Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа
Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются
упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся,
направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных
способностей; вторые — способами учебно-познавательной деятельности
самих учащихся.
Введение………………………………………………………………………….3
Общая характеристика методов обучения детей с умственной отсталостью……………………………………………………………….4
Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида…………………………………………………………………..7
Сочетание методов обучения при решении образовательных, коррекционных задач…………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………..17
Однако в связи с тем, что у школьников связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь.
Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.
Во-первых, в связи с отклонениями в развитии персептивной сферы
(слух, зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного восприятия учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т. е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей данного человека[7].
В подгруппе перцептивных методов на начальных этапах обучения детей
с отклонениями в развитии на первом месте находятся практические и
наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и
понятий
о познаваемой
являются методы словесной передачи учебной информации. Позднее словесные методы будут занимать одно из значимых мест в системе
применяемых методов.
Во-вторых, при любых отклонениях в развитии, как известно, нарушено
развитие речи. Это означает, что особенно на начальных этапах обучения речь учителя, его словесные объяснения, словесные методы в целом не могут
использоваться как ведущие.
В-третьих, разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу, а также методам объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.
При отборе и композиции методов обучения учитываются не только
отдаленные
коррекционно-образовательные
конкретные цели обучения, например формирование определенной группы
умений,
активизация словаря, необходимого
для освоения нового материала[8].
Заключение.
Изучив и проанализировав литературу по поставленной проблеме, можно сделать следующие выводы.
1. Специальная педагогика различает в процессе образования человека с
особыми образовательными потребностями специальные образовательные
технологии и методы обучения.
2. Существует определенная специфика реализации методов обучения детей с умственно отсталостью в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
3. При
обучении детей с умственной
отсталостью наблюдается
Список используемой литературы.
1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.
2. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. - М., 1996.
3. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. - М., 1982.
4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.
5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Под ред. Б. П. Пузанова. - М., 1998.
6. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М., 1990.
7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова
. -- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
8. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994.
9. Специальная педагогика под редакцией Н. М. НАЗАРОВОЙ. - М., 1982.