки, дети могут произносить  отдельные слова и предложения.  Наряду с подсказывающими вопросами   используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.

       Эта работа во второй младшей группе осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.

       Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено  систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.

       В 5-6 лет пересказывают более свободно не принуждено.  
Подготовительная группа. Ребёнок 6-7 лет может более точно соотнести свой пересказ с текстом, отменить пропуски, перестановку материала: возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища.

       Пересказы пятилетних детей своеобразны по объему и содержанию. Учитывая особенности памяти, внимания, мышления ребенка этого возраста, для пересказов необходим особый литературный материал: очень небольшие, понятные, сюжетные тексты с выразительным и простым языком.

        Но, несмотря на легкость текстов,  требования к качеству пересказа  должны быть самые серьезные,  чтобы пересказ оставался именно  пересказом, а не вольной интерпретацией  ребенка.

       В подготовительной к школе  группе повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности.

      Особого внимания воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов. 

1.2. Методика обучения детей пересказыванию

       Методы и приёмы обучения детей  пересказыванию у воспитателя  различные: выразительное двух  и трёх кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ  иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов  и качества выполнения заданий, оценка и т.д.

       Успех обучения зависит, прежде  всего, от подготовительной работы, проведенной перед занятием.

       Подготовка воспитателя состоит:  а) в выборе произведения с  учетом речевых умений и навыков  детей, воспитательных задач, времени проведения; б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в) отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения. 

       Подготовка детей к пересказам  предполагает: а) обогащение детского  опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

       Типичная структура занятий по  пересказу:

  1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем  краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.
  2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредотачивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.
  3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.
  4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
  5. Пересказы детей.
  6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного  и теневого театра, игры-драматизации детей.

       Рассмотренная выше структура  занятий характерна для пересказов  несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа (установлено, что отсроченные во времени пересказы более полны, последовательны и связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читаю еще раз, далее следует пересказ детей.

      Во всех группах используются  разные методические приемы обучения  пересказыванию. Условно их можно разделить на приемы, обеспечивающие: а) осмысленное восприятие произведения; б) педагогическое руководство самим процессом пересказывания; в) анализ и оценку речевой деятельности детей.

       Занятия по пересказу включаются  со средней группы детского сада. Большое внимание в программе уделено развитию устной речи детей. Для каждой возрастной группы определён уровень речевого развития детей, дана последовательность работы по овладению звуковой системы языка, лексикой, грамматическим строем. Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста, а уже во второй группе раннего возраста детей учат использовать в устной речи распространенные предложения. 
       В средней группе дети должны овладевать правильным произношением всех звуков родной речи, совершенствуется их логическая речь, формируются навыки пересказывания и составных рассказов.

       В средней группе детей учат  пересказывать короткие сказки  и рассказы, впервые прочитанные  на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей. Для пересказа можно использовать русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К.Д.Ушинского «Гуси», «Уточки», Л.Н.Толстого «Сел дед пить чай», «Пришла весна, потекла вода», сказку В.Сутеева «Цыпленок и утенок» и др.

       В начале года для пересказа  берут произведения, хорошо знакомые  детям. Постепенно вводят новые  тексты, пересказ которых значительно  труднее. Понимание и осмысление впервые прочитанных произведений приобретает особое значение. Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки  выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).

       Каждый пересказ детей оценивается:  поощряется старание, отмечаются  положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми  могут воспользоваться остальные  дети.

       В старшей группе совершенствуется  развитие связной речи. 
В подготовительной группе воспитатель развивает отношение к устной речи как языковой действительности: он подводит их к звуковому анализу слов. 
       В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К.Д.Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л.Н.Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», В.Осеевой «Синие листья», Н.Калининой «Про снежный колобок», Е.Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц», Е.Пермяка «Как Маша стала большой» и др.

       Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они  еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения.

       Одной из распространенных ошибок  в практике является стремление  поставить большое количество  вопросов, главным образом направленных  на запоминание последовательности  изложения.

       В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, используются различные  приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам.

       Большое место в беседе занимает  подготовка детей к выразительному  пересказу: определяются общий  тон пересказа, интонационная  выразительность в передаче отдельных  фрагментов, диалогов персонажей. Дети  могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Беседа должна проходить живо, непринужденно, допускаются хоровые ответы.

       В старшей группе широко применяется  план пересказа. Это могут быть  готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми. В основе составления плана лежит умение производить смысловую группировку текста, которому следует учить специально. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний: 1. Сначала расскажите, почему бывает трудно спасать детей на пожарах. 2. Затем расскажите о том, как приучают пожарных собак спасать детей. 3. Не забудьте рассказать о Бобе: как он спасал девочку и почему сначала вынес из огня куклу (при пересказе рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»).

Информация о работе Обучение пересказу дошкольников с нарушением интеллекта