Образовательная программа, ее структура и содержание в соответствии с ФГТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:47, реферат

Описание работы

Необходимо заметить, что с изложенных позиций более чем актуально рассмотреть особенности образовательной программы, ее структуры и содержания в соответствии с ФГТ.
Цель работы: Образовательная программа, ее структура и содержание в соответствии с ФГТ.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФГТ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

Работа_образоват_программа_ФГТ_2011.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Реферат по педагогике  на тему : «Образовательная программа, ее структура и содержание в соответствии с ФГТ» автор:Гузель

 

Содержание

 

Введение

       Актуальность. В 2010 году началась новая эпоха в истории российского дошкольного образования, потому что на смену Временным (примерным) пришли самые настоящие Федеральные государственные требования (далее ФГТ), которые должны пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет. ФГТ будут определять структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условия ее реализации. Пока уполномоченным федеральным государственным органом, или Министерством образования и науки РФ, обеспечена разработка первой части – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Осуществлял разработку Институт стратегических исследований в образовании РАО совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН и ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет.1

       В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании»2 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса, так определено в ФГТ.

       Необходимо  заметить, что с изложенных позиций  более чем актуально рассмотреть особенности образовательной программы, ее структуры и содержания в соответствии с ФГТ.

       Цель  работы: Образовательная программа, ее структура и содержание в соответствии с ФГТ.

 

1. Характеристика ФГТ

       В  соответствии с утверждением и введением  в действие Федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года3) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.

       В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

    • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
    • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

       До  ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются временными, а значит образовательная программа ДОУ предварительная, а сам период действия этих документов переходным.

       Образовательная программа ДОУ  рассматривается  как модель организации образовательного процесса в ДОУ.

       Перед  составлением образовательной программы  рекомендуется создать в ДОУ рабочую группу (старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, воспитатель), которые досконально изучат: приказ № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009г. и Методические рекомендации к составлению Образовательной программы ДОУ и будут активно участвовать в составлении Программы.

       В годовой план ДОУ необходимо заложить постоянно действующий семинар-практикум  для педагогов с примерным  названием «Интеграция и реализация образовательных областей», на котором  познакомить педагогический коллектив с принципами построения  образовательной программы, направлениями работы, образовательными областями, их интеграцией и  т.д.

       Образовательная программа ДОУ должна соответствовать  определенным принципам:

    1. соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
    2. сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
    3. соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
    4. обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
    5. строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
    6. основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
    7. предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
    8. предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

       Основные  направления развития - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое  и художественно-эстетическое. 

       Таблица 1. Отличия прошлых и новых требований

Временные (примерные) требования ФГТ
1. Предъявлялись  к содержанию и методам дошкольного образования 1. Определяют  структуру основной общеобразовательной  программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей. Содержание дошкольного образования рассматривается только с точки зрения совокупности «содержательных» частей программы, в которых оно реализуется.
2. Содержание  дошкольного образования включало 12 направлений деятельности ДОУ, как-то: 1 - взаимодействие сотрудников с детьми; 2 - физическое развитие и здоровье; 3 - речевое развитие ребенка; 4—8 - развитие в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности; 9-10 - развитие элементарных математических, естественнонаучных представлений; 11-12 - развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре. 2. Содержание  дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Указанные 4 направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования. Более конкретную наполняемость направлений демонстрирует состав образовательных областей. Их 10: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».
3. Исключением  из деятельностного подхода является  почти половина направлений: здоровье, развитие элементарных математических  и естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре, а также речевое развитие ребенка (речь в дошкольном возрасте выступает в первую очередь как средство общения). 3. Исключением  из деятельностного подхода являются области «Здоровье», так как в рамках данной области проводится в основном профилактическая и оздоровительная работа, и «Безопасность». Выделение последней области в качестве самостоятельной обусловлено социальным заказом общества, государства и семьи. В основе остальных образовательных областей находятся следующие виды детской деятельности: двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»), игровая («Социализация»), трудовая («Труд»), восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»), коммуникативная («Коммуникация»), познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»), музыкально-художественная («Музыка»), продуктивная («Художественное творчество»).
4. Сформулированы  в терминах процесса, а не результата, не имеют количественно измеримых параметров, соответственно не ориентированы на некое новое состояние, в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования или система в целом. Разработаны с нарушением логики проектного управления, согласно которой сначала должен быть определен необходимый результат, а затем – деятельность по его достижению. 4. Определяют  планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Формирование перечня качеств осуществлено по следующим основаниям: по принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей; в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован; с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы. Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой «обратной связи», когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление.
5. Описывали  каждое из направлений деятельности ДОУ, не фиксируя при этом общие концептуальные положения. Содержание дошкольного образования представляло собой набор «программ» по развитию тех или иных видов деятельности, тех или иных представлений, то есть строилось в большей степени по предметному принципу. 5. Каждую образовательную  область характеризуют основные  задачи психолого-педагогической работы, при этом ФГТ определяют и общие концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, например, принцип интеграции образовательных областей, согласно которому решение задач психолого-педагогической работы каждой образовательной области должно осуществляться и в ходе реализации других образовательных областей. Среди важных концептуальных положений ФГТ можно назвать также комплексно-тематический принцип построения образовательных программ (как альтернатива учебной модели), принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовского), сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости и др.
6. Не были дифференцированы на обязательную для всех ДОУ часть содержания дошкольного образования и часть, отражающую видовое разнообразие ДОУ (т.е. наличие приоритетных направлений). В полном объеме не могли быть выполнены всеми ДОУ Российской Федерации (например, обучение иностранным языкам, организация питания детей с учетом индивидуальной диеты и др.). 6. Определяют  как обязательную для всех  ДОУ (групп детей дошкольного  возраста) часть Программы, так  и часть, формируемую участниками  образовательного процесса (отражающую видовое разнообразие учреждений и специфику осуществления образовательного процесса), а также варианты соотношения указанных частей Программы в соответствии с направленностью групп детей дошкольного возраста.
7. Не  определяли объем образовательной нагрузки. 7. Определяют  как время, необходимое для реализации всей Программы, так и время необходимое для реализации ее основных частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
8. Не  отражали специфику осуществления образовательного процесса в ДОУ. 8. Отражают специфику  образования детей дошкольного  возраста, так как полноценная  реализация обязательной части  Программы включает время, отведенное  и на непосредственно образовательную деятельность, и на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, и на самостоятельную деятельность детей и на взаимодействие с семьями воспитанников.
9. По  объективным причинам (отсутствие в 1996 году групп кратковременного или сокращенного пребывания) учитывали только традиционный режим пребывания детей – 12-часовой. 9. Учитывают  возможность реализации Программы в группах детей дошкольного возраста с различным режимом пребывания.
10. Не  учитывали специфику деятельности специализированных групп и учреждений. 10. Учитывают  специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Структура и содержание  образовательной программы

 

       Программа состоит из двух частей:

    1. обязательной части;
    2. вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

       Рассмотрим  структуру образовательной программы.

       Пояснительная записка (расписана в Методических рекомендациях к ФГТ)

       I.  Обязательная часть Программы  должна содержать следующие разделы:

    1. организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
    • описание ежедневной организации жизни и деятельности детей (ФГТ п.3.2.)
    • проектирование воспитательно-образовательного процесса (схема взаимодействия специалистов, модель образовательного процесса)

       Модель  образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.

    1. содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

       "Физическая  культура",

       "Здоровье",

       "Безопасность",

       "Социализация",

       "Труд",

       "Познание",

       "Коммуникация",

       "Чтение  художественной литературы",

       "Художественное  творчество",

       "Музыка".4

       Реализация  каждой области  включает:

    • цель образовательной области, задачи
    • модель или схему или таблицу «Связь с другими образовательными областями
    • программное обеспечение (выбрать из перечня в Методических рекомендациях, можно дополнить)
    • таблицу реализации образовательных областей в разных формах работы

       Пример  реализации образовательной области  «Художественное творчество»

    1. содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

       Эта часть образовательной программы  оформляется в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида и включает в себя деятельность по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции.

    1. планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
    2. система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

       II.  Региональный компонент, вариативная  часть Программы отражает:

    1. видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах «Московское образование: от младенчества до школы», «Детский сад будущего» и др.
    2. специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

       Кроме этого во второй части образовательной программы надо описать следующие разделы:

      • Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
      • Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста.
      • Особенности организации образовательного процесса в структурных подразделениях (лекотека, ЦИПР, СРП, СДС, КП и др.).
      • Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.

       В каждом из перечисленных разделов представляется:

    • режим работы,
    • перечень программ, технологий и пособий,
    • формы образовательной деятельности детей,
    • результаты освоения Программы.

       Раздел  Условия реализации образовательной  программы дошкольного образовательного учреждения включает в себя:

    • Управление реализацией программы;
    • Создание и обновление предметно-развивающей среды;
    • Инновационную или экспериментальную работу;
    • Формы сотрудничества с семьей;
    • Преемственность в работе ДОУ и школы;
    • Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

Информация о работе Образовательная программа, ее структура и содержание в соответствии с ФГТ