Общая характеристика обучения детей с умственной отсталостью. Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются
упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся,
направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных
способностей; вторые — способами учебно-познавательной деятельности
самих учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Общая характеристика методов обучения детей с умственной отсталостью……………………………………………………………….4
Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида…………………………………………………………………..7
Сочетание методов обучения при решении образовательных, коррекционных задач…………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

сурнина.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская Государственная Педагогическая Академия»

(ГОУ ВПО «АлтГПА») 

ИНСТИТУТ  ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 

Общая характеристика обучения детей с умственной отсталостью. Специфика  реализации методов  в специальной (коррекционной) школе VIII вида.  

Реферат 
 
 
 

Выполнила студентка

5 курса, 774 группы

Хмелева Екатерина Вадимовна

Проверила:

Сурнина Марина Владимировна 
 
 
 

Барнаул – 2011 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Общая характеристика методов обучения детей с умственной отсталостью……………………………………………………………….4
  2. Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида…………………………………………………………………..7
  3. Сочетание методов обучения при решении образовательных, коррекционных задач…………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………16

Список используемой литературы……………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

          Олигофренопедагогика ( от греч. олигос - малый и френ - ум ) - это педагогическая наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей. Много десятилетий это определение считалось правильным и исчерпывающим.

С современных позиций олигофренопедагогика - это часть дефектологии (специальной педагогики, коррекционной педагогики), изучающая ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации.

                 Обучение - это процесс усвоения учащимися определенных сторон общественно-исторического опыта человечества, осуществляемый под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, профессора, инструктора), выполняющего образовательную, воспитательную и развивающую функции в их органическом единстве.

Специальная педагогика различает в процессе образования человека с

особыми образовательными потребностями специальные  образовательные

технологии  и методы обучения [3].

    Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются

упорядоченными  способами взаимодействия учителя  и обучающихся,

направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных

способностей; вторые — способами учебно-познавательной деятельности

самих учащихся. 
 
 
 
 

1. Общая характеристика методов обучения детей с умственной отсталостью

           Психолого-педагогические способы помощи в становлении и

развитии  личности человека с ограниченными  возможностями

жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания.

В современных  условиях в педагогическом сознании сформировано

устойчивое  представление о становлении, развитии и социализации

подрастающего человека как о процессе его  образования, неразделимо

интегрирующего  обучение и воспитание. Разделение способов обучения и

способов  воспитания становится в таком случае искусственным,

предпринимаемым оправданно в целях аналитического изучения различных

сторон  специального образовательного процесса. Поэтому правомерно

использование понятия «образовательная (педагогическая) технология» как

интегрирующего  обозначения различных способов образовательного

взаимодействия педагога и обучающихся[7].

          Рассмотрим основные группы методов обучения и воспитания, используемые в специальных образовательных технологиях. В соответствии с принятой в дидактике и наиболее распространенной

классификацией  методов обучения на основе целостного деятельностного

подхода в процессе обучения детей с отклонениями в развитии выделяются

методы  организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации; методы контроля и самоконтроля. Дидактика специального обучения пользуется как общепедагогическим арсеналом методов и приемов обучения, так и своими специфическими для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями, методами и приемами коррекционно-педагогической работы,

представляющими собой оригинальные образовательные[8].

Общепедагогические  методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и композицию методов и приемов, более других отвечающих особым

образовательным потребностям ученика и специфике  коррекционно-

педагогической  работы с ним; предусматривается  и особая реализация этого

сочетания методов. Общепедагогические методы не используются

изолированно, но всегда в необходимом сочетании  друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним -двумя

дополнительными, сюда же подключаются различные как общепедагогические, так и специальные приемы. Важным является взаимодополняемость методов.

Так, на начальных этапах обучения при объяснении нового материала

ведущими  могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы. На более поздних годах обучения ведущее место могут занимать словесные методы с дополнением наглядных и практических методов[7].

Значительное  своеобразие в отборе, композиции и применении методов

обучения  детей с отклонениями в развитии существует в группе методов

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Как

известно, в эту группу входят следующие  подгруппы методов: перцептивные методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного

восприятия  учебного материала и информации, по организации и способу его

усвоения; наглядные, практические методы, логические (индуктивный и дедуктивный); гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые

исследовательские).

Все эти  методы могут реализоваться в  практике образования общего

назначения  как под руководством учителя, так и самостоятельно

обучающимися. В условиях специального образования  возможности

обучающихся далеко не всегда позволяют реализовать  методы

самостоятельной работы[9].

Рассмотрим  возможности и особенности применения отдельных методов

в системе  специального образования на примере  обучения детей младшего

школьного возраста с отклонениями в развитии.

Среди словесных методов обучения широкое распространение в практике

массового школьного обучения имеет беседа. Действительно, беседа позволяет вовлечь всех детей в учебный процесс, она учит живому общению, позволяет выявить и закрепить имеющиеся у детей знания. Беседа в начальном образовании ряда категорий детей с особыми образовательными

потребностями малопродуктивна в плане приобретения новых знаний. В то же время она может использоваться для закрепления нового словаря и оборотов речи, а при ознакомлении с новым материалом — на начальном этапе (для выяснения, что знают дети) и на завершающем — для проверки усвоения изложенного[7,3].

Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие ввиду

специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.

Существует  своя специфика в реализации наглядных методов обучения.

Так, педагог  не только демонстрирует объект, о  котором идет речь, но и должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам такого изучения. В педагогическом процессе важно обеспечить

достаточную практику таких наблюдений для накопления необходимого

сенсомоторного  опыта, закрепления способов и приемов  наблюдения и

изучения  объектов, закрепления используемых при этом словесных средств.

Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если

наглядные методы сочетаются с практическими методами.

Разновидностью  практического метода обучения является использование

дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимулирования учения. Несмотря на то что игра занимает значительное место в жизни младшего школьника и является творческой целенаправленной деятельностью, ее использование в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие[8].

           Таким образом, в специальном образовании практически всегда

используется  сложное сочетание нескольких методов  и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.

Комбинации  таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Можно говорить о том, что специальный образовательный процесс протекает с применением специальных образовательных (коррекционно-педагогических) технологий, а не просто отдельных сочетаний методов и приемов работы[7]. 

    2. Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

              Одним из основных методов обучения в специальной школе является рассказ - форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. В рассказе сообщаются сведения о научных открытиях, биографиях писателей, поэтов, исторических событиях, описывается жизнь животных и растений и т. п. Метод рассказа удобен для сообщения впечатлений об экскурсиях, просмотренных кинофильмах, прочитанных книгах.

Информация о работе Общая характеристика обучения детей с умственной отсталостью. Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида