Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:19, контрольная работа
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
1. Общее представление о воспитании.
2. Цели воспитания и самовоспитания.
3. Средства и методы воспитания.
4. Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МГУТУ
Кафедра
гуманитарных и социально
экономических наук
Контрольная работа
По предмету Психология и Педагогика
По
теме: Воспитание
человека.
Тема:
Воспитание человека
План:
3. Средства и методы воспитания.
4. Список литературы
Общее представление о воспитании.
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие "воспитание" — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
В определении
понятия "воспитание" заключены
некоторые трудности, во-первых, в
крайней сложности самого воспитательного
процесса, во-вторых, в невозможности
выделить процесс воспитания из комплекса
жизнедеятельности (из процесса социализации,
обучения и психологического формирования
личности), в-третьих, в неопределенности
самого, результата, воспитания — воспитанности
(сложность структуры и
Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания.
Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность".
Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника.
Структура воспитательного
процесса представляет собой взаимосвязь
основных элементов: целей и содержания,
методов и средств, а также
достигнутых результатов.
Воспитание является многофакторным процессом.
На него оказывают влияние природная среда,
жизненный мир и иерархия общественных
ценностей; семья, школа и вуз, детские
и молодежные организации; повседневная
и профессиональная деятельность, искусство
и средства массовой информации.
Среди многообразия воспитательных факторов
выделяют две основные группы: объективную
и субъективную.
К группе объективных факторов относятся:
• генетическая наследственность и состояние
здоровья человека;
• социальная и культурная принадлежность
семьи, оказывающая влияние на его непосредственное
окружение;
• обстоятельства биографии;
• культурная традиция, профессиональный
и социальный статус;
• особенности страны и исторической
эпохи.
Группу субъективных факторов составляют:
• психические особенности, мировоззрение,
ценностные ориентации, внутренние потребности
и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
• система отношений с социумом;
• организованные воспитательные воздействия
на человека со стороны отдельных людей,
групп, объединений и всего сообщества.
Цели воспитания и самовоспитания.
Проблемы воспитания
и обучения неразрывно связаны, поскольку
данные процессы направлены на человека
как целое. Поэтому на практике трудно
выделить сферы исключительного
влияния обучающих и
Сущность воспитания
заключается в таком
Как показывает практика, функция воспитательного
воздействия может реализовываться разными
способами, на различных уровнях, с множественными
целями. Например, сам человек может целенаправленно
оказывать на себя воспитательное влияние,
управляя своим психологическим состоянием,
поведением и активностью. В таком случае
можно говорить о самовоспитании. При
этом от позиции человека в отношении
себя (кем бы он хотел быть в настоящем
и стать в будущем) зависит выбор воспитательной
цели и способов ее достижения.
Цели воспитания
— это ожидаемые изменения
в человеке (или группе людей), осуществленные
под воздействием специально подготовленных
и планомерно проведенных воспитательных
акций и действий. Процесс формулировки
таких целей, как правило, аккумулирует
гуманистическое отношение
В качестве критериев оценки воспитанности
человека принимают:
• «добро» как поведение на благо другого
человека (группы, коллектива, общества
в целом);
• «истину» как руководство при оценке
действий и поступков;
• «красоту» во всех формах ее проявления
и созидания.
Мера воспитанности человека определяется
следующими критериями: широтой и высотой
восхождения человека к вышеозначенным
ценностям; степенью ориентации в правилах,
нормах, идеалах и ценностях общества
и мерой руководства ими в поступках и
действиях, а также уровнем приобретенных
на их основе личностных качеств.
Средства и методы воспитания.
Методы воспитания – это конкретные способы формирования чувств, поведения в процессе решения педагогических задач в совместной деятельности воспитуемых с воспитателями. Это способ управления деятельностью, в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности. Методы воспитания:
аиболее
известна классификация по направлениям
воспитательной работы: умственное, нравственное,
этическое, эстетическое, трудовое, физическое.
Нравственное воспитание Нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого самосознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Нравственное воспитание ориентировано на воспроизводство в формирующемся сознании общечеловеческих принципов. Любые знания, умения, навыки, которые приобретает человек, должны быть для него значимы, стать частью его мировоззрения. Социальное назначение знаний, которое состоит в применении их для блага общества, реализуется благодаря нравственному воспитанию. В основе нравственного воспитания как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения. Трудовое воспитание Сложно представить себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе
воспитания выступает и как ведущий
фактор развития личности, и как
способ творческого освоения мира,
обретения опыта посильной Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т.е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризуется:
С организацией
производительного труда школа
испытывает большие трудности, причем
эти трудности в связи с
переходом на новые условия хозяйствования
не только не снижаются, но увеличиваются.
В школах продолжает преобладать
утилитарный учебно- Труд в школе,
в том числе и познавательный,
должен представлять собой целенаправленную,
осмысленную, разнообразную деятельность,
имеющую личностную и социальную
направленность, учитывающую возрастные
и психофизиологические особенности
школьников. Переосмысление назначения
и характера школьного труда
вызвало к жизни новые Умственное воспитание Умственное воспитание – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирования мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыках. Под умственным развитием человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум – это совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Он проявляется: в объеме, характере и содержании знаний; в динамичности умственной деятельности (быстром или медленном ее темпе); в критичности (способность оценить результат); способности к обобщениям (широте ума); в творческом познании и стремлении к нему; в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении. Средством умственного воспитания является обучение. Социальное назначение знаний – это благо на пользу обществу. Физическое воспитание Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Задачи физического воспитания:
Систематическое
физическое воспитание начинается с
дошкольного возраста, физкультура
– обязательный предмет в школе.
Существенным дополнением к урокам
физкультуры служат разнообразные
формы внеклассной и Физическое воспитание
тесно связано с другими Эстетическое воспитания. Эмоциональное (эстетическое) воспитание– один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:
Самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Это сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы самовоспитания присутствуют уже у дошкольников. Хотя в этом возрасте ребенок еще не может осмыслить свои личностные качества, но он уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых. Литература |
1. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. — М., 1986.
2.Российская педагогическая энциклопедия: В 2Т. — М., 1993.
3.Фокин Е.И. Психология
и педагогика: Учебное пособие.
— Хабаровск, 1998.
Информация о работе Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения