Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:16, доклад
Проблема заключается в том, что успешное обучение невозможно без сформированности у ребенка общеучебных умений и навыков, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности.
Почему?
Во-первых, они применяются учеником, независимо от предмета изучения и характеризуют его как «школьника»: каковы мотивы его деятельности, умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств ее решения, есть ли у него желание улучшать результаты своего учебного труда.
Во-вторых, каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебных умений, и с этой точки зрения они являются межпредметными.
1
Общеучебные умения и навыки уч
Их классификация.
Группы общеучебных умений и навыков
Подготовила:
Фатьянова Елена Алексеевна
2
Проблема заключается в том, что успешное обучение невозможно без сформированности у ребенка общеучебных умений и навыков, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности.
Почему?
Во-первых, они применяются учеником, независимо от предмета изучения и характеризуют его как «школьника»: каковы мотивы его деятельности, умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств ее решения, есть ли у него желание улучшать результаты своего учебного труда.
Во-вторых, каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебных умений, и с этой точки зрения они являются межпредметными.
3
Впервые программа формирования умений учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др. В последние годы идеи Д. Б. Эльконика стали наиболее актуальны.
4
2. Охарактеризовать существующ
Задачи, которые ставим перед собой:
5
Совершенствование формирования у учащихся умений и навыков учения во многом зависит от единства во взглядах на сущность этих понятий.
Имеют место определения умений как практического действия, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности. В пособии по дидактике под редакцией М. А. Данилова и М. Н. Скаткина речь идет об умениях и навыках, которые являются усвоенным опытом различных способов деятельности.
Эти и другие определения умени
Сущность умений и навыков
6
Общее между ними состоит в том, что они представляют собой результат овладения способами учебно-познавательной деятельности. Этот результат выражается в готовности (способности) человека совершать действия.
Общим признаком умений и навыков является и то, что они характеризуют готовность школьника совершать действия, которые приобретена на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности.
Различия между умениями и навыками обнаруживаются в процессе их формирования. Умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, т. е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию.
При совершенствовании умений они в целом не автоматизируются, поскольку этому процессу не подвержено центральное звено решения мыслительных задач: нахождение принципа (основной идеи) ее решения на основе связи известного с неизвестным.
7
Общеучебные умения и навыки – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.
Существует две категории учебных умений: общие и специальные.
Речь пойдет об общеучебных уме
8
( планирование, т.е. определение целей и средств их достижения;
организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов;
контроль, т. е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов;
регулирование, т. е.корректировка планов и процесса их реализации;
анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов).
9
Учебно-управленческие - общеучебные умения
10
Учебно информационные умения -общеучебные умения, обеспечивающие:
11
Учебно-информационные умения
12
13
Умения работать с устными текс
14
Умения работать с реальными объектами как источниками информации
15
Учебно-логические умения - общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Анализ и синтез:
16
Сравнение
17
Обобщение и классификация.
Определение понятий.
18
Доказательство и опровержение.
Определение и решение проблемы
19
Учебно – организационные умени
5 класс
самостоятельно составлять режим учебной работы с учетом степени трудности предметов;
использовать рациональные способы выполнения того или иного задания.
7 класс
овладеть содержанием работы консультанта по предмету.
9 класс
планировать учебную деятельность с учетом рекомендаций учителей;
осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной деятельности.
20
Навыки чтения и использования
5 класс
бегло читать научно – популярные и публицистические тексты;
выразительно читать художестве
учиться выделять главное в тек
7 класс
сохранять максимальный темп п
совершенствовать технику извле
самостоятельно изучать несложн
9 класс
самостоятельно определять цел