Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:47, реферат
Необходимо заметить, что с изложенных позиций более чем актуально рассмотреть особенности образовательной программы, ее структуры и содержания в соответствии с ФГТ.
Цель работы: Образовательная программа, ее структура и содержание в соответствии с ФГТ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФГТ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Содержание
Введение
Актуальность. В 2010 году началась новая эпоха в истории российского дошкольного образования, потому что на смену Временным (примерным) пришли самые настоящие Федеральные государственные требования (далее ФГТ), которые должны пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет. ФГТ будут определять структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условия ее реализации. Пока уполномоченным федеральным государственным органом, или Министерством образования и науки РФ, обеспечена разработка первой части – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Осуществлял разработку Институт стратегических исследований в образовании РАО совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН и ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет.1
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании»2 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса, так определено в ФГТ.
Необходимо заметить, что с изложенных позиций более чем актуально рассмотреть особенности образовательной программы, ее структуры и содержания в соответствии с ФГТ.
Цель работы: Образовательная программа, ее структура и содержание в соответствии с ФГТ.
1. Характеристика ФГТ
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года3) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.
В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:
До ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются временными, а значит образовательная программа ДОУ предварительная, а сам период действия этих документов переходным.
Образовательная программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ.
Перед составлением образовательной программы рекомендуется создать в ДОУ рабочую группу (старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, воспитатель), которые досконально изучат: приказ № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009г. и Методические рекомендации к составлению Образовательной программы ДОУ и будут активно участвовать в составлении Программы.
В
годовой план ДОУ необходимо заложить
постоянно действующий семинар-
Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам:
Основные
направления развития - физическое,
социально-личностное, познавательно-речевое
и художественно-эстетическое.
Таблица
1. Отличия прошлых и новых
Временные (примерные) требования | ФГТ |
1. Предъявлялись к содержанию и методам дошкольного образования | 1. Определяют
структуру основной |
2. Содержание дошкольного образования включало 12 направлений деятельности ДОУ, как-то: 1 - взаимодействие сотрудников с детьми; 2 - физическое развитие и здоровье; 3 - речевое развитие ребенка; 4—8 - развитие в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности; 9-10 - развитие элементарных математических, естественнонаучных представлений; 11-12 - развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре. | 2. Содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Указанные 4 направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования. Более конкретную наполняемость направлений демонстрирует состав образовательных областей. Их 10: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество». |
3. Исключением
из деятельностного подхода |
3. Исключением
из деятельностного подхода являются
области «Здоровье», так как в рамках данной
области проводится в основном профилактическая
и оздоровительная работа, и «Безопасность».
Выделение последней области в качестве
самостоятельной обусловлено социальным
заказом общества, государства и семьи.
В основе остальных образовательных областей
находятся следующие виды детской деятельности:
двигательная деятельность (активность)
(«Физическая культура»), игровая («Социализация»),
трудовая («Труд»), восприятие художественной
литературы («Чтение художественной литературы»),
коммуникативная («Коммуникация»), познавательно- |
4. Сформулированы в терминах процесса, а не результата, не имеют количественно измеримых параметров, соответственно не ориентированы на некое новое состояние, в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования или система в целом. Разработаны с нарушением логики проектного управления, согласно которой сначала должен быть определен необходимый результат, а затем – деятельность по его достижению. | 4. Определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Формирование перечня качеств осуществлено по следующим основаниям: по принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей; в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован; с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы. Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой «обратной связи», когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление. |
5. Описывали каждое из направлений деятельности ДОУ, не фиксируя при этом общие концептуальные положения. Содержание дошкольного образования представляло собой набор «программ» по развитию тех или иных видов деятельности, тех или иных представлений, то есть строилось в большей степени по предметному принципу. | 5. Каждую образовательную
область характеризуют |
6. Не были дифференцированы на обязательную для всех ДОУ часть содержания дошкольного образования и часть, отражающую видовое разнообразие ДОУ (т.е. наличие приоритетных направлений). В полном объеме не могли быть выполнены всеми ДОУ Российской Федерации (например, обучение иностранным языкам, организация питания детей с учетом индивидуальной диеты и др.). | 6. Определяют
как обязательную для всех
ДОУ (групп детей дошкольного
возраста) часть Программы, так
и часть, формируемую |
7. Не
определяли объем |
7. Определяют как время, необходимое для реализации всей Программы, так и время необходимое для реализации ее основных частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. |
8. Не
отражали специфику |
8. Отражают специфику
образования детей дошкольного
возраста, так как полноценная
реализация обязательной части
Программы включает время, |
9. По объективным причинам (отсутствие в 1996 году групп кратковременного или сокращенного пребывания) учитывали только традиционный режим пребывания детей – 12-часовой. | 9. Учитывают возможность реализации Программы в группах детей дошкольного возраста с различным режимом пребывания. |
10. Не
учитывали специфику |
10. Учитывают специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. |
2. Структура и содержание образовательной программы
Программа состоит из двух частей:
Рассмотрим
структуру образовательной
Пояснительная записка (расписана в Методических рекомендациях к ФГТ)
I.
Обязательная часть Программы
должна содержать следующие
Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.
"Физическая культура",
"Здоровье",
"Безопасность",
"Социализация",
"Труд",
"Познание",
"Коммуникация",
"Чтение художественной литературы",
"Художественное творчество",
"Музыка".4
Реализация каждой области включает:
Пример реализации образовательной области «Художественное творчество»
Эта
часть образовательной
II.
Региональный компонент,
Кроме этого во второй части образовательной программы надо описать следующие разделы:
В каждом из перечисленных разделов представляется:
Раздел Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения включает в себя:
Информация о работе Образовательная программа, ее структура и содержание в соответствии с ФГТ