Образовательно-исследовательский проект формирования социально-гражданской компетенции в ракурсе патриотической позиции будущего учит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:53, творческая работа

Описание работы

Во исполнение Закона Российской Федерации «Об образовании». Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования РФ (Постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»): Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2005 года №529 – Постановление Правительства «О Городской целевой программе развития образования» («Столичное образование – 5» на 2009-2011 гг). Основной миссией образования (по Федеральному государственному образовательному стандарту) является формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданской социокультурной модернизации страны.

Работа содержит 1 файл

инновационное написание урока.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

Педагогический  колледж № 9 «Арбат» 

 
 
 
 

Арбат учит, Арбат учиться, -

Лучше учить, лучше воспитывать!

Интересно учить – интересно  воспитывать!

Учитель – вечный ученик! 
 

Образовательно-исследовательский проект формирования

социально-гражданской компетенции в ракурсе патриотической позиции будущего учителя

(на  примере тематического  занятия 

«Медленно история листается, все пройдет, а  Родина останется…») 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011

Информационный  дидактико-технологический  и методический

модуль  урока

Дата  
Группы  
Предмет  
Тема  
Вид урока  
Тип урока  
Студент-преподаватель  
 
 
 
Научный руководитель Ермакова  Наталия Михайловна, к.п.н., доцент, Заслуженный учитель РФ – научный руководитель проекта.
      Государственный социальный заказ
    Во  исполнение  Закона Российской Федерации  «Об образовании». Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции  о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования  РФ (Постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»): Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2005 года №529 – Постановление Правительства «О Городской целевой программе развития образования» («Столичное образование – 5» на 2009-2011 гг). Основной миссией образования (по Федеральному государственному образовательному стандарту) является формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданской социокультурной модернизации страны.

      Добиваться:

  • применения различных форм, методов, средств, технологий при проведении образовательного урока;
  • формирования и развития личности будущего учителя как патриота России, Гражданина России, Гражданина Мира;
  • формирования читательской активности, потребности самостоятельного чтения отечественной гражданско-патриотической поэзии;
  • установления взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса.
Ключевые 

определения

   Компетентность – это когнитивные способности и умения (которыми обладает индивидуум или которые он может приобрести в образовательном процессе) решать определенные проблемы, а также связанные с этим мотивационные, волевые и социальные готовности (диспозиции) и способности использовать решение проблем успешно и ответственно в вариативных ситуациях.

   Ключевая  компетенция – способность личности мобилизовать свои знания, умения, а также способы выполнения действий, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

   Деятельностная  парадигма – ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований, или теория, отражающая важные, существенные черты действительности.

Межпредмет-ные

связи

  • Литература;
  • Русский язык;
  • Обществознание;
  • Философия;
  • Культурология.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
Технологическая карта урока
Триеди-ные  дидакти-ческие

цели 

Образовательные цели:
  • Использование и отбор в образовательном процессе новейших образовательных технологий.
  • Ознакомление с инновационной моделью написания плана-конспекта урока.
  • Умение организовать событие со студентами, использовать собственную самость как средство выстраивания и развития совместной познавательной деятельности.
  • Организация педагогической работы, призванной обеспечить условия и способы становления образовательного процесса, а также определение учебного предметного литературного чтения, содержания, технологий с учетом относительно независимых компонентов: предметного, логического и психологического при приобретении знаний или формировании умений студентов в области истории отечества.
  • Формирование студента-преподавателя как организатора и участника соединения поколений (поколения 40-х годов XX века и поколения начала XXI века) как носителя ценностно-смыслового пласта содержания патриотического воспитания России.
  • В качестве субъекта педагогической деятельности овладение соответствующими нормами, методами, технологиями и средствами осуществления патриотического воспитания детей, адекватными задачами развития современной личности в контексте воспитания патриотов России.
  • Формирование профессиональной компетентности, как способности построения будущем учителем системы образовательных (развивающих)  ситуаций.
Воспитательные (социализирующие, личностно  ориентированные) цели:
  • Возрождение и приобщение студентов к духовно-нравственным и патриотическим традициям России.
  • Подготовка социально активной, сознательной, творческой личности, способной и готовой к выполнению своего общественного и профессионального педагогического долга, обладающей четкой гражданской позицией и умеющей любить Россию.
  • Формирование установки на позитивное отношение к миру, личности, на толерантность, конструктивное взаимодействие и оценку своего поведения (рефлексию) и т.д.
  • Активизация культурного и научного аспектов миростроительства, развитие умения будущего учителя содействовать сохранению  и популизации национального и историко-героического наследия и культурного разнообразия.
  • Воспитание коммуникативных навыков и умения общаться с людьми иных взглядов, ориентаций, культур.
Развивающие цели:
  • развитие культурологических взглядов, художественных представлений и умений творческой деятельности.

Развитие  восприятия:

  • Развитие целостности, предметности, осмысленности восприятия.

Развитие  речи:

  • Развитие диалогической и монологической речи, развитие содержательности, понятности и выразительности речи.

Для студентов:

  • Формирование читательской компетенции.

Развитие  памяти:

  • Развитие образной, эмоциональной, словесно-логической памяти.

Развитие  воображения:

  • Развитие творческого воображения.

Развитие  воли и самостоятельности:

  • Развитие уверенности в своих силах способности к саморегуляции поведения, адаптации в социуме и самореализации в педагогической деятельности.

Развитие  умений учебного труда:

  • Развитие готовности к осознанному прохождению индивидуального образовательно-профессионального маршрута.

Развитие  познавательных умений:

  • Формирование умений выделять главное, выработка стержневой предметной направленности познавательных интересов.

Развитие  практических навыков:

  • Формирование практических умений, способности к творчеству и саморазвитию.

 

Логическая  структуризация Студент-

преподаватель

Студент
Целеполагание
  • Создание условий и обеспечение возможности успешной совместной деятельности студента-преподавателя и студентов в повышенном качестве усвоения представленного материала.
  • Формирование активной духовной позиции будущего учителя.
  • Формирование способности студентов применять полученную информацию в педагогической деятельности.
  • Всестороннее развитие личности студента как конкурентоспособного специалиста, адаптированного к требованиям современной вариативной школы, способного к непрерывному образованию на протяжении всей жизни, а также профессиональному самоопределению.
  • Отбор и включение в учебный материал компонентов содержания патриотического воспитания в профессионально-педагогическом образовании.
  • Овладение системой  предметных знаний, необходимых в дальнейшем для обучения студентов в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом;
  • Развитие самооценки у студентов.
  • Развитие умения работать над текстом как речеведческой единицей и литературным произведением как искусством слова с его специфической структурой и жанровыми особенностями.
  • Формирование научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взгляды и убеждения.
  • Развитие эмоциональной сферы, обогащение духовного мира.
  • Развитие познавательного интереса у студентов, творческих и познавательных способностей.
Ключевые  компетенции Студент-преподаватель Студенты
Педагоги-ческая компетенция Организация участия студентов в исследовательском экспериментальном проекте и руководство их деятельностью. Освоение студентами компетентностного подхода.

Овладение знаниями и умениями, приобщение студентов  к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры нашего Отечества.

Профессио-нальная компетенция Способность к проектированию и опыт участия в разнообразных проектах, как в педагогическом колледже, так и вне его.

Опыт разнообразной  деятельности  в коллективе, группе, команде.

Опыт самоорганизации  и самообразования, свободное творчество и развитие интересов, в том числе и профессиональных.

Формирование  способности к постоянному самообразованию.
Организа-ционная

компетенция

Координация деятельности других людей для достижения поставленной цели – социально – педагогическое сопровождение процесса развития и становления культуры русского языка в условиях учебной и внеучебной деятельности студентов Педагогического колледжа №9 «Арбат» в контексте процессов модернизации столичного образования. Эмоционально-волевая  регуляция личности во время занятия. Осуществление самоконтроля за своим  поведением.
Коммуни-кативная компетенция Повышение качества действий организаторов проекта, обеспечивающих эффективное установление контакта и взаимодействия с аудиторией разного возраста.

Умение реализации стратегии, тактики, техники субъект-субъектных взаимодействий; организация их совместной деятельности для достижения поставленных целей.

Овладение приемами убеждения, грамотной устной и письменной речью, техникой общения, а так же знаниями, соблюдением и применением профессионального педагогического этикета.
Личностная  компетенция Уровень мастерства студента-преподавателя включает в  себя педагогическую технику, самореализацию в социуме, применение авторских технологий. Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств.
Проектно  – исследо-вательская компетенция Применение  методов исследования, разработка проекта, составление алгоритма занятия, матрицы результативности проведенного занятия. Овладение методами исследования проектной деятельности.
Компетенция социального партнерства Готовность  взаимодействовать с другими  людьми, сотрудничать в группе, находить адекватные решения в разных ситуациях, отношения к социальному взаимодействию как к ценности. Закрепление навыков  взаимодействия в коллективе, деятельностном применении содружества, сотворчества и др.
Информа-ционная компетенция Повышение качества действий студентов-организаторов  данного проекта, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса Педагогического колледжа. Способность использовать компьютерные и мультимедийные технологии в реализации проекта.
Языковая  компетенция Воспитание  чувства красоты русского языка, представленной в отечественной  поэзии. Развитие логической связной речи.

Расширение словарного запаса.

Общекуль-турная компетенция Предоставление  студентам набора прикладных знаний и умений, которые обеспечат им культурно-мировоззренческий уровень, помогут реализовать себя в педагогической профессии. Освоение основ  отечественной и мировой поликультурности.
Здорово-сберегающая  компетенция Создание здоровосберегающей образовательной среды. Формирование  положительных факторов, влияющих на здоровье и здоровый образ жизни.
 
Основные  дидактические принципы
    • Принцип научности
    • Принцип доступности
    • Принцип наглядности
    • Принцип культуросообразности
    • Принцип поликультурности
    • Принцип гуманизации образования
    • Принцип диалогичности
    • Принцип успешности
    • Принцип вариативности
    • Принцип когнитивнсти
Вид доски

            Начало урока                                                           Конец урока 
 
 
 

Литература
  1. Давыдов В.В.Педагогическая энциклопедия, 1999.
  2. Журнал «Школьные технологии» 1999 – 2002 гг.
  3. Есипович К.Б. Управление познавательной  деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. М.,1988.
  4. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.,1999.
  5. Ксезова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. М., 2000.
  6. Ксензова Г.Ю Перспективные школьные технологии. М., 2000
  7. Монахов В.М. ,Лукьянова М.И, Методические программы  развития, учащихся: первый опыт  проектирования. Ульяновск ,1997.
  8. Монахов  В.М. и др. Проектирование  программ развития учащихся. М.-Новокузнецк, 1997.
  9. Монахоа В.М. и др. Изучаем технологию В.М. Монахова за семь дней. М.- Новокузнецк, 2000.
  10. Монахов В.М. и др. Педагогическая технология академика В.М. Монахова. Методология. Внедрение. Развитие: Материалы региональной научно – практической конференции. М. – Новокузнецк, 1997.
  11. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. 2-е издание. М., 1999.
  12. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.2-е изд., испр. и доп.М.,1999.
  13. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
 
 
 
 

 

Моделирование технологического и  организационно-методического  проекта гражданско-патриотического воспитания студентов на занятии
Структура образовательного урока
Этап Дидактическо-методический деятельностный модуль, применяемый студентом-преподавателем  
Алгоритм 

деятельности 

студента-преподавателя

Инструментально-деятельностный ракурс обучения студента на блочно-модульной основе Деятель-ность студента
Организа-ционный  этап. Актуализа-ция  духов-но-нравст-венных представле-ний студентов. Целеполагание
  • Актуализация деятельности студентов, направленная на усвоение норм и правил Гражданина России, Гражданина Мира.
  • Воспитание любви к Отечеству, гордости за историко-героическое прошлое России.
  • Организация внимания и внутренней готовности студентов.
  • Определение целей занятия.
  • Создание возможности для свободного и комфортного развития каждого студента с учетом индивидуально-личностных особенностей, интересов и потребностей студентов.
 

