Обучение пересказу дошкольников с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические подходы к обучению пересказу детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности обучения пересказу детей с нарушеннием интеллекта.
3. Проанализировать методику обучения пересказу детей с нарушеннием интеллекта.
4. Проанализировать педагогические условия обучения пересказу детей с нарушением интеллекта, способствующие коррекции речевого развития.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Научно-методические подходы к организации системы работы по обучению пересказу дошкольников 5
1.1. Пересказ и методика его использования в работе с детьми дошкольного возраста 5
1.2. Методика обучения детей пересказыванию 12
Глава 2. Особенности обучения пересказыванию дошкольников с нарушением интеллекта 19
2.1. Развитие речи детей с нарушением интеллекта 19
2.2. Обучение пересказу как метод коррекционной работы по развитию речи дошкольников с нарушением интеллекта 19
Литература 19

Работа содержит 1 файл

Обучение пересказу дошкольников с нарушением интеллекта.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Обучение  пересказу дошкольников с нарушением интеллекта

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Воспитание детей с нарушением интеллекта, максимальная коррекция недостатков в развитии, с целью социализации ребенка в обществе, на сегодняшний день — актуальная общечеловеческая проблема.

       В связи с этим перед педагогами  стоит проблема поиска эффективных  методов коррекционной работы  с дошкольниками с нарушением  интеллекта, особенно это касается  методики речевого развития. Развитие речи тесно связано с развитием мышления человека, поэтому имеет выраженное отставание в развитие у дошкольников с нарушенным интеллектом, поэтому коррекция развития речи детей является первоочередной задачей.

      Перед педагогическим коллективом  специальных учреждений для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в специальной школе, а в будущем и к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

      Решающую роль в коррекции интеллектуального развития и подготовке ребенка к школьному обучению играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

       В связи с особенностями развития  дошкольники с нарушенным интеллектом в еще большей мере чем сверстники нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Ученые, исследующие особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта (Т.А.Власова, А.А.Катаева,  М.С.Певзнер, А.А.Стребелева и др.), в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему, что в свою очередь порождает более меньший словарный запас ребенка, инертность в речевом общении порождает недоразвитие грамматического строя речи, неумение выстроить диалог, построить монологическое высказывание. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие методы работы, которые помогли бы ребенку сделать речь наиболее содержательной, грамматически правильно построенной. Большую помощь в этом может оказать пересказ литерного произведения – как образец речи для дошкольника.

      Развитие речи детей  с нарушением  интеллекта являются одной из  задач логопедической работы  с детьми, Программой воспитания  определены основные методы работы  направленные на развитие речи  дошкольников каждой возрастной ступени. Вместе с тем, в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, отражающей современные представления о характере нарушения речи и особенностях их коррекции у детей с нарушенным интеллектом.  Отсюда актуальность поиска эффективных приемов и методов работы по коррекции речи дошкольников с нарушением интеллектуального развития. Большой потенциал в данном направлении имеет обучение дошкольников пересказу.

        Цель работы: рассмотреть методику обучения пересказу  как средства развития речи дошкольников с нарушением интеллекта.

       Объект изучения: обучение пересказу дошкольников с нарушением интеллекта.

      Предмет исследования: методика обучения пересказу детей с нарушеннием интеллекта.

       Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогические подходы к обучению пересказу детей дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть особенности обучения пересказу детей с нарушеннием интеллекта.
  3. Проанализировать методику обучения пересказу детей с нарушеннием интеллекта.
  4. Проанализировать педагогические условия обучения пересказу детей с нарушением интеллекта, способствующие коррекции речевого развития.

       Гипотеза исследования: система работы по обучению пересказу дошкольников с нарушением интеллекта эффективна, если

      - используются средства наглядности  для пересказа готовых литературных произведений;

      - используется система творческих заданий подводящих к пересказу готовых литературных произведений.

     Методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
  2. Педагогический эксперимент.
  3. Наблюдение.
  4. Тестирование.
  5. Математический анализ.
  6. Анализ полученных в ходе исследования результатов.

Глава 1.  Научно-методические подходы к организации системы работы по обучению пересказу дошкольников

1.1.  Пересказ и методика его использования в работе с детьми дошкольного возраста

       Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста  в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

       Роль пересказов высоко  оценивалась  в классической педагогике (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е.И.Тихеевой, А.М.Леушиной, Л.А.Пеньевской, Р.И.Габовой, А.М.Бородич и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

       Речь ребёнка развивается в  единстве с формированием его  мышления. В период дошкольного  возраста в мышлении детей  происходят значительные изменения:  расширяется их кругозор, совершенствуются  мыслительные операции, появляются  новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки детей приобретают в общении с окружающим. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. В группах детского сада систематически проводят занятия по расказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей. 
       Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 4- 5 лет не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи. запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связанной речи детей.

       Программой детского сада предусмотрена  система занятий по обучению  рассказыванию. Обучая ребёнка  то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово- произношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка- лексическую, грамматическую, фонетическую.

       При этом выполнение дошкольником  задания по рассказыванию интенсифицирует  процесс овладения языковыми  средствами. Ведь ребёнок, чьи  рассказы с интересом и вниманием  выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала чётко, ясно и достаточно громко. 
       Программа воспитания в детском саду ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы. В процессе пересказывания необходимо приучать дошкольников рассказывать не торопясь: помогать или находить нужные слова, выраженные, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.

       Пересказ художественных произведений  положительно влияет на связность  детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

       Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

      Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитывают следующие требования:

  • они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;
  • быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;
  • иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом;
  • должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • доступны по объему. В методической литературе требования к размеру текстов противоречивы. Некоторые исследователи считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произведения. Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно.

       Этим требованиям отвечают народные  сказки, короткие рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки, Е.Чарушина, В.Осеевой, Н.Калининой и других.

       Не рекомендуется пересказывать  стихотворения, так как это  нарушает единство формы и  содержания, воспитывает невнимание  к поэтической форме. Дети стремятся  читать стихи дословно, наизусть.

       Подбирая произведения для пересказа  необходимо учитывать следующие  требования к ним: высокую художественную  ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе  с тем образность изложения;  чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем.

       Произведения нужно подбирать  сюжетные с чёткой позицией, с  последовательными действиями. Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

      Обязательное требование к языку  произведения - выразительность,  наличие  богатых и точных определений,  свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

       Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа в  разных возрастных группах, усложняется,  возрастает и качество текстов.

       Произведения для пересказа берутся  в книге «Программное воспитание  и обучение в детском саду»  по возрастным группам. Для  старшей группы можно взять  из книги А.М.Диментьевой «Обучение  пересказыванию в старших группах  детского сада».

       Существуют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческими дополнениями. В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.

Информация о работе Обучение пересказу дошкольников с нарушением интеллекта