Обучение детей составлению описаний картины

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

Рассмотрены теоретические и практические основы обучения детей рассказыванию по картине.
Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней.

Содержание

Введение.
Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней.
Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия. Проблемы обучения.
Составить конспект занятия по теме.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат МРР.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Обучение детей  составлению описаний картины 

 Введение 

 Типы, серии  картин. Основные требования, выдвигаемые  методикой к картине и работе  с ней 

 Методика  обучения рассказыванию по картине.  Структура занятия. Проблемы обучения 

 Составить  конспект занятия по теме 

 Заключение 

 Список литературы 

Введение 
 

 Для успешного  освоения программы обучения  в школе у выпускника детского  сада должны быть сформированы  умения связно высказывать свои  мысли, строить диалог и составлять  небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.  

 Проблема  развития связной речи детей  хорошо известна широкому кругу  педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.  

 Давно установлено,  что к старшему дошкольному  возрасту проявляются существенные  различия в уровне речи детей.  Главной задачей развития связной  речи ребёнка в данном возрасте  является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.  

 Цель контрольной  работы – рассмотреть теоретические  и практические основы обучения  детей рассказыванию по картине. 

1. Типы, серии  картин. Основные требования, выдвигаемые  методикой к картине и работе  с ней 
 

 Подбирая  сюжетные картинки для рассказывания,  необходимо учитывать, чтобы их  содержание было доступно детям,  связано с жизнью детского  сада, с окружающей действительностью. 

 Для коллективных  рассказов выбираются картины  с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено  несколько сценок в рамках  одного сюжета. В сериях, изданных  для детских садов, к таким  картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др. 

 При обучении  рассказыванию используется разнообразный  изобразительный материал. Так, на  занятиях находят применение  картины, представленные сериями, - с изображением продолжающегося  действия. Широко используются картины из серий «Мы играем» (автор Е. Батурина), «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева) «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» (авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др. 

 Дети, опираясь  на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятии каждый ребенок. 

 Для большей  систематизации знаний и представлений  рекомендуется группировать картинки  по объектам изображения, например: дикие и домашние животные, овощи,  фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда  и т. п. 

 Общие требования  к организации работы с картиной: 

1. Работы по  обучению детей творческому рассказыванию  по картине рекомендуется проводить,  начиная со 2-й младшей группы  детского сада.  

2. При подборе  сюжета необходимо учитывать  количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.  

3. После первой  игры картина оставляется в  группе на все время занятий  с ней (две-три недели) и постоянно  находится в поле зрения детей.  

4. Игры могут  проводиться с подгруппой или  индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.  

5. Каждый этап  работы (серия игр) следует рассматривать  как промежуточный. Результат  этапа: рассказ ребенка с использованием  конкретного мыслительного приема.  

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов. 

 Занятия по  картине имеют важное значение  в системе обучения рассказыванию. 

 В детском  саду проводятся два вида таких  занятий: рассматривание картин  с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин. 

 На первых  дошкольники овладевают преимущественно  диалогической речью: учатся выслушивать  вопросы педагога, отвечать на  них, спрашивают; вторые способствуют  развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены. 

 В соответствии  с «Программой воспитания в  детском саду» занятия по рассматриванию  картин проводятся во всех  возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию. 

 Ребенок дошкольного  возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит. 

 Рассматривая  картину, маленький ребенок все  время говорит. Педагог должен  поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком». 

 Таким образом,  рассматривание картины побуждает  ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание  рассказов, их нравственную направленность. 

 Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины. 

 Передавая  в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т. п.  

 В обучении  детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя. 

 В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. 

 Старший дошкольный  возраст характеризуется возросшей  речевой и мыслительной активностью  детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины. 

2. Методика обучения  рассказыванию по картине. Структура  занятия. Проблемы обучения 
 

 Рассказывание  по картине является особенно  сложным видом речевой деятельности  для ребенка. Проблема организации  такого занятия в том, что  дети должны выслушивать рассказы  по одной картине сначала воспитателя  (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.  

 Тем не  менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. 

 Возникшее  противоречие можно решить, используя  игровые методы обучения рассказыванию  по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. Можно выделить два типа рассказов по картине.  

 Описательный  рассказ.  

 Цель: развитие  связной речи на основе отображения  увиденного.  

 Виды описательного  рассказа:  

- фиксация изображенных  на картине объектов и их  смысловых взаимосвязей;  

- описание картины  как раскрытие заданной темы;  

- развернутое  описание конкретного объекта;  

- словесно-выразительное  описание изображенного с использованием  аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).  

2. Творческое  рассказывание по картине (фантазирование).  

 Цель: учить  детей составлять связные фантастические  рассказы по мотивам изображенного.  

 Виды рассказов:  

- фантастическое  преобразование содержания;  

- рассказ от  имени изображенного (представляемого)  объекта с заданной или самостоятельно  выбранной характеристикой.  

 Наиболее  оправданная форма обучения дошкольников  рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру:  дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.  

 Одним из  способов планирования связного  высказывания может служить прием  наглядного моделирования.  

 Использование  приема наглядного моделирования  дает возможность:  

 самостоятельного  анализа ситуации или объекта;  

 развития  децентрации (умения менять точку  отсчета);  

 развития  замыслов-идей будущего продукта.  

 В процессе  обучения связной описательной  речи моделирование служит средством  планирования высказывания. В ходе  использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.  

 В качестве  символов-заместителей на начальном  этапе работы используются геометрические  фигуры, своей формой и цветом  напоминающие замещаемый предмет.  Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.

Элементами плана  рассказа, составленного по пейзажной  картине могут служить силуэтные  изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам. 

 Наглядная  модель высказывания выступает  в роли плана, обеспечивающего  связность и последовательность  рассказов ребенка.  

 Особым видом  связного высказывания являются  рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. 

Информация о работе Обучение детей составлению описаний картины