Общие понятия о педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:52, контрольная работа

Описание работы

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Итак, рассмотрим, что собой представляет эта наука и что она изучает?

Содержание

Введение.
Педагогика – как сложная общественная наука.
Основные этапы развития педагогики.
Основные направления педагогической деятельности, ее средства и методы.
Основные понятия педагогики
Задачи и методы педагогики
Педагогическая система
Взаимодействие педагогики с другими общественными науками.

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 37.03 Кб (Скачать)

   Формирование процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

   Понятие «формирование» считается еще не установившейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность.

   Развитие  — это процесс и результат  количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. 

   Преподавание  — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

   Учение  — процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

   Обучение  — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

   Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

   Цель  (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

   Содержание  (обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

   Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

   Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма, прежде всего, связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

   Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

   Средство  — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д.

   Результаты  — это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

    Основные  понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно  связаны в едином и целостном  педагогическом процессе. Поэтому при  их характеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого  понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.  
 

    Задачи  и методы педагогики 

    1.Следует  различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука решает несколько важных теоретических задач:

    • выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;

    • изучение и обобщение практики, опыта  педагогической деятельности;

    • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

    • внедрение результатов исследований в практику преподавания;

    • планирование образования на ближайшее  и отдаленное будущее.

    Практическое  же воплощение теории лежит на отдельных  образовательных учреждениях.

    2. В настоящее время педагогика  располагает множеством разнообразных  научных методов. Основными из них являются:

    • педагогическое наблюдение;

    • исследовательская беседа;

    • изучение школьной документации и продуктов  деятельности учащихся;

    • педагогический эксперимент;

    • изучение и обобщение передового педагогического опыта.

    Педагогическое  наблюдение применяется в любой исследовательской деятельности. Наблюдение - основной источник накопления фактов и сведений.

Педагогический  эксперимент - это метод исследования, ориентированный на подтверждение или отрицание каких-либо теоретических выкладок опытным путем. 

Педагогическая  система 

    Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием  и осуществляет дифференциацию своих  исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время  понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

    Педагогика  как наука подразделяется на ряд  самостоятельных педагогических дисциплин:

    1. общая педагогика, исследует основные  закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи  и закономерности воспитания, его  роль в жизни общества и  развитии личности, процесс образования  и обучения.

    2. возрастная педагогика, изучающая  особенности воспитания людей  на  различных этапах возрастного  развития

    3. специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности  развития, обучения и воспитания аномальных  детей. Которая в свою  очередь  распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения  глухонемых и глухих детей  занимается сурдопедагогика, слепых  и слабовидящих – тифлопедагогика,  умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи  при нормальном слухе – логопедия; 

    4. Частная методика, исследующая специфику  применения общих закономерностей  обучения к преподаванию определённого  предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

    5. история педагогики, изучающая развитие  педагогических идей и практики  воспитания в различные исторические  эпохи. 

    Интенсивно  развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.  
 
 

4. Взаимодействие педагогики  с другими общественными  науками. 

    Процесс разностороннего взаимопроникновения  наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи  с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией  и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

    В тесных взаимоотношениях педагогика находится  с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает  закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

    Исключительно ценными знаниями о природе физического  развития человека, педагогику вооружает  общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и  воспитания. Изучение условнорефлекторной  деятельности помогают раскрывать научные  основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних  воздействий и связаны с формированием  умений, навыков и привычек.

    Новые, дополнительные возможности для  исследования процессов обучения и  воспитания перед педагогикой открывает  быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие  закономерности управления сложными динамическими системами. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике недоступны.

    Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Современная педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения. 
 
 
 
 

  

Информация о работе Общие понятия о педагогике