Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа
Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются
упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся,
направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных
способностей; вторые — способами учебно-познавательной деятельности
самих учащихся.
Введение………………………………………………………………………….3
Общая характеристика методов обучения детей с умственной отсталостью……………………………………………………………….4
Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида…………………………………………………………………..7
Сочетание методов обучения при решении образовательных, коррекционных задач…………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………..17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Алтайская Государственная Педагогическая Академия»
(ГОУ ВПО «АлтГПА»)
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Общая
характеристика обучения
детей с умственной
отсталостью. Специфика
реализации методов
в специальной (коррекционной)
школе VIII вида.
Реферат
Выполнила студентка
5 курса, 774 группы
Хмелева Екатерина Вадимовна
Проверила:
Сурнина
Марина Владимировна
Барнаул
– 2011
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
Введение
Олигофренопедагогика ( от греч. олигос - малый и френ - ум ) - это педагогическая наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей. Много десятилетий это определение считалось правильным и исчерпывающим.
С современных позиций олигофренопедагогика - это часть дефектологии (специальной педагогики, коррекционной педагогики), изучающая ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации.
Обучение - это процесс усвоения учащимися определенных сторон общественно-исторического опыта человечества, осуществляемый под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, профессора, инструктора), выполняющего образовательную, воспитательную и развивающую функции в их органическом единстве.
Специальная педагогика различает в процессе образования человека с
особыми образовательными потребностями специальные образовательные
технологии и методы обучения [3].
Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются
упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся,
направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных
способностей;
вторые — способами учебно-
самих
учащихся.
1. Общая характеристика методов обучения детей с умственной отсталостью
Психолого-педагогические способы помощи в становлении и
развитии личности человека с ограниченными возможностями
жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания.
В современных условиях в педагогическом сознании сформировано
устойчивое представление о становлении, развитии и социализации
подрастающего человека как о процессе его образования, неразделимо
интегрирующего обучение и воспитание. Разделение способов обучения и
способов воспитания становится в таком случае искусственным,
предпринимаемым оправданно в целях аналитического изучения различных
сторон специального образовательного процесса. Поэтому правомерно
использование понятия «образовательная (педагогическая) технология» как
интегрирующего обозначения различных способов образовательного
взаимодействия педагога и обучающихся[7].
Рассмотрим основные группы методов обучения и воспитания, используемые в специальных образовательных технологиях. В соответствии с принятой в дидактике и наиболее распространенной
классификацией методов обучения на основе целостного деятельностного
подхода в процессе обучения детей с отклонениями в развитии выделяются
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации; методы контроля и самоконтроля. Дидактика специального обучения пользуется как общепедагогическим арсеналом методов и приемов обучения, так и своими специфическими для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями, методами и приемами коррекционно-педагогической работы,
представляющими собой оригинальные образовательные[8].
Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и композицию методов и приемов, более других отвечающих особым
образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно-
педагогической работы с ним; предусматривается и особая реализация этого
сочетания методов. Общепедагогические методы не используются
изолированно, но всегда в необходимом сочетании друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним -двумя
дополнительными, сюда же подключаются различные как общепедагогические, так и специальные приемы. Важным является взаимодополняемость методов.
Так, на начальных этапах обучения при объяснении нового материала
ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы. На более поздних годах обучения ведущее место могут занимать словесные методы с дополнением наглядных и практических методов[7].
Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении методов
обучения детей с отклонениями в развитии существует в группе методов
организации
и осуществления учебно-
известно, в эту группу входят следующие подгруппы методов: перцептивные методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного
восприятия учебного материала и информации, по организации и способу его
усвоения; наглядные, практические методы, логические (индуктивный и дедуктивный); гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые
исследовательские).
Все эти методы могут реализоваться в практике образования общего
назначения как под руководством учителя, так и самостоятельно
обучающимися. В условиях специального образования возможности
обучающихся далеко не всегда позволяют реализовать методы
самостоятельной работы[9].
Рассмотрим
возможности и особенности
в системе специального образования на примере обучения детей младшего
школьного возраста с отклонениями в развитии.
Среди словесных методов обучения широкое распространение в практике
массового школьного обучения имеет беседа. Действительно, беседа позволяет вовлечь всех детей в учебный процесс, она учит живому общению, позволяет выявить и закрепить имеющиеся у детей знания. Беседа в начальном образовании ряда категорий детей с особыми образовательными
потребностями
малопродуктивна в плане
Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие ввиду
специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.
Существует своя специфика в реализации наглядных методов обучения.
Так, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но и должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам такого изучения. В педагогическом процессе важно обеспечить
достаточную практику таких наблюдений для накопления необходимого
сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов наблюдения и
изучения объектов, закрепления используемых при этом словесных средств.
Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если
наглядные методы сочетаются с практическими методами.
Разновидностью практического метода обучения является использование
дидактических
игр и занимательных
Таким образом, в специальном образовании практически всегда
используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.
Комбинации
таких сочетаний и их адекватность
той или иной педагогической ситуации
и определяют специфику процесса специального
образования. Можно говорить о том, что
специальный образовательный процесс
протекает с применением специальных
образовательных (коррекционно-педагогических)
технологий, а не просто отдельных сочетаний
методов и приемов работы[7].
2. Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Одним из основных методов обучения в специальной школе является рассказ - форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. В рассказе сообщаются сведения о научных открытиях, биографиях писателей, поэтов, исторических событиях, описывается жизнь животных и растений и т. п. Метод рассказа удобен для сообщения впечатлений об экскурсиях, просмотренных кинофильмах, прочитанных книгах.