Общение с родителями воспитанников

Автор: ***@lesintech.spb.ru, 28 Ноября 2011 в 14:50, доклад

Описание работы

Приходя в школу, многие родители, сознательно или нет, находятся под влиянием своих детских воспоминаний, впечатлений, часто – стереотипов в отношении школы. Нередко эти впечатления связаны с какими-то негативными эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей. В школе привычнее быть ребенком, поэтому, когда в школу приходит взрослый уже человек, избавиться от детских впечатлений и детской позиции ему не всегда удается. Да и мы, учителя, иногда как бы переносим свои претензии (наболевшее и накипевшее) в адрес учеников на их родителей. Это тоже связано с теми стереотипами, которые влияют на наше общение.

Работа содержит 1 файл

Общение с родителями воспитанников.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

 «Общение с родителями своих воспитанников» 

Источники:

1) Статья «Общение педагога с родителями школьников»

Т.В. Быкова (психолог школы № 434, г. Москва) http://www.c-psy.ru/index.php/specialists/socialnomu-pedagogu/master-class/8885-2011-03-14-14-26-21

2) Семинар на тему «Общение педагога с родителями»

Мишкин В. В. (Заместитель директора по воспитательной работе  
МОУ «Берсеневская средняя общеобразовательная школа» 
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия 
Учитель немецкого языка) http://mish.my1.ru/index/0-13
 

3) Статья «Эффективное взаимодействие педагога с родителями. Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке»

Светлана Тюлякова http://www.maaam.ru/stati/detskie-sady/yefektivnoe-vzaimodeistvie-pedagoga-s-roditeljami-kak-sobschit-roditeljam-negativnuyu-informaciyu-o-rebenke.html 

4) «Психология  общения» Наброски к книге

http://comm-psy.ru/?p=162 
 

    Для всякого педагога общение с родителями воспитанников – неизбежная и не всегда простая часть работы. Как же наладить взаимоотношения с родителями ваших воспитанников? 

    Приходя в школу, многие родители, сознательно  или нет, находятся под влиянием своих детских воспоминаний, впечатлений, часто – стереотипов в отношении  школы. Нередко эти впечатления  связаны с какими-то негативными  эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей. В школе привычнее быть ребенком, поэтому, когда в школу приходит взрослый уже человек, избавиться от детских впечатлений и детской позиции ему не всегда удается. Да и мы, учителя, иногда как бы переносим свои претензии (наболевшее и накипевшее) в адрес учеников на их родителей. Это тоже связано с теми стереотипами, которые влияют на наше общение. 

    → Стереотипное мнение большинства родителей об учителях следующее. Учителя – это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами лично нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы – мучайся.

    → У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. Какие родители – такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам – разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.

    Наверное, нужно вспомнить, что мы вместе –  учителя и родители – делаем в равной степени одно общее  дело, что нам доверено самой жизнью обучить, воспитать, вырастить  из детей достойных людей.

    Мы  в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить  отношения с родителями, выстраивать  концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям. 

    Родители  должны знать:

     
1. Устав школы (хорошо, если он вывешен на стенде на первом этаже), в т. ч. о том, что родители отвечают за посещение школы и выполнение домашних заданий; правила поведения в школе и т. д. 
2. Установленный порядок разрешения конфликтных ситуаций (лучше проговаривать его на каждом родительском собрании): обо всех возникающих вопросах сообщать сразу, не затягивая решение проблемы на месяцы (этот момент следует подчеркнуть особо, отметив, что, откладывая решение вопроса, родители должны понимать свою ответственность за все нарастающие "снежным комом" последствия!); порядок обращений: сначала обращаемся к учителю, по предмету которого возникли трудности; если не получилось взаимопонимания, то к классному руководителю, а затем уже к завучу и директору. Но если и на уровне директора не удалось разрешить конфликт, что маловероятно, – в вышестоящие организации. 
3. По какой программе идет обучение. В начальной школе об этом часто сообщают на родительских собраниях, в средней – может сообщить учитель, если возникнут вопросы, это важный аргумент в ответ на возможные претензии: почему ребенка учат так, а не иначе. 
4. План учебной и воспитательной работы в классе. Количество уроков, предметы и требования к ним, внеклассные мероприятия, деятельность родительского комитета – обо всем этом нужно сообщить на родительском собрании заранее. 
5. О формах связи с классным руководителем и администрацией школы. Телефон школы, координаты классного руководителя, приемные часы администрации, психолога, логопеда и т. д. 

   1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося.

   Типичное  общение учителя с родителями характеризуется непониманием и  взаимными претензиями.

   Чаще  всего это монолог учителя, состоящий  из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка.

   Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.

   Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей  такими, какие они есть, со всеми  плюсами и минусами, а также  обеспокоен их судьбой, как и родители.

   Основным  средством установления контакта с  родителями для учителя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.

   Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.

   Первое  правило. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

   Второе  правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

   Психологически  родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

   Третье  правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

   Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

   Индивидуальное  общение.

   При общении с родителями учитель  должен так строить беседу, чтобы  родители убедились, что они имеют  дело с профессионалом, любящим и  умеющим учить и воспитывать  детей.

   Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо продумать:

   1) цель;

   2) содержание беседы;

   3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.

   Каждая  деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.

   Может быть два варианта такого общения:

   1) по инициативе учителя;

   2) по инициативе родителей.

   2. Проведение беседы  с родителями по  инициативе учителя.

   1. Постановка психологической  цели.

   – Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)

   При всех указанных вариантах не стоит  вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение учителя и семьи.

   Вызывать  родителей стоит, если учитель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться  положительными  фактами  относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.

   2. Организация начала  диалога.

   Церемония приветствия.

   Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно  сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.

   3. Установление согласия на контакт. Это означает, что учитель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

   4. Создание обстановки диалога заключается в том, что учитель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы учитель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель – за ученическим.

   Нужно проследить, чтобы в классе никого не было, никто не вмешивался в разговор. Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его  и свои жесты и позы.

   Жесты и позы учителя должны демонстрировать  открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

   Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно  и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

   Вызывая родителя для беседы, учитель не должен забывать, что беседа подразумевает  диалог, следовательно, ему нужно  продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать возможность высказаться им.

   Проведение  диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но…» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

   Факты о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у  педагога, должны подаваться очень  корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас  непослушный, неорганизованный, невоспитанный  и т. д.».

   Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Информация о работе Общение с родителями воспитанников