Образование в Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 10:42, реферат

Описание работы

Образование в Византии совмещало греко-римскую школьную тради-цию и христианское воспитание; 10–12-летние мальчики и девочки учились читать и писать по Библии и поэмам Гомера. В V–VI вв. существовали много-численные высшие учебные заведения, такие как основанный ок. 425 г

Содержание

Введение 3
Образованность византийцев 4
Христианство 5
Падение христианства 11
Заключение 16
Список Литературы 18

Работа содержит 1 файл

Педагогика - образование в Византии.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

      Все бы хорошо, да только вмешалась идеология. В 726 году император Лев III, основоположник иконоборчества, сжег Константинопольскую высшую школу вместе с профессорами и книгами. Такое вот простое решение сложного идейного вопроса. Но оно, к счастью, оказалось не окончательным, с IX века университет начинают восстанавливать (ректор - Лев Математик, прозвище которого, конечно, знаменательно. Он изобрел алгебраическую запись численных величин буквенными символами).

      Надо  признать, однако, что огульные обвинения иконоборческих императоров в гонениях на просвещение не справедливы. В конце VIII века начальные и средние школы не были закрыты, домашнее образование не возбранялось и не пресекалось. Грамотность была широко распространена в средних по состоятельности и социальному положению слоях населения. Появление в IX веке таких образованных людей, как Иоанн Грамматик, Лев Математик, наконец, таких, как знаменитый патриарх Фотий, свидетельствует о высокой постановке школьного дела в империи. Не следует забывать, что Константин-философ и его брат архиепископ Паннонский Мефодий - первоучители славянские, родившиеся и получившие образование в конце VIII - начале IX века, обязаны своей школьной образованностью и научной подготовкой современной им общественной среде и высшей школе. А Фотий, до того как стать патриархом, служил профессором философии и богословия в Константинопольской высшей школе. В этом университете преподавались известные всем средневековым школам последующего времени тривиум и квадривиум, и после грамматики и риторики следовали геометрия, астрономия, философия и наука всех наук - богословие.

      К XI веку относится новый расцвет  Византийской культуры. Отчетливо видно, что полностью восстановленная  и получившая дальнейший импульс  развития высшая школа готовит высших светских и духовных сановников как государственное учреждение подготовки управленческих кадров.

      В XII веке высшая школа Константинополя  становится под покровительство церкви как главный мозговой центр борьбы с ересями.

 

       Падение христианства

      После 1204 года - года взятия и разгрома Константинополя  крестоносцами - высшая школа в Византии в форме Феодосиевского университета прекратила свое существование навсегда. Так Запад отплатил своему европейскому Востоку за все то, что Востоком было сохранено и передано Западу.

      Надо  признать, что в целом латинские  христиане всегда питали к Византии далеко не благостные чувства. И церковный раскол 1054 года, и разгром 1204 года, и падение империи в 1453 году - все эти полные глубокого трагизма моменты истории ознаменованы со стороны латинского христианства горькими актами величайшей измены общехристианскому делу. Впрочем, это продолжается и сейчас. Христианину невозможно ни принять, ни понять выступления Запада на стороне мусульман, босняков и албанцев, против христиан византийского православия на Балканах. Но это так, к слову.

      Андроник II Палеолог Старший (1260-1332) открыл в  Константинополе Царскую Школу - некое подобие университета. В  царствование его внука Андроника Младшего в Царьграде подвизался некий Варлаам из Калабрии, крупный математик, возродивший изобретенный Львом Математиком способ буквенной записи численных величин, философ, утверждавший, что чудесное часто бывает призраком мысли, отстаивая таким образом примат разума над верой. По возвращении на родину он способствовал возрождению классицизма в Италии, учил греческому языку Петрарку. Влияние Варлаама испытал на себе и другой, не менее знаменитый представитель славной плеяды первых итальянских гуманистов Боккаччо.

      Время последних Палеологов характерно активной передачей на Запад сокровищ греческой философской мысли. В то время (XIV век) любой итальянец, желающий произвести впечатление образованного человека, должен был утверждать, что обучался в Константинополе. И так называемый Проторенессанс (XIII XIV века), и раннее Возрождение (XIV век) в Италии, в давние времена заметной своей частью входившей в состав империи ромеев, немыслимы без Византийского влияния. Складывается впечатление, что между первыми итальянскими гуманистами и последними (до времени) византийскими высокообразованными людьми существовало некое взаимное притяжение, стремление друг к другу. Все это выглядит так, как будто и те, и другие, если не предвидели, то предощущали, предчувствовали скорый конец Византии и гибель ее культуры под натиском османских завоевателей.

