Общая характеристика обучения детей с умственной отсталостью. Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются
упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся,
направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных
способностей; вторые — способами учебно-познавательной деятельности
самих учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Общая характеристика методов обучения детей с умственной отсталостью……………………………………………………………….4
Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида…………………………………………………………………..7
Сочетание методов обучения при решении образовательных, коррекционных задач…………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

сурнина.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

             Однако  в  связи  с  тем,  что  у школьников связи между словесными и  наглядными  компонентами  образуются  с большим трудом, требуются специальные  методические  приемы,  обеспечивающие эту связь.

            Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.

Во-первых, в связи с отклонениями в развитии персептивной сферы

(слух, зрение, опорно-двигательная система  и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного восприятия учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т. е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей данного человека[7].

      В подгруппе перцептивных методов на начальных этапах обучения детей

с отклонениями в развитии на первом месте находятся практические и

наглядные методы, формирующие сенсомоторную  основу представлений и

понятий о познаваемой действительности, дополнение к этим методам

являются  методы словесной передачи учебной  информации. Позднее словесные методы будут занимать одно из значимых мест в системе

применяемых методов.

      Во-вторых, при любых отклонениях в развитии, как известно, нарушено

развитие  речи. Это означает, что особенно на начальных этапах обучения речь учителя, его словесные объяснения, словесные методы в целом не могут

использоваться  как ведущие.

           В-третьих, разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу, а также методам объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.

При отборе и композиции методов обучения учитываются не только

отдаленные  коррекционно-образовательные задачи, но и ближайшие,

конкретные  цели обучения, например формирование определенной группы

умений, активизация словаря, необходимого для освоения нового материала[8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Изучив  и проанализировав литературу по поставленной проблеме, можно сделать следующие выводы.

1. Специальная педагогика различает в процессе образования человека с

особыми образовательными потребностями специальные  образовательные

технологии  и методы обучения.

2. Существует определенная специфика реализации методов обучения детей с умственно отсталостью в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

3. При  обучении детей с умственной  отсталостью наблюдается особое  сочетание методов обучения для  решения образовательных и коррекционных задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

1.      Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.

2.      Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. - М., 1996.

3.     Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. - М., 1982.

4.  Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.

5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Под ред. Б. П. Пузанова. - М., 1998.

6.  Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М., 1990.

7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова

. -- М.: Издательский  центр «Академия», 2001.

8. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994.

9. Специальная педагогика под редакцией Н. М. НАЗАРОВОЙ. - М., 1982.

 

Информация о работе Общая характеристика обучения детей с умственной отсталостью. Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида