Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа
Цель работы - выявить, как фонематический принцип орфографии реализуется при обучении русскому языку в начальной школе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- на основе анализа программ по русскому языку для начальной школы выявить как фонематический принцип реализуется в школьной практике.
- определить методическую обеспеченность обучения орфографии на основе фонематического принципа письма, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;
Введение………………………………………………………………..стр.3
Глава I
§1.1 Понятие об орфографии и ее разделы………………………стр.5
§1.2 Принципы русской орфографии……………………….………стр.8
§1.3 Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка и формирование фонематического слуха в начальной школе……………………………………………………. стр.15
Выводы по I главе…………………..…………………………………стр.22
Глава II Анализ программ по русскому языку в начальной школе
Введение……………………………………………………………...….стр.23
§2.1 Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова….стр.25
§2.2 УМК «Планета знаний»…………………………………………..стр.28
§2.3 УМК «Перспективная начальная школа»……………………..стр.30
Выводы по II главе………………………………………………………стр.32
Вывод……………………….……………………………………………..стр.33
Список использованной литературы…………………………………стр.34
Московский
Педагогический Государственный Университет
Факультет
начальный классов
Курсовая работа по теме:
«Обучение
младших школьников орфографии на основе
фонематического принципа письма»
Выполнила: Студентка 301 «а» группы
Руководитель: Зотова С. В.
Москва, 2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I
§1.1 Понятие об орфографии и ее разделы………………………стр.5
§1.2 Принципы русской орфографии……………………….………стр.8
§1.3 Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка и формирование фонематического слуха в начальной школе……………………………………………………. стр.15
Выводы по I главе…………………..…………………………………
Глава II Анализ программ по русскому языку в начальной школе
Введение…………………………………………………………
§2.1 Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова….стр.25
§2.2 УМК «Планета знаний»…………………………………………..стр.
§2.3 УМК «Перспективная
начальная школа»……………………..стр.
Выводы по II главе………………………………………………………стр.
Вывод……………………….………………………………………
Список использованной литературы…………………………………стр.34
Введение:
Важнейшая
роль в реализации целей и задач, стоящих
перед начальной школой, принадлежит изучению
родного языка.
“Преподавание
отечественного языка в первоначальном
обучении составляет предмет главный,
центральный, входящий во все другие
предметы и собирающий их результаты»
В современной
школе главнейшая задача обучения русскому
языку младших школьников - формирование
орфографической грамотности. Она
является одной из составных частей
общей языковой культуры, обеспечивая
точность выражения мысли и
Одной из
причин недостаточно высокой орфографической
грамотности младших школьников
является несформированность их орфографической
зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.
Методика
обучения орфографии не совершенна: в
ней не предусмотрено специальное обучение,
направленное на развитие орфографической
зоркости.
Актуальность
этой темы заключается в том, что
первые шаги на пути познания родного
языка всегда самые сложные. От того,
как будут сформированы азы орфографической
грамотности на начальном этапе обучения,
во многом зависит дальнейшее успешное
обучение любой школьной дисциплине. В
практике начальной школы используются
разные пособия. Следовательно, нужно
понимать не только общие подходы к вопросам
обучения орфографии, но и учитывать специфику
каждой системы, программы, учебника. Объектом
исследования является процесс обучения
русскому языку младших школьников, направленный
на повышение орфографической грамотности.
Цель
работы - выявить, как фонематический
принцип орфографии реализуется при
обучении русскому языку в начальной школе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- на основе
анализа программ по русскому
языку для начальной школы
выявить как фонематический
- определить
методическую обеспеченность обучения
орфографии на основе фонематического
принципа письма, проанализировав программы
по русскому языку и учебные пособия для
учащихся начальных классов;
Глава
I
§1.1
Понятие об орфографии
и её разделы
«Современное
письмо состоит из трёх частей, построенных
одна на другой: алфавита, графики и орфографии»;
в начальных классах необходимо обучать
детей письму во всех элементах, в их взаимосвязи.
И методика правописания не должна отгораживаться
от букварной работы, от обучения графике,
от формирования у школьников графических
умений и навыков. Выбор написания из числа
вариантов, допускаемых графикой, - это
уже область орфографии, правила, которые
обеспечивают единообразие написания
родственных слов, единообразие обозначения
грамматических форм, единообразие обозначения
собственных имён, в отличие от нарицательных
и пр. Все написания , которые устанавливаются
правилами - указаниями и запрещениями
в системе орфографии, имеют обоснование,
чаще всего связанное с морфемным составом
слова, с его грамматической принадлежностью
и формой.
Орфография
- это 1) исторически сложившаяся система
единообразных написаний, которую принимает
и которой пользуется общество; 2) правила,
обеспечивающие единообразие написаний
в тех случаях, где возможны разные написания;
3) соблюдение принятых написаний, частных
и подчиняющихся определенным правилам;
4) часть науки о языке (в его письменной
форме), изучающая написание и устанавливающая
их единообразие.
А. А. Реформатский
дает следующее определение орфографии.