      Но  и в XV веке Византия продолжала оказывать  свое благотворное духовное влияние на мир, причем на мир не только православный, что было бы весьма естественным. Мы знаем, что Европейский Ренессанс не в последнюю очередь обязан своим появлением идеям, шедшим с греческого Востока. Это особенно проявилось, стало особенно заметным после взятия Константинополя турками, когда греческие интеллектуалы сапогом завоевателя были вышвырнуты из пределов Византии, и те из них, кто физически уцелел, оплодотворяюще воздействовали на италийскую культуру.

      Несомненным признаком культурности страны или  группы стран является наличие в их регионе университетов как высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по совокупности специальностей, составляющих основы современного научного знания. К настоящему времени прочно сложилось, стало традиционным представление, согласно которому история университетов начинается с эпохи западноевропейского средневековья. Этого мнения придерживаются такие разные издания, как Большая Советская Энциклопедия ,Лондонская, рассчитанная на англоязычного обывателя, The World Book Encyclopedia и солидный четырехтомный труд A His-tory, of the University in Europe.

      Трудно  указать точные даты создания первых (западно)европейских университетов прежде всего потому, что они не основывались сразу как законченные институции. Их образование выглядело как постепенная агрегация независимо возникающих школ в некие устойчивые педагогические кластеры. Из числа ранних центров такой кристаллизации наиболее известны университет в городе Болонья (Италия), возникший около 1100 года, и университет города Парижа, сформировавшийся в конце XII века. Для этих университетов, равно как и для их многочисленных последователей (только в первую треть XIII века университеты были сформированы в городах Оксфорд, Монпелье, Кембридж, Саламанка, Падуа, Неаполь, Тулуза, Салерно и Орлеан) характерно преподавание так называемых семи свободных искусств как абсолютно необходимой, важнейшей составляющей любого учебного плана. Разделяясь на два последовательно проходимые цикла - тривиум и квадривиум, эти семь свободных искусств не только содержательно, но и дидактически привязывали средневековый западноевропейский университет к античной системе знаний и к феодосиевскому университету, основанному в Константинополе в 425 году.

      Несмотря  на это, нынешняя педагогическая общественность склонна забывать о роли Византии в сохранении и развитии античного образовательного наследия и в передаче его нам, современным европейцам. Обычно подчеркивается лишь и на самом деле важная роль, которую сыграли мусульмане Ближнего Востока, Северной Африки и Испании, привнесшие давно утерянное Греческое и Римское научное знание ко вниманию Европейской педагогической общественности . При этом цитируется пример Каирского университета Аль-Ажар (Al-Azhar), образованного в 970-м году и рассматриваемого как старейший университет мира.

      В 1155 году император Священной Римской  империи Германской нации Фридрих  Барбаросса издал эдикт, так называемый Authentica Habita акт, в котором провозгласил некий набор университетских свобод и декларировал известную степень автономии университетов. Акт этот важен и своевременен. Важен потому, что именно таким образом кодифицировалось и формально дегитимизировалось обычное право, касательное учебных заведений. Своевременен потому, что, как мы знаем теперь, именно после издания этого акта начался в Европе бурный процесс официального открытия университетов как таковых. Создается такое впечатление, что этим актом Барбаросса взломал ворота, взорвал последнюю преграду, и поток, которого давно ждали, хлынул, уже ничем не сдерживаемый.

      В обоснование необходимости поддержки  университетов Барбаросса приводил тот довод, что образование, просвещая народ, формирует послушание Господу, императору и его министрам - служителям господним. Мысль эта по своему содержанию носит совершенно Византийский характер. Нельзя не заметить, как далеко по пути прогресса ушел за шесть веков наследник и соплеменник вождя германских варваров Теодориха германский император Барбаросса!

      Приоритет первого организационно оформленного разделения университета на факультеты (отделения) также принадлежит византийцам. Император Константин IX Мономах (1000-1055), известный нам как дедушка нашего великого князя Владимира Мономаха, сам был не очень сведущ в науках, но ученость традиционно уважал. Именно при нем произошло разделение Константинопольской высшей школы на философское отделение под руководством Михаила Пселла и на юридический лицей во главе с законоведом Иоанном. Важно при этом отметить, что доступ в университет был открыт всем желающим без сословных ограничений. Единственным условием для поступления был некий начальный уровень образованности и способность к обучению.

      В империи ромеев сразу же после  преобразования удачно расположенного, но заштатного городка Византии в мировую столицу Константинополь начала создаваться, такое впечатление, что сознательно создаваться, стройная система высшего образования. За все время существования Византии, т.е. в течение тысячи лет, не прерывалась убежденность правящей элиты империи в необходимости правильного образования и распространения просвещения по всем азимутам внешней политики государства, не говоря уж о подготовке высококвалифицированных кадров для собственных нужд.

      Во  все времена существенным преимуществом  византийцев была их высокая образованность. Унаследованные от Рима уважение к закону, а от древней Эллады - культура образованности, вкупе с христианским просвещением позволили Византии побеждать варваров. Именно это триединство - закон, ученость и христианство - давало в руки Византии мощнейшее политическое орудие. Именно это передала Византия Западной Европе, именно в этом смысле была она золотым мостом, соединявшим в пространстве Восток и Запад, во времени античность и позднее средневековье, в сущности, Возрождение.

      Говоря  о вкладе Византии в Европейскую  культуру вообще и в культуру образования  в частности, нельзя не отметить, что  Империя передала средневековой Европе и многие отрицательные черты своей культурной жизни, накопленные за тысячелетие ее трудной истории.

 

       Заключение

      При чтении Византийских авторов часто  возникает ощущение, складывается такое впечатление, что византийцы сознавали свою ответственность за передачу нам наследия Греции и Рима. Наследие это огромно, объемно, богато. Отсюда вытекает характерное для Византии стремление к компиляции. Интеллектуальные усилия византийских гуманитариев, а именно таковые составляли основу корпуса ученых того времени, как правило, не выходили за пределы формального изучения вновь переписываемых текстов. Характерной была какая-то почти болезненная страсть к модернизации какого-нибудь древнего материала путем передачи его содержания современным языком. Стремление наиболее крупных ученых к компиляции, желание фиксировать все уже достигнутое приводило к подлинной энциклопедичности. Таков был патриарх Фотий, составивший историческую энциклопедию и собравший замечательную библиотеку. Это поощрялось. Император Константин Багрянородный (середина X века) был энциклопедистом - организатором, тщанием которого сохранена научно-содержательная составляющая Византийской цивилизации. Он выстроил свод Византийской учености, организовав составление около полусотни справочников по всем известным тогда наукам, от агрономии до тактики осады горных крепостей.

      Это были высшие достижения, это был  интеллектуальный расцвет Византии времени Константина Багрянородного и патриарха Фотия.

      К вершинным достижениям Византийской мысли относится, и об этом нельзя забывать, вся святоотеческая литература. Блеск был настоящим, ученость - обширной, но в силу рассмотренных выше обстоятельств как бы вторичной. В отсутствие сколько-нибудь разумной правительственной политики культурного обмена заимствование интеллектуальных достижений естественным образом шло на приземленном уровне внешнего блеска и большей доступности. Результатом явилось многовековое господство в преподавательской практике западных университетов во многом пустопорожней схоластики и пышной перифразы, когда плетение словес затемняло, а то и заменяло суть дела.

      Оценивая  тысячелетие Византийской истории, следует твердо помнить одно, но самое важное - ромеи совершили героический подвиг, сохранив, несмотря ни на что, непрерывность истории. Благодаря им не прервалась связь времен. Византия сберегла Прометеев огонь познания и образования до того времени, когда в обновленной Возрождением Европе вновь стала востребованной высшая школа, школа университетского типа.

 

Список Литературы

  1. Васильев А.А. История Византийской империи. В 2-х т.СПб., 2008.
  2. Васильевский В.Г. Труды. В 4-х т. СПб.; Пг.; Л., 2008–2009.
  3. Византийская империя // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. VIII. С. 125–359.
  4. История Византии. В 3-х т. / Отв. ред. акад. С.Д. Сказкин. М., 2007.
  5. Каждан А.П. Византийская культура (Х–ХII вв.). СПб., 2008.
  6. Карпов С.П. Латинская Романия. СПб., 2008.
  7. Колпакова Г.С. Искусство Византии. В 2-х кн. СПб., 2008.
  8. Кулаковский Ю.А. История Византии (395–717 гг.). СПб., 2006.
  9. Культура Византии. В 3-х кн. / Отв. ред. З.В. Удальцова, Г.Г. Литаврин. М., 2006, 2007, 2008.
  10. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб., 2009.
  11. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. СПб., 2007.
  12. Оболенский Д. Византийское содружество наций: Шесть византийских портретов. М., 2008.
  13. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. М., 2008.
  14. Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. В 2-х кн. СПб., 2008.
  15. Соколов Н.П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов, 2008.
  16. Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 3-х т. М.,2006–2007.
  17. Ostrogorsky G. Byzantinische Geschichte, 324–1453. München, 2008.
  18. The Oxford Dictionary of Byzantium / A. Kazhdan, A.-M. Talbot e.a. Washington; New York; Oxford, 2008. 3 vol.

Информация о работе Образование в Византии