Ключевые

компетенции

  • Социально-гражданская компетенция
 
 
 
 
  • Здоровосберегающая  компетенция 
 
  • Профессиональная  компетенция 
 
  • Общекультурная  компетенция
 
 
  • Педагогическая  компетенция 
 
 
  • Коммуникативная компетенция 
 

Применяемые технологии

  • Технология модульно-блочного структурирования содержания материала.
  • Технология диалоговой взаимопомощи.
  • Адаптивная система обучения.
  • Технология взаимного обучения.
  • Технология культурных практик.
  • Технология проектного обучения.

Применение  методов

  • Эвристический
 
 
 
 
 
  • Словесный
 
 
  • Исследовательский
 
  Целеполагание
  • Формирование представлений об историческом прошлом России.
  • Формирование высокого уровня эмоциональной включенности и заинтересованности личности относительно данного занятия.
  • Самостоятельная актуализация имеющихся знаний.
  • Формирование общей цели деятельности студентов, в рамках которой будет формироваться личностно-мотивационное отношение к историческому прошлому России.
  • Определение значимости представлен-ного материала для каждого из студентов.
 

Формирование

компетенций

  • Социально-гражданская компетенция (формирование толерантности и чувства гражданственности)
  • Здоровосбере-гающая компетенция (валеологизация обучения).
 
  • Общекультурная компетенция (формирование знаний о мировой культуре, о поэтах и песнях Великой Отечественной Войны).
  • Коммуникативная компетенция
 

Средства 

обучения

  • Литературные источники информации.
 
  • Интеграция межпредметных связей..
 
  • Методические указания.
 
  • Информационные  источники.
 
  • Эксперименталь-ные  методики.
 

Методы

  • Эвристический (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем).
  • Словесный (при формировании теоретических знаний – беседа).
 
  • Проблемно-поисковый.
 
Подготовка  студентов к речевому восприятию. 

Студенты внимательно  слушают студента-преподава-теля. 
 
 

Включение в  процесс познания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студенты отвечают на вопросы, поставлен-ные студентом-преподавате-лем. 
 

Студенты наглядно восприни-мают представлен-ный материал. 

Умение находиться в обществе, отвечать на поставлен-ные вопросы, доброжелательно восприимать материал. 
 
 
 
 
 

Студенты подготов-лены к проблемному изложению материала. 
 
 

Самосто-ятельное решение познава-тельных задач.

Умение отвечать на вопросы по заданной тематике.

Студенты подготовле-ны к проблем-ному изложению материала.

Системно-деятельнос-тный этап Целеполагание
  • Социально-гражданское воспитание студентов.
  • Предоставление студентам набора прикладных знаний и умений, обеспечивающие культурно-мировоззренческий уровень студента и помогающие студенту реализовать себя в педагогической профессии.
  • Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России, формирование духовно-нравственных качеств личности.

Ключевые  компетенции

  • Социально-гражданская компетенция
  • Пректно-исследовательская компетенция
  • Организационная компетенция
  • Информационная компетенция
  • Педагогическая компетенция
  • Коммуникативная компетенция
 
 
 
 
 
 

Применяемые технологии

  • Технология проектного обучения.
  • Технология культурных практик.
  • Технология взаимного обучения.
  • Технология модульно-блочного структурирования содержания материала.
  • Технология критического осмысления.
 

Применение  методов

  • Эвристический
 
  • Словесный
 
  • Наглядный
 
  • Практический
        Целеполагание
  • Освоение основ отечественной и мировой поликультурности.
  • Формирование читательской активности.
  • Овладение системой  предметных знаний (история отечества, литература, музыка и др.), необходимых в дальнейшем для обучения студентов в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом.
  • Высокое качество усвоения представленного материала, способствующее эффективному формированию гражданственности и патриотизма у студентов.
 
 

Развитие

компетенций

  • Социально-гражданская компетенция
  • Информационная компетенция (развитие логики, самостоятель-ности).
  • Личностная компетенция
  • Читательская компетенция (проявление интереса к творчеству поэтов, погибших в Великой Отечественной Войне).
 

Средства

обучения

  • Литературные источники информации.
 
  • Интеграция межпредметных связей.
 
  • Методические  указания.
 
  • Информационные  источники.
  • Эксперименталь-ные методики.
 

Методы

  • Эвристический
 
  • Словесный
 
  • Наглядный
Восприятие  материала о мировой культуре, о поэтах и песнях Великой Отечествен-ной Войны. 
 
 
 
 
 
 
 

Вниматель-но слушают представлен-ный материал студентом-преподавате-лем. 
 
 
 
 
 

Студенты наглядно восприни-мают представлен-ный материал. 

Закрепление у  студентов тех знаний и умений, которые необходимы для самосто-ятельной исследова-тельской деятельнос-ти. 

Формирова-ние  потребности у студентов к  самостоя-тельному чтению отечествен-ной  гражданско-патриотичес-кой поэзии. 

Выработка умений студентов оперировать ранее  полученными знаниями, решать практичес-кие и теоретичес-кие задачи.

Рефлексив-но-оценоч-ный  этап Целеполагание
  • Формирование у студентов чувства сопереживания судьбам Героев Великой Отечественной войны, восхищения и гордости за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом.
  • Развитие у студентов эмоциональной сферы, обогащение духовного мира.
  • Использование оценки деятельности студентов на занятии для стимулирования их активности и развития познавательного интереса.
  • Подведение итогов занятия, анализ деятельности учащихся на занятии, анализ результатов собственной деятельности по организации занятия.

Ключевые

компетенции

  • Социально-гражданская компетенция
  • Общекультурная  компетенция
  • Управленческая компетенция
  • Профессиональная компетенция
  • Педагогическая компетенция
  • Информационная компетенция
  • Коммуникативная компетенция
 
 

Применяемые технологии

  • Контрольно-корректирующая технология.
  • Технология взаимного обучения.
  • Технология проектного обучения.
 
 

Применение  методов

  • Эвристический
  • Аналитический
  • Словесный
  • Исследовательский
  Целеполагание
  • Формирование представлений об историческом прошлом России, обеспечивающих полноценное восприятие произведений и книг.
  • Формирование научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взгляды и убеждения.
  • Проявление социальной гражданской активности и ответственности, выражение собственной гражданской позиции.
  • Освоение студентами передовых технологий в области моделирования развивающих социально-значимых проектов.

Формирование  компетенций

  • Социально-гражданская компетенция
  • Общекультурная  компетенция
  • Читательская компетенция
  • Профессиональная компетенция
  • Педагогическая компетенция
  • Информационная компетенция
  • Коммуникативная компетенция (субъект-субъектные речевые отношения).

Средства

обучения

  • Литературные источники информации.
  • Интеграция.
  • Методические указания.
  • Информационные источники.
  • Эксперименталь-ные методики.

Методы

  • Эвристический
  • Аналитический
  • Словесный
  • Наглядный
Вниматель-но слушают студента-преподавате-ля.  
 
 
 
 

Студенты подготовле-ны к дальнейше-му самостоя-тельному изучению данной темы занятия, располагают необходи-мыми знаниями и умениями. 
 
 
 

Системати-зация знаний студентов о Великой Отечествен-ной Войне. 
 
 
 
 

Формирова-ние  знаний о мировой культуре, о поэтах и песнях Великой Отечествен-ной  Войны). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рефлексия. Анализ деятельности студентов.

Информация о работе Образовательно-исследовательский проект формирования социально-гражданской компетенции в ракурсе патриотической позиции будущего учит