Общеучебные умения и навыки учащихся. Их классификация. Группы общеучебных умений и навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:16, доклад

Описание работы

Проблема заключается в том, что успешное обучение невозможно без сформированности у ребенка общеучебных умений и навыков, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности.
Почему?
Во-первых, они применяются учеником, независимо от предмета изучения и характеризуют его как «школьника»: каковы мотивы его деятельности, умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств ее решения, есть ли у него желание улучшать результаты своего учебного труда.

Во-вторых, каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебных умений, и с этой точки зрения они являются межпредметными.

Работа содержит 1 файл

Выступление-готово.ppt

— 630.00 Кб (Скачать)

 

 

1

 

Общеучебные умения и навыки учащихся.  
Их классификация.  
Группы общеучебных умений и навыков

 

Подготовила:

 Фатьянова Елена Алексеевна

 

 

2

 

Проблема заключается в том, что успешное обучение невозможно без сформированности у ребенка общеучебных умений и навыков, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности.

Почему?

Во-первых, они применяются учеником, независимо от предмета изучения и характеризуют его как «школьника»: каковы мотивы его деятельности, умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств ее решения, есть ли у него желание улучшать результаты своего учебного труда.

 

Во-вторых, каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебных умений, и с этой точки зрения они являются межпредметными.

  

 

 

3

 

Впервые программа формирования умений учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др. В последние годы идеи Д. Б. Эльконика стали наиболее актуальны.  

 

 

4

 

  • Раскрыть сущность понятия общеучебные умения и навыки.

 

2. Охарактеризовать существующие подходы и  классификацию общеучебных умений и  навыков.

 

 

 

Задачи, которые ставим перед собой:

 

 

5

 

   Совершенствование формирования у  учащихся умений и навыков учения во многом зависит от единства во взглядах на сущность этих понятий.

 Имеют место определения умений как практического действия, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности. В пособии по дидактике под редакцией М. А. Данилова и М. Н. Скаткина речь идет об умениях и навыках, которые являются усвоенным опытом различных способов деятельности.

Эти и другие определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода к данному вопросу. По-видимому, причиной этого является сложность понятия, многогранность его свойств. Следует также учесть, что подходы к определению данного понятия во многом берут свое начало в исследованиях психологов.

 

Сущность умений и навыков

 

 

6

 

  Общее между ними состоит в том, что они представляют собой результат овладения способами учебно-познавательной деятельности. Этот результат выражается в готовности (способности) человека совершать действия.  
   Общим признаком умений и навыков является и то, что они характеризуют готовность школьника совершать действия, которые приобретена на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности. 
   Различия между умениями и навыками обнаруживаются в процессе их формирования. Умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, т. е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию.  
При совершенствовании умений они в целом не автоматизируются, поскольку этому процессу не подвержено  центральное звено решения мыслительных задач: нахождение принципа (основной идеи) ее решения на основе связи известного с неизвестным.  

 

 

7

 

 
   Общеучебные умения и навыки – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. 

 

Существует две категории учебных умений: общие и специальные.  

 

Речь пойдет об общеучебных умениях и навыках, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся. 

 

 

8

 

  • Учебно-управленческие - общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися

       ( планирование, т.е. определение целей и средств их достижения;

        организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов;

      контроль, т. е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов;

       регулирование, т. е.корректировка планов и процесса их реализации;

       анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов).

 

 

9

 

Учебно-управленческие - общеучебные умения

 

  • Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.
  • Понимать последовательность действий, реализуемых при индивидуальном и коллективном выполнении учебной задачи.
  • Соблюдать последовательность действий при индивидуальном выполнении учебной задачи в отведенное время.

 

 

 

10

 

 Учебно информационные умения -общеучебные умения, обеспечивающие:

  • нахождение,
  • переработку
  • и использование информации для решения учебных задач.

 

 

 

 

11

 

Учебно-информационные умения

 

  • Умения работать с письменными текстами
  • Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста.
  • Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; вслух.
  • Переходить с одного вида чтения на другой.
  • Работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами.

 

 

 

12

 

  • Определять примерное содержание книги по ее компонентам.
  • Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными библиографическими списками, картотеками, каталогами.
  • Пользоваться библиографической карточкой
  • Осуществлять библиографическое описание книги одного-двух авторов.
  • Подбирать и группировать материалы по определенной теме.
  • Составлять простой план письменного текста.
  • Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты.
  • Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.
  • Создавать письменные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение.
  • Владеть различными формами изложения: подробное - сжатое, полное – выборочное.

 

 

 

 

13

 

Умения работать с устными текстами

  • Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.
  • Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста.
  • Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты.
  • Составлять простой план устного текста.
  • Создавать устные тексты различных типов.
  • Выразительно говорить.
  • Владеть различными видами пересказа.

 

 

 

14

 

 Умения работать с реальными объектами как источниками информации

  • Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями, предложенными учителем.
  • Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения.
  • Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта.
  • Формировать под руководством учителя простейшие модели.

 

 

 

15

 

Учебно-логические умения - общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. 

 

 

Анализ и синтез:

  • Определять объект анализа и синтеза;
  • Определять аспект анализа и синтеза;
  • Определять компоненты объекта;
  • Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;
  • Определять пространственные отношения компонентов объекта;
  • Определять временные отношения компонентов объекта;
  • Определять функциональные отношения компонентов объекта;
  • Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта;
  • Определять свойства объекта;
  • Определять существенные признаки объекта. 

 

 

 

16

 

Сравнение

  • Определять объекты сравнения.
  • Определять аспект сравнения объектов.
  • Выполнять неполное однолинейное сравнение.
  • Выполнять неполное комплексное сравнение.
  • Выполнять полное однолинейное сравнение
  • Выполнять полное комплексное сравнение.
  • Выполнять сравнение по аналогии. 

 

 

 

17

 

Обобщение и классификация.

  • Осуществлять индуктивное обобщение.
  • Осуществлять дедуктивное обобщение.
  • Осуществлять классификацию. 

Определение понятий.

  • Различать объем и содержание понятий.
  • Различать родовое и видовое понятие.
  • Осуществлять родовидовое определение понятий.

 

 

18

 

Доказательство и опровержение.

  • Различать компоненты доказательства.
  • Осуществлять прямое индуктивное доказательство.
  • Осуществлять прямое дедуктивное доказательство.
  • Осуществлять опровержение тезиса.
  • Осуществлять опровержение аргументов. 

 

Определение и решение проблемы.

  • Определять проблемы.
  • Определять для решения проблем новую функцию объекта
  • Комбинировать известные средства для нового решения проблем.
  • Формулировать гипотезу по решению проблем.

 

 

 

 

19

 

Учебно – организационные умения и навыки 

 

5 класс 
самостоятельно составлять режим учебной работы с учетом степени трудности предметов;  
использовать рациональные способы выполнения того или иного задания.  
7 класс 
 овладеть содержанием работы консультанта по предмету.  
9 класс 
 планировать учебную деятельность  с учетом рекомендаций учителей;  
осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной деятельности.  

 

 

20

 

Навыки чтения и использования литературы (учебно – информационные)

 

5 класс

 бегло читать научно – популярные и публицистические тексты;

выразительно читать художественные произведения;

учиться выделять главное в текстах. 

7 класс

 сохранять максимальный темп при ознакомительном чтении;

совершенствовать технику извлечения информации;

самостоятельно изучать несложные темы. 

9 класс

 самостоятельно определять цель чтения различной литературы;

Информация о работе Общеучебные умения и навыки учащихся. Их классификация. Группы общеучебных умений и навыков