Орфография – это совокупность норм или
правил практического письма, состоящих
из: 1) правил употребления букв алфавита
при написании слов, их форм и сочетаний,
2) правил написания слов и словосочетаний
независимо от входящих в их написание
букв.
В основу
изучения орфографии и формирования
орфографических навыков в
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:
1)
при обозначении звуков
2) при
выборе слитного или
3) при
употреблении прописных и
4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;
5) при
аббревиатуре, то есть неграфическом
сокращении слов
Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций - с точки зрения фонологии, морфемики и прочее. Разные орфографические явления, типы орфограмм при этом подводятся под морфологический, фонетический, традиционный и иные принципы, что помогает в выборе методов и приёмов обучения не орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфограмм. Понимание природы орфографии, её свойств раскрывается через её принципы, то есть основные положения и теории
§1.2
Принципы русской орфографии.
Принципы
орфографии — это закономерности, лежащие
в основе орфографической системы. Каждый
принцип орфографии объединяет группу
правил, являющихся приложением этого
принципа к конкретным языковым явлениям.
Орфографические
принципы определяют выбор одного написания
там, где есть орфограммы, т. е. там,
где возможны два или более разных написания.
На основе этих принципов вырабатываются
орфографические правила, или обобщающие
предписания.
В современном
русском языке выделяют 4 основных
принципа орфографии: морфологический,
фонетический, традиционный и дифференцирующий.
Далее рассмотрим каждый принцип подробно.
Морфологический
принцип предполагает единообразное,
одинаковое написание морфем – корня,
приставки, суффикса, окончания, независимо
от фонетических изменений в звучащем
слове, происходящих при образовании
родственных слов или форм слова, то есть
независимо от позиционных чередований,
других традиционных несоответствий письма
и произношения. К числу таких несоответствий
относятся: все случаи безударных гласных
в разных морфемах – корне, приставке,
суффиксе, окончании, оглушение звонких
согласных и озвончание глухих перед парными
глухими и звонкими согласными, оглушение
в абсолютном конце слова; орфоэпическое,
традиционное произношение многих слов
и сочетаний.
Проверка
орфограмм, пишущихся по морфологическому
признаку, включает в себя: во-первых:
понимание значения проверяемого слова
или словосочетания, без чего невозможно
подобрать родственное проверочное слово,
определить падежную форму, собственное
имя и т.п.; во-вторых: анализ
морфологического состава
слова, умение определить место орфограммы,
что важно для выбора и применения правила;
в-третьих: фонетический анализ, определения
слогового состава, ударяемого и безударных
слогов, выделение гласных и согласных,
уяснение слабых и сильных позиций фонем,
позиционных чередований и их причин;
в-четвертых, грамматический
анализ слова (словосочетания) – определение
части речи, формы слова, например: имя
существительное, первого склонения, стоит
в д.п., ед.ч., и т.д.
Ведущее
положение морфологического принципа
русской орфографии определяет и
методику обучения правописанию: последняя
строится на сознательном, аналитическом
подходе к языку, на понимании
значений слов и их сочетаний, текста,
грамматических категорий и форм, фонемного
состава слова.
Морфологический
принцип мотивирован законом устойчивости
языкового знака. Закон устойчивости проявляется
в том, что в языках мира определенный
план выражения знака (отрезок речевой
цепи) вызывает в сознании носителя языка
определенный образ (план содержания знака).
Взаимосвязь плана выражения и плана содержания
устойчива, и это обеспечивает надежность
коммуникации: передавая определенное
значение последовательностью звуков,
говорящий рассчитывает на то, что слушающий
активизирует в своем сознании это значение.
Благодаря морфологическому принципу
орфографии на то же самое вправе рассчитывать
пишущий: то же самое значение (лексическое
для целого слова, грамматическое для
морфемы) актуализируется в сознании читателя.
Существует
мнение, что морфологический принцип письма
является основным, так как ему подчинено
написание большей части слов русского
языка.
Фонематический
принцип.
Фоне́ма
(др.-греч. φώνημα «звук») — минимальная
единица звукового строя языка.
Фонема не имеет самостоятельного лексического
или грамматического значения, но служит для различения
и отождествления значимых единиц языка
(морфем и слов):
Термин
«фонема» в близком современному
смысле ввели работавшие в Казани
польско-российские лингвисты Н. В. Крушевский
и И. А. Бодуэн
де Куртенэ (после
ранней смерти Крушевского Бодуэн указывал
на его приоритет).
Фонема
как абстрактная единица языка
соответствует звуку
речи как конкретной
единице, в которой фонема материально
реализуется. Строго говоря, звуки речи
бесконечно разнообразны; достаточно
точный физический анализ может показать,
что один человек никогда не произносит
одинаково один и тот же звук (например,
ударный [а́]). Однако пока все эти варианты
произношения позволяют правильно опознавать
и различать слова, звук [а́] во всех его
вариантах будет являться реализацией
одной и той же фонемы <а>.
Фонема
— объект изучения фонологии. Это понятие играет важную
роль при решении таких практических задач,
как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п.
Информация о работе Обучение младших школьников орфографии на основе фонематического принципа письма