Общие понятия о педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:52, контрольная работа

Описание работы

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Итак, рассмотрим, что собой представляет эта наука и что она изучает?

Содержание

Введение.
Педагогика – как сложная общественная наука.
Основные этапы развития педагогики.
Основные направления педагогической деятельности, ее средства и методы.
Основные понятия педагогики
Задачи и методы педагогики
Педагогическая система
Взаимодействие педагогики с другими общественными науками.

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 37.03 Кб (Скачать)
 

План:

Введение.

  1. Педагогика – как сложная общественная наука.
  2. Основные этапы развития педагогики.
  3. Основные направления педагогической деятельности, ее средства и методы.
                • Основные понятия педагогики
                • Задачи и методы педагогики
                • Педагогическая система
  4. Взаимодействие педагогики с другими общественными науками.
  5. Педагогические основы социальной работы.
 

Заключение. 

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

    Каждая  наука в одном и том же объекте  изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Итак, рассмотрим, что собой представляет эта наука и что она изучает? 
 
 
 
 

 

    1. Педагогика  – как сложная  общественная наука.
 

Изучение  всякой науки, как правило, начинается с уяснения таких вопросов: как  возникла и развивалась эта наука  и что конкретно является предметом  ее исследования? Однако, рассматривая эти вопросы, необходимо всегда иметь  ввиду два существенных положения. Первое. Каким бы не был путь развития науки, она формируется под влиянием потребностей общества и предназначена  для выполнения определенных общественных функции. Второе. Любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда был четко сформирован  только ей присущий предмет исследования. В этой связи, перед каждой наукой становится требование выяснить свое место в общей системе вещей и знаний.   Педагогика, как и другие науки, имеет предмет и объект. 
   Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, подготовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом общественно-экономической обстановки в стране. 
   Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его приумножения, гуманистическое воспитание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, моделирование общественных и межличностных отношений. 
   Особенностью предмета и объекта педагогики является то, что основное место в ней занимает, во-первых, процесс формирования высокогуманистических взаимоотношений педагога и обучающихся, включающих взаимное доверие, уважение, разумную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности, во-вторых, организация учебно-воспитательного процесса, который обеспечил бы творческое усвоение социального опыта и современной культуры по основным видам деятельности (человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ), развитие творческой личности, а также гуманизация, демократизация и гуманитаризация  обучения и воспитания. 
   Педагогика как наука имеет свои понятия — основные единицы мыслительной деятельности. Понятийно-терминологический аппарат педагогики включает более тысячи понятий, среди которых основными являются "воспитание", "обучение", "развитие", "образование", "педагогический процесс" и др. 
    Современная педагогика прошла долгий путь развития и превратилась в разветвленную систему научных знаний с четко выраженными отраслями. Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Чтобы это положение стало более понятным, следует обратить внимание на одну существенную деталь. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни, или воспитанием. И когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятием воспитания, с формированием человека. Но само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.
 
 
 
 

  1. Основные  этапы развития педагогики.
 
 

    Обособление и формирование педагогики как науки  были вызваны к жизни растущими  потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

    Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука  достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные  воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело  место во многих древних странах, но более или менее достоверные  сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

    Надо  сказать, что уже в древнем  мире многие общественные деятели и  мыслители хорошо сознавали и  указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и  в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 –  ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной  выучке своих сыновей в той  или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная  отрасль теоретических знаний, относящихся  к воспитательной деятельности, стала  разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни  и производства, вначале разрабатывалась  в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов –  Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение  и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

    В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести  учебные принадлежности, а также  совершать с ними прогулки.

    Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые  занимались обучением и воспитанием  детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала  называться – педагогикой.

    Надо  сказать, что из Древней Греции ведут  своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического  воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

    Значительное  место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских  философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали  Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

    В средние века проблемы воспитания разрабатывались  философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную  окраску и были пронизаны церковной  догматикой.

    Дальнейшее  развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ  и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский  мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.

    Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали  за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря  на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика про- должала оставаться частью философии. Как особая наука  педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в  начале XVII в.

    Оформление  педагогики как самостоятельной  научной дисциплины большинство  исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса  Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации  учебной работы с детьми и нравственного  воспитания стали неотъемлемыми  элементами последующих научно-педагогических систем.

    Неоценимое  значение для становления научной  педагогики имели труды таких  виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в  Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм  Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих  Гербарт (1776-1841) в Германии.

    Родоначальниками  революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление  отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды  Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие  отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской  педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

    То, что педагогика выдвинула такое  большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его  интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения  грамотности основных производителей.

    Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

    Возникнув как наука о воспитании детей  и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества, всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.  
 
 

  1. Основные  направления педагогической деятельности, ее средства и методы.
 

    Основные  понятия педагогики 

Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический  аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета.

   Основные  педагогические понятия, выражающие научные  обобщения, принято называть также  педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

   Воспитание целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

   В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

   В узком социальном смысле под воспитанием  понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

   В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

   В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат  воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

   Следующая основная категория педагогики —  обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения.

   Знанияэто отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

   Уменияготовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

   Навыкикомпоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до  совершенства путем многократного упражнения.

   Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом  деле весьма обстоятельно важнейшие  мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий  характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая —  обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

   Образование результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получение образования отождествлялось с формированием человека. Сейчас огромный объем знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими  в полном объеме даже после очень длительного обучения.

Информация о работе Общие понятия о педагогике