Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:54, реферат
Целью данной работы является изучение общества как фактора социализации.
Для достижения заданной цели мы ставим перед собой следующие задачи: выявить какие подсистемы общества влияют на социализацию личности, и как эти подсистемы влияют на социализацию
Введение………………………………………………………………2
Основная часть …………………………………………………….....3
Заключение …………………………………………………………...11
Список литературы …………
Содержание
Введение
Рассмотрим термин «социализация», который в научной литературе используется для характеристики процесса формирования личности под взаимодействием социальной среды. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. На социализацию влияют множество факторов, начиная от планеты, мира, страны, заканчивая семьей, кругом друзей и близких.
Тема общества как фактора социализации является актуальной на сегодняшний день, так как процесс становления индивида как личности не может проходить вне общества. Человек не имеет шансов стать полноценно развитым, находясь вне социума.
Целью данной работы является изучение общества как фактора социализации.
Для
достижения заданной цели мы ставим перед
собой следующие задачи: выявить
какие подсистемы общества влияют на социализацию
личности, и как эти подсистемы влияют
на социализацию.
Социальная структура общества – устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения. Для социальной дифференциации современного российского общества характерно образование многочисленных и часто нестабильных по составу профессиональных групп. Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня):
1) верхний, включающий в себя политические и экономические элиты;
2) верхний средний – собственники и менеджеры крупных предприятий;
3) средний – мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий;
4) базовый – массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики;
5) низший – неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры;
6) социальное дно
В процессе социальной дифференциации в России наблюдаются как минимум четыре тенденции – обнищание (пауперизация) специалистов, криминализация и люмпенизация многих социальных слоев, а также образование среднего класса.
На
стихийную социализацию и самоизменение
человека социальная структура, во-первых,
влияет постольку, поскольку каждый
социальный слой и отдельные социально-
Во-вторых,
следует иметь в виду, что чем
более социально
Горизонтальная социальная мобильность – это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя. Вертикальная социальная мобильность – переход отдельных представителей общества из одной социальной группы в другую.
Воспитание
как социально контролируемая социализация
испытывает на себе влияние социальной
структуры общества в связи с
тем, что различные социальные слои
и профессиональные группы имеют
разные представления о том, какие
люди должны вырасти из их детей. Соответственно,
они предъявляют разные требования
к системе образования и
Большинство
отечественных педагогов не отрицают
влияния биологического фактора
на формирование личности, но и не отводят
ему решающей роли, как это делают бихевиористы.
Разовьются ли задатки, станут ли они способностями
- это зависит от социальных условий, обучения
и воспитания, т.е. влияние наследственности
всегда опосредуется обучением, воспитанием
и социальными условиями. Природными особенностями
обусловливаются пути и способы формирования
психических свойств. Они могут влиять
на уровень, высоту достижений человека
в какой-либо области. При этом их воздействие
на личность не прямое, а косвенное.
Д. Локк (1632- 1704) - английский философ, политик
и педагог. Он разработал эмпирическую
теорию познания. В педагогике исходил
из решающего влияния среды на воспитание.
В
то же время нельзя переоценивать
и роль социальных факторов формирования
личности. Еще Аристотель писал, что
"душа - есть неисписанная книга природы,
опыт наносит на ее страницы свои письмена".
Д.Локк считал, что человек рождается
с душой чистой, как доска, покрытая
воском. Воспитание пишет на этой доске,
что ему заблагорассудится (tabula rasa).
Французский философ К. А. Гельвеций
учил, что все люди от рождения обладают
одинаковым потенциалом для умственного
и нравственного развития и различия
в психических особенностях объясняются
исключительно различным
Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеций, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это, прежде всего, люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя. Изменение, развитие осуществляется в деятельности.
«Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.» [4,с.576]
Термин социализация многозначен и по-разному интерпретируется авторами. Диапазон интерпретаций располагается от понимания его как пассивного усвоения личностью культуры до подчеркивания в процессе социализации собственной активности субъекта, его саморазвития.
Как
известно, термин «социализация» был
впервые употреблен американским социологом
Ф. Г. Гиддингсом еще в 1887 году и означал
«развитие социальной природы или
характера индивида», «подготовку
человеческого материала к
Современное
общество вступило в эпоху глобальной
информатизации, где информационная
деятельность становится ведущим фактором
социально-культурного и
В научной литературе понятие «социализация» используется для характеристики процесса формирования личности под воздействием социальной среды, хотя его природа трактуется по-разному.
В
настоящее время процесс
Уровень экономического развития общества влияет на социализацию подрастающих поколений постольку, поскольку определяет уровень жизни его членов.
Уровень жизни – понятие, которое характеризует степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, что обычно отражается в количестве и качестве получаемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов частого пользования, средств передвижения, вплоть до очень сложных, «возвышенных потребностей», связанных с удовлетворением культурных, эстетических и других аналогичных запросов.
На стихийную социализацию и самоизменение человека экономическое развитие влияет, не только определяя уровень жизни различных профессиональных и социальных групп и слоев, а также конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор влияет на их ожидания, настроение и поведение. Эта атмосфера во многом определяет либо актуальные и перспективные устремления как конкретных членов общества, так и целых групп населения, стимулируя активное стремление улучшать свое положение, либо фрустрацию (подавленность) и, как следствие, антисоциальное поведение (агрессию, вандализм, саморазрушение – алкоголизм, наркоманию).
На воспитание как социально контролируемую социализацию экономическая ситуация в обществе влияет постольку, поскольку определяет востребованность определенного количества людей тех или иных профессий и качественный уровень их подготовки. Главное же состоит в том, что уровень экономического развития общества определяет возможности для создания условий планомерного развития в первую очередь подрастающих поколений – в целом или только в некоторых социальных слоях.
Чем более развито экономически общество, тем более благоприятны возможности для развития человека в процессе социализации. В качестве иллюстрации можно привести такие данные. «Цена ребенка» от рождения до 25 лет в ценах 1985 г. в США была 500 тыс. долларов, в Швеции – 700 тыс. долларов, а в СССР – 40 тыс. рублей. Эти затраты определяли качество питания, медицинские, образовательные, жилищно-бытовые и культурные различия в возможностях, которые создавало каждое из названных обществ для развития подрастающих поколений.
Соответственно
уровню экономического развития общества
складываются и условия социализации
человека в зрелом возрасте, определяя
возможности и стимулы