Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:11, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические подходы к обучению пересказу детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности обучения пересказу детей с нарушеннием интеллекта.
3. Проанализировать методику обучения пересказу детей с нарушеннием интеллекта.
4. Проанализировать педагогические условия обучения пересказу детей с нарушением интеллекта, способствующие коррекции речевого развития.
Введение 2
Глава 1. Научно-методические подходы к организации системы работы по обучению пересказу дошкольников 5
1.1. Пересказ и методика его использования в работе с детьми дошкольного возраста 5
1.2. Методика обучения детей пересказыванию 12
Глава 2. Особенности обучения пересказыванию дошкольников с нарушением интеллекта 19
2.1. Развитие речи детей с нарушением интеллекта 19
2.2. Обучение пересказу как метод коррекционной работы по развитию речи дошкольников с нарушением интеллекта 19
Литература 19
Требования к пересказу детей:
Все перечисленные требования
к пересказу можно и нужно
предъявлять сразу, так как
для пересказа предлагаются
Все эти требования взаимосвязаны, и, если опустить хоть одно из них, пересказа вообще не получится. Возьмем, например, рассказ Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», содержащий три логических звена. Пропустить какое-нибудь – значит, затруднить понимание события; переставить фразы в другой последовательности – вовсе разрушить рассказ.
Требования к пересказу детей
в разных возрастных группах
имеет как общие, так и
В младших группах детей учат
слушать и правильно
Дети четвертого года
Как и в предыдущей группе,
на первых порах преобладает
совместное рассказывание
Эта работа во второй младшей группе осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.
Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.
В 5-6 лет пересказывают более свободно
не принуждено.
Подготовительная группа. Ребёнок 6-7 лет
может более точно соотнести свой пересказ
с текстом, отменить пропуски, перестановку
материала: возрастает его самостоятельность
при разборе ответа товарища.
Пересказы пятилетних детей своеобразны по объему и содержанию. Учитывая особенности памяти, внимания, мышления ребенка этого возраста, для пересказов необходим особый литературный материал: очень небольшие, понятные, сюжетные тексты с выразительным и простым языком.
Но, несмотря на легкость текстов,
требования к качеству
В подготовительной к школе группе повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности.
Особого внимания воспитателя в этой группе
требует обучение пересказу поэтических
описаний природы. Подготовка детей к
пересказу тесно связана с наблюдениями
с активизацией их представлений о природе,
знакомых литературных образов.
Методы и приёмы обучения
Успех обучения зависит,
Подготовка воспитателя
Подготовка детей к пересказам предполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.
Типичная структура занятий по пересказу:
Рассмотренная выше структура
занятий характерна для
Во всех группах используются
разные методические приемы
Занятия по пересказу
В средней группе
дети должны овладевать правильным произношением
всех звуков родной речи, совершенствуется
их логическая речь, формируются навыки
пересказывания и составных рассказов.
В средней группе детей учат
пересказывать короткие сказки
и рассказы, впервые прочитанные
на занятии, выразительно
В начале года для пересказа
берут произведения, хорошо знакомые
детям. Постепенно вводят
Каждый пересказ детей
В старшей группе
В подготовительной группе воспитатель
развивает отношение к устной речи как
языковой действительности: он подводит
их к звуковому анализу слов.
В старшей группе
дети пересказывают русские народные
сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы
К.Д.Ушинского «Умей обождать», «Бишка»,
Л.Н.Толстого «Пожарные собаки», «Котенок»,
В.Осеевой «Синие листья», Н.Калининой
«Про снежный колобок», Е.Чарушина «Почему
Тюпа не ловит птиц», Е.Пермяка «Как Маша
стала большой» и др.
Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения.
Одной из распространенных
В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, используются различные приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам.
Большое место в беседе
В старшей группе широко
Информация о работе Обучение пересказу дошкольников с нарушением интеллекта