Обучение младших школьников орфографии на основе фонематического принципа письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить, как фонематический принцип орфографии реализуется при обучении русскому языку в начальной школе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- на основе анализа программ по русскому языку для начальной школы выявить как фонематический принцип реализуется в школьной практике.
- определить методическую обеспеченность обучения орфографии на основе фонематического принципа письма, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;

Содержание

Введение………………………………………………………………..стр.3
Глава I
§1.1 Понятие об орфографии и ее разделы………………………стр.5
§1.2 Принципы русской орфографии……………………….………стр.8
§1.3 Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка и формирование фонематического слуха в начальной школе……………………………………………………. стр.15
Выводы по I главе…………………..…………………………………стр.22
Глава II Анализ программ по русскому языку в начальной школе
Введение……………………………………………………………...….стр.23
§2.1 Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова….стр.25
§2.2 УМК «Планета знаний»…………………………………………..стр.28
§2.3 УМК «Перспективная начальная школа»……………………..стр.30
Выводы по II главе………………………………………………………стр.32
Вывод……………………….……………………………………………..стр.33
Список использованной литературы…………………………………стр.34

Работа содержит 1 файл

Обучение младших школьников орфографии на основе фонематическог принципа письма.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

    В четвертом  классе ведется наблюдение за фонетическими  чередованиями в слове согласных  звуков. По окончании четвертого класса учащиеся должны уметь применять  общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова, знать правила правописания безударных окончаний разных частей речи, правописание суффиксов разных частей речи, а также определяемых программой словарных слов.

 

    Выводы  по II главе: 

    На основе анализа различных программ по русскому языку для начальной школы можно сделать вывод о том, что фонематический принцип при изучении орфографии реализуется как в развивающей программе Эльконина – Давыдова, так и в традиционных программах.  

    В развивающих  программах обучение орфографии построено на фонематическом принципе, все правила и остальные принципы русской графики выводятся с опорой на этот принцип.  

    Так как  в русском языке письмо фонематическое, то и в традиционных программах фонематический принцип также реализуется преподавателем при изучении орфограмм, при организации фонетической работы на уроках русского языка. 

    Отличие традиционных программ от развивающих  заключается в том, что в развивающих  программах ( к которым можно отнести  и УМК «Перспективная начальная  школа», которая также реализует принципы развивающего обучения) уделяется большое внимание развитию фонематического слуха учащихся, что является основанием для решения большинства орфографических проблем.

 

    Выводы 

    В современной  начальной школе ведется большая  работа по обучению младших школьников орфографии. Для успешного обучения необходимо формировать у детей орфографическую зоркость, а для этого необходимо развивать фонематический слух детей. Наиболее ярко это реализуется в развивающих программах обучения.  

    Так как письмо в русском языке фонетическое, то и фонематический принцип при обучении младших школьников орфографии реализуется во всех программах обучения. Разница лишь в том, что в развивающих системах обучения изучения орфографии базируется на фонематическом принципе, а в традиционных программах этот принцип реализуется «незаметно» для самого учителя путем изучения орфограмм. 

    Одно  из важнейших понятий, которое должны усвоить дети – это орфограмма, они должны уметь применять их, объяснять и проверять.  

    Огромное внимание на уроках русского языка уделяется звукобуквенному анализу слов, который помогает проследить за фонетическими чередованиями звуков, а также помогает при развитии орфографической зоркости.

 

     Список использованной литературы:

    1. Бухолов В. Я. «Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся»// Начальная школа – 2002 №1
    2. Зиндер Л. Р. «Теория письма» М. – 1987
    3. Иванова В. Ф. «Трудные вопросы орфографии» М. – 1982
    4. Моисеев А. И. «Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография.» М.: Просвещение, 1980
    5. Овчинникова И. «Характеристика принципов русской орфографии с позиции речевой деятельности»// Филолог – 2004 №4
    6. Реформатский А. А. «Введение в языкознание» М.: Аспект-пресс, 2007
    7. Чуракова Р. Г. «Перспективная начальная школа. Программы четырехлетней начальной школы» М.: Академкнига/Учебник, 2009
    8. Щерба Л. В. «Теория русского письма» Ленинград – Наука, 1983
    9. http://www.tapemark.narod.ru/les/350e.html
    10. http://www.traktat.com/language/book/orphog/provph.php
    11. http://lingvo.asu.ru/golev/articles/v49.html
    12. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/russian_language/program/sekret/ozp1.htm
    13. http://planetaznaniy/astrel.ru/russian1.htm 

Информация о работе Обучение младших школьников орфографии на основе фонематического принципа письма