Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:19, контрольная работа

Описание работы

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Содержание

1. Общее представление о воспитании.
2. Цели воспитания и самовоспитания.
3. Средства и методы воспитания.
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Акулова.docx

— 30.25 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

МГУТУ

Кафедра гуманитарных и социально  экономических наук 
 
 
 
 

Контрольная работа

По  предмету Психология и Педагогика

По  теме:  Воспитание человека. 
 

                                Студента Ф. И. О.Акуловой Натальи

                                     Курс факультета БИРХ

                                     Специальность 0250803с

                                     ШИФР 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: Воспитание человека 

План:

  1. Общее представление о воспитании.
  2. Цели воспитания и самовоспитания.

                             3.  Средства и методы воспитания.

                               4. Список литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Общее представление о  воспитании.

Личность человека формируется и развивается под  влиянием многочисленных факторов, объективных  и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых  и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или  согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие "воспитание" — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком  и в узком смысле. Воспитание в  широком смысле рассматривается  как общественное явление, как воздействие  общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется  с социализацией. Воспитание в узком  смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов  и воспитанников по реализации целей  образования в условиях педагогического  процесса. Деятельность педагогов в  этом случае называется воспитательной работой.

В определении  понятия "воспитание" заключены  некоторые трудности, во-первых, в  крайней сложности самого воспитательного  процесса, во-вторых, в невозможности  выделить процесс воспитания из комплекса  жизнедеятельности (из процесса социализации, обучения и психологического формирования личности), в-третьих, в неопределенности самого, результата, воспитания — воспитанности (сложность структуры и неустойчивость). Процесс воспитания — многофакторное явление. Необычное определение воспитанию дано в "Педагогической энциклопедии" автором А. В. Мудриком1. "Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека". В определении отсутствует сам акт педагогического воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем.

Воспитание —  суть формирование воспитанности в  условиях всестороннего воздействия  воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а  не само воздействие, является решающим фактором воспитания.

Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность".

Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю  совокупность социальных отношений  последней. Таким образом, процесс  воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника.

Структура воспитательного  процесса представляет собой взаимосвязь  основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также  достигнутых результатов. 
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. 
Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную. 
К группе объективных факторов относятся: 
• генетическая наследственность и состояние здоровья человека; 
• социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение; 
• обстоятельства биографии; 
• культурная традиция, профессиональный и социальный статус; 
• особенности страны и исторической эпохи. 
Группу субъективных факторов составляют: 
• психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого; 
• система отношений с социумом; 
• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

Цели  воспитания и самовоспитания.

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку  данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного  влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации  процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с  целью объяснения их сущности.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится  повлиять на воспитуемого: «чем человек  как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая  деятельность, направленная на изменение  психического состояния, мировоззрения  и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. 
Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Цели воспитания — это ожидаемые изменения  в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к  личности воспитуемого. 
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают: 
• «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом); 
• «истину» как руководство при оценке действий и поступков; 
• «красоту» во всех формах ее проявления и созидания. 
Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

Средства  и методы воспитания.

Методы  воспитания – это конкретные способы формирования чувств, поведения в процессе решения педагогических задач в совместной деятельности воспитуемых с воспитателями. Это способ управления деятельностью, в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности. Методы воспитания:

  • убеждение;
  • упражнения;
  • предъявление воспитаннику .социально-культурной нормы
  • отношения и поведения;
  • воспитывающие ситуации;
  • стимулирование деятельности и поведения.
аиболее известна классификация по направлениям воспитательной работы: умственное, нравственное, этическое, эстетическое, трудовое, физическое.

Нравственное  воспитание

Нравственное  воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого самосознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Нравственное воспитание ориентировано на воспроизводство в формирующемся сознании общечеловеческих принципов. Любые знания, умения, навыки, которые приобретает человек, должны быть для него значимы, стать частью его мировоззрения. Социальное назначение знаний, которое состоит в применении их для блага общества, реализуется благодаря нравственному воспитанию.

В основе нравственного  воспитания как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных  норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.

Трудовое  воспитание

Сложно представить  себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно  трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах,

применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Трудовое  воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования.

Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий  фактор развития личности, и как  способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент  общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный  учебный материал, и как столь  же неотъемлемая часть физического  и эстетического воспитания.

Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т.е. такой  труд, в процессе которого создаются  материальные ценности.

Производительный  труд характеризуется:

  • материальным результатом;
  • организацией;
  • включением в систему трудовых отношений всего общества;
  • материальным вознаграждением.

С организацией производительного труда школа  испытывает большие трудности, причем эти трудности в связи с  переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но увеличиваются. В школах продолжает преобладать  утилитарный учебно-производительный труд. Часто это лишь формальный придаток к школьной учебе, средство искусственной профессионализации общего образования. Такой труд слишком  слабо связан с целью всестороннего  и гармонического развития личности, перспективными тенденциями современного производства, потребностями, интересами, запросами школьников. Воспитательное значение такого труда невелико. Кризис «трудовой подготовки» в школе  стал глубоким и очевидным. Перестройка  школы потребовала эффективного решения задач трудового воспитания.

Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные и психофизиологические особенности  школьников. Переосмысление назначения и характера школьного труда  вызвало к жизни новые нестандартные  подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного  и даже учебного труда школьников до организации школьных кооперативов, бизнес-структур, представляющих собой хозрасчетные предприятия, действующие по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

Умственное  воспитание

Умственное  воспитание – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирования мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыках. Под умственным развитием человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни.

Ум – это совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Он проявляется:

в объеме, характере  и содержании знаний;

в динамичности умственной деятельности (быстром или  медленном ее темпе);

в критичности (способность  оценить результат);

способности к  обобщениям (широте ума);

в творческом познании и стремлении к нему;

в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении.

Средством умственного  воспитания является обучение. Социальное назначение знаний – это благо  на пользу обществу.

Физическое  воспитание

Физическое  воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи  физического воспитания:

  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • обучение новым видам движений;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • формирование гигиенических навыков;
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с  дошкольного возраста, физкультура  – обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные  формы внеклассной и внешкольной  работы.

Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности.

Эстетическое воспитания.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание– один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи  приобщения:

  • формирование эстетических знаний;
  • воспитание эстетической культуры;
  • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
  • формирование эстетического идеала;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде,

Самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Это сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы самовоспитания присутствуют уже у дошкольников. Хотя в этом возрасте ребенок еще не может осмыслить свои личностные качества, но он уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых.

Литература

 

1. Ковалев С.М.  Воспитание и самовоспитание. —  М., 1986.

2.Российская педагогическая  энциклопедия: В 2Т. — М., 1993.

3.Фокин Е.И. Психология  и педагогика: Учебное пособие.  — Хабаровск, 1998. 
 

Информация о работе Